Формирование конституционной монархии в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования конституционной монархии в Англии.
Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть предпосылки революции XVII в.
2) рассмотреть и проанализировать акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии 5
1.1. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. 5
Глава 2. «Славная революция» и ее последствия 9
2.1. Билль о правах 1689 г. 9
2.2. Акт об устроении 1701 г. 10
Глава 3. Развитие конституционной монархии в XVII в. 16
3.1. Парламент 16
3.2. Кабинет министров 18
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Формирование конституционной монархии в Англии редактированная2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Многовековая  история британского государства  имеет много общих черт, присущих другим западноевропейским государствам. Однако только для Великобритании характерны те особенности, которые способствовали более быстрому развитию в ней  капиталистических отношений и превращению страны в главенствующую мировую державу XIX в. Своеобразно также и формирование в ней государственного строя.

     Победа  английской буржуазной революции середины XVII в. открыла путь быстрому капиталистическому развитию страны1.

     В 1688г. был произведен верхушечный переворот, король низложен, а английский престол перешел голландцу Вильгельму Оранскому. Так, феодальная монархия сменилась конституционной монархией.

     Главным изменением в государственном устройстве и режиме правления после революции 1688г. стало перемещение значительных властных полномочий от короны к палате общин и усиление зависимости королевской власти от парламентской. Начало второй половины XVIII в. было для Англии насыщено важными и сложными событиями.

     Видный  общественный деятель XVIII столетия лорд Честерфилд сказал однажды, что Англия является единственной страной, которая имеет конституцию. Автор этого обобщения хорошо знал то, о чем говорил. Он был членом парламента с 1715г., затем членом палаты лордов, наместником в Ирландии, госсекретарем и т.д. Однако спустя примерно столетие другой авторитетный знаток современной конституционной истории француз А. Токвиль скажет, что Англия является единственной страной, которая не имеет конституции2.

     Самая характерная особенность становления государственных властных учреждений в Англии – это постепенность. Наиболее обстоятельной и авторитетной интерпретацией английской конституции стала концепция А. Дайси, который в конце прошлого века определил английское конституционное право (the Law of Constitution), как «совокупность правил, прямо или косвенно относящихся к распределению или осуществлению верховной власти в государстве»3.

     В результате перемен вызванных законодательными и политическими новациями двух революций XVII века в 1701г. в Англии оформилась такая разновидность конституционной монархии, как дуалистическая монархия, а в 1832г. парламентарная.

     Целью данной работы является изучение формирования конституционной монархии в Англии.

     Поставленная  цель была достигнута посредством решения следующих задач:

    1. рассмотреть предпосылки революции XVII в.
    2. рассмотреть и проанализировать акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями;
    3. рассмотреть последствия «Славной революции»;
    4. рассмотреть и проанализировать развитие конституционной монархии в XVIII в.

     Объектом  исследования явилось формирование и развитие конституционной монархии в Англии

     Предмет исследования – конституционная  монархия в Англии.

     Методологическая  база исследования. В ходе написания данной работы были использованы формально-юридический метод, исторический метод, метод обобщения, анализа и синтеза и др.

     При написании данного исследования были изучены труды таких авторов, как: Александрова С.П., Барг М.А., Виноградов В.Д. и Головин Н.А., Графский В.Г.,  Давид Р., Каррель А., Кертман Л.Е., Косминский Е.А. и Левицкий А.Я., Крашенникова Н.А. и Жидкова О.А., Кучма В.В., Лавровский В.М., Матвеев В.А., Нарочницкий А.Л., Овчаренко Н.Е., Ожиганов Н.И., Павлова Т.А., Польская Н.М., Пьянов Н.А., Тревельян Дж. М., Федоров К.Г., Чиркин В.Е. и др. 

 

Глава 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии

     1.1. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г.

     В мае 1679 г., воспользовавшись временным большинством в парламенте, виги добились принятия «Акта о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями». Проект закона трижды отклонялся верхней палатой, но после ожесточенной борьбы был, наконец, ею принят (весьма незначительным большинством, достигнутым, скорее всего, в результате подтасовки результатов голосования) и 26 мая 1678 г. утвержден королем. Данный документ, вошедший в историю под наименованием «Хабеас корпус акт» (по первым словам текста судебного приказа – Habeas corpus ad judicierandum, т.е. «доставить тело для предания суду»), явился одной из краеугольных основ английского конституционного права4.

