Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:26, реферат
Хотя Англия и лишилась со временем лидирующих позиций в мировой экономике и политике, ее преемник, США, имеет с ней общие корни. Правовая система США сохранила известное сходство с английской правовой системой. В этом контексте изучение данной темы является еще и актуальным.
Введение
Реставрация монархии в Англии XVII в.
Основные конституционные акты XVII - XVIII вв.
Заключение
Рождение наследного принца вызвало у многих удивление и недоверие, подозревали «папистский обман» (до этого королева Мария Моденская 15 лет была бесплодна). Ходили упорные слухи, что в Сент-Джеймский дворец тайно принесли чужого ребенка в большой металлической грелке для постели. Слухи подогревались тем, что при рождении наследника присутствовали в основном католики, не допустили даже принцессу Анну.
Анти-якобитские силы (как тори, так и виги) сплотились в тайной оппозиции, умеренное крыло которой возглавил маркиз Галифакс, а более радикальное — граф Дэнби. В заговоре участвовала и часть армейских офицеров. Совместно они решили обсудить вариант смены «тирана-паписта» на голландскую чету — Марию и Вильгельма.
Принц Вильгельм Оранский был крупнейшей фигурой среди протестантских правителей в Европе, и его как правителя Нидерландов тревожила перспектива возможного англо-французского союза и укрепление Яковом II английской армии и флота. Поэтому отстранение Якова II от власти представлялось Вильгельму крайне желательным даже независимо от собственных перспектив стать правителем Англии. К этому времени Вильгельм несколько раз посетил Англию и завоевал там большую популярность.
Низкой популярности Якова II также способствовало, что он продолжал получать субсидии от Людовика XIV, покровительствовал иезуитам, правил без парламента и беспощадно преследовал своих противников, лично присутствуя при допросах и пытках.
В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма на престол, а осенью того же года принял Билль о правах, лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы, вводить налоги и собирать войско без согласия парламента. Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной, конституционной монархии.
Полный текст
билля о правах приведен по следующей
ссылке: http://legislator.narod.ru/
Основные конституционные акты XVII - XVIII вв.
Многие передовые правовые акты, вышедшие в рассматриваемый период, были приняты парламентом в рамках борьбы с короной. Поводов для оппозиции было более, чем достаточно. Однако в качестве центрального можно, пожалуй, выделить сопротивление некотролируемому налогообложению со стороны короля. Вопрос об исключительных прав короны и привилегиях парламента возникал неоднократно.
Яков 1 был склонен рассматривать парламент лишь как подсобный институт, возникший и функционирующий по милости короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения. Ответом на эти притязания явилась «Апология палаты общин» (20 июня 1604) - документ, составленный палатой общин к «сведению» короля – чужестранца, весьма недвусмысленно утверждающий, что король Англии не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства, конституционное устройство которого основано на признании парламента верховным органом страны во главе с королём, но отнюдь не одного короля, действующего независимо от парламента. Решительно отвергая сам принцип божественности королевской власти, палата общин подчёркивала, что власть смертного короля не является ни божественной, ни единоличной.
Полный текст этого документа представлен по нижеследующей ссылке:
http://www.illuminats.ru/
В данном документе в частности говорится: «наши привилегии и вольности являются нашим правом и законным наследием не в меньшей мере, чем наши земли и имущество. … их нельзя у нас отнять, отрицать или подвергать какому-либо умалению иначе, как с явным вредом для состояния государства… наша просьба к вам при вступлении в парламент о предоставлении нам права пользоваться нашими привилегиями является чисто формальной и не уменьшает наших прав.» Есть и еще одна весьма достойная внимания цитата: «в нашей стране нет другого занимающего столь же высокое место органа, который мог бы по положению и правам ставится наравне с этой высокой палатой парламента, которая с согласия вашего величества издает законы для всех других органов государства, сама же не получает ни от какого другого органа ни законов, ни приказов. »
Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских слоёв собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова 1 и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики – должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?
Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т.е. получившему поддержку обеих палат. Яков 1 наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента 1611 г. вплоть до 1621 г. ни одного парламента. Это было по существу новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец».
Особо памятной становится парламентская сессия 1628 г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии: никаких налогов без парламента, никаких арестов иначе, как по закону, отмена всех и всяких чрезвычайных судов.
Петиция о праве (англ. Petition of Right) — акт, представленный королю Карлу I от имени обеих палат английского парламента 28 мая 1628 года и называемый «второй великой хартией».
Петиция сводилась к следующим четырём пунктам:
1. Произвольный
сбор налогов. По закону
2. Личная неприкосновенность
английских подданных. На
3. Произвольное установление чрезвычайных военных судов (Martial Law). Применение в мирное время военного закона и суда незаконно, так как противоречит Великой хартии, законам Эдуарда III и другим статутам. Воинскими судилищами невинные были приговорены и казнены, а истинные преступники освобождались от наказаний.
4. Противозаконные экзекуционные военные команды. Жителей «вопреки законам и обычаям королевства и к великой обиде и беспокойству народа» подвергали обременительным военным постоям.
«Петиция о
Праве составляет одну из вех в
конституционном развитии Англии. Однако
непосредственно она имела
Приняв петицию и дав сперва на неё положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции».
Тогда в марте 1629 г., выразив открытое неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию, нижняя палата объявила, что всякий, кто введёт новшество в религию, кто «побудит налагать и взимать» пошлины, не утверждённые парламентом, кто добровольно внесёт или уплатит такого рода пошлины, должен быть признан «предателем вольностей Англии и врагом отечества». Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и её члены покинули зал заседаний.
В 1641 г Карл I
собрал парламент. для того, чтобы
попросить его принять
Этот парламент, названный затем Долгим, принял ряд известных актов.
Трёхгодичный акт от 16 февраля 1641 г., также известный как «Акт о предотвращении неудобств», был принят с требованием того, чтобы промежуток между двумя сессиями парламента не превышал трёхлетнего срока.
В декабре 1641 г. парламент в «Ордонансе о полиции » утверждает, что желает контролировать назначение командующих в армии и на флоте.
Также был принят акт, согласно которому никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента.
Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость.
Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королём Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл 1 был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову.
Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики.
Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой. Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин.
Конституция, принятая 13 декабря 1653 г., устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения». Выбор на пост лорда – протектора производился Государственным Советом (членов которого, в свою очередь, избирал парламент). Лорд – протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления. Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики. От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал правом помилования.
Позднее была восстановлена Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.
После восстановленя монархии король Карл 2 торжественно подтвердил «Великую хартию 1215», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено.
Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, английской церкви и пр.
В 1679г. был принят Habeas Corpus act. Дополнения в Хабеас корпус акт вносились в 1689 («Билль о правах»), 1766 и 1816 гг.
В 1688г. после изгнания Якова II и восхождения на трон Вильгельма Оранского последним была подтверждена его верность двум парламентским документам, принятым незадолго до этого — «Habeas Corpus act» и «Билль о правах».
«Билль о правах» — «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны» (англ. Bill of Rights — "An Act declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown") — законодательный акт, принятый парламентом Англии 16/26 декабря 1689 года в результате «Славной революции» — одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.
Позднее был принят Акт о престолонаследии или Акт об устроении (англ. Act of Settlement) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1701 году, лишивший католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков. Согласно Акту об устроении лица, вступавшие на английский трон, обязаны были принадлежать к англиканской церкви. Лица, рожденные за пределами Англии, Шотландии или Ирландии, не могли быть членами Тайного совета или парламента, занимать должности, связанные с оказанием доверия. Акт об устроении устанавливал правило «контрасигнатуры» (скрепление подписью министра правовых актов, представляемых на подпись королю), а также министерскую ответственность перед парламентом.
Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии.
Чтобы затруднить образование
в парламенте сильной