     Непосредственная  цель принятия закона была сугубо прагматичной и утилитарной – защитить от неправомерных арестов и произвола королевской администрации лидеров вигской оппозиции. В законе устанавливались правила ареста и привлечения обвиняемого к судебной ответственности, причем контроль за соблюдением этих правил возлагался на судебные органы. Любой подданный английской короны, задержанный административными органами за деяния, которые являются уголовными или считаются таковыми, в случае своего несогласия с арестом имел право лично или через своих представителей обратиться к одному из верховных судей с письменной просьбой выдать приказ «Хабеас корпус», адресованный должностному лицу (шерифу или тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ «Хабеас корпус», данное должностное лицо было обязано в строго установленные сроки (как правило, в течении 3 дней, а в исключительных случаях – не более 20 дней) доставить арестованного в соответствующую судебную инстанцию (не обязательно высшую), подробно обосновав истинные причины задержания. Судья, к которому был доставлен арестованный, рассматривал его заявление единолично в порядке сокращенного судопроизводства, но при условии непременного присутствия самого арестованного; на рассмотрение дела отводилось не более двух дней. Выяснив обстоятельства ареста, судья должен был определить, подлежит ли арестованный полному и безусловному освобождению, либо его следует отправить обратно в тюрьму, либо можно временно отпустить его на свободу с поручительством под денежный залог, обязав явиться в суд на ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу (судебные сессии происходили раз в три месяца).

     В процессе своей практической реализации Хабеас корпус акт далеко перерос  рамки ординарного закона и приобрел гораздо более общее значение. Фактически он впервые в мировой  практической практике ввел в действия некоторые основополагающие гарантии неприкосновенности личности. «Акты о Habeas corpus, - пишет А. Дайси, - не провозглашают никакого принципа и не определяют никаких прав, но для практических целей они стоят сотни конституционных статей, гарантирующих свободу личности. Торжественно провозгласить право личной свободы – вещь, конечно, нетрудная, но в большинстве случаев в ней мало толку. Действительное затруднение заключается в том, чтобы обеспечить пользование этим правом. Эта цель и достигается актами о Habeas corpus; для свободы англичан они сделали больше, чем можно было бы сделать каким угодно провозглашением прав»5.

     Практическое  значение Хабеас корпус акта 1679 г. заключалось в том, что он положил предел произвольным арестам; разрешал временное освобождение под залог до момента судебного разбирательства; запрещал вторичный арест и помещение в тюрьму за то же самое преступление. Объявлялось также недопустимым переводить задержанных из одной тюрьмы в другую и содержать их без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии. Хабеас корпус акт вводил систему значительных по размеру денежных штрафов, налагаемых на должностных лиц в пользу обвиняемого за неисполнение предписаний закона (500 фунтов стерлингов – на судью, 100-200 фунтов стерлингов – на тюремщика или его заместителя), а в ряде случаев предусматривал и освобождение этих лиц от занимаемой должности. Эти штрафы, выплачиваемые должностными лицами, по своему замыслу являлись компенсацией морально ущерба, наносимого потерпевшему лицу необоснованным арестом.

     Следует заметить, что процедура доставки арестованного в суд была известна в Англии и ранее, - по крайней  мере, она упоминается в нормативных  актах еще с начала XV века. Однако существенным пробелом в предшествующем законодательстве длительное время (вплоть до революционной эпохи) оставалось отсутствие строго установленной ответственности судей и персонала тюрем за невыполнение (или за несвоевременное выполнение) процедуры «Хабеас корпус». Впервые требование сделать безусловным быстрейшее предание арестованного суду отчетливо звучит в «Петиции о праве» 1628 г.; эта идея получила свое развитие в парламентском акте 1641 г., регулировавшем полномочия Тайного совета. Однако лишь акт 26 мая 1679 г. впервые в законодательном порядке установил непреложную ответственность должностных лиц, виновных в неисполнении предусмотренных предписаний. По своей исторической значимости Хабеас корпус акт встал в один ряд с Великой хартией вольностей, провозгласив ряд важнейших принципов справедливого и демократического правосудия, основанных на идее неприкосновенности личности: презумпцию невиновности, соблюдении законности при аресте, оперативность в рассмотрении судебных дел с соблюдением всех необходимых процедур и по месту совершения правонарушения. Таким образом, прогрессивный характер этого документа не может вызывать сомнений, не случайно он пережил века и имел многочисленные заимствования в других странах6.

     Тем не менее, Хабеас корпус акт отнюдь не являлся безупречным в юридическом отношении. Прежде всего, он не обеспечивал полной гарантированности прав подданных перед лицом правоохранительных органов. Дело в том, что закон не установил обязанность верховного судьи выдавать приказ о доставке арестованного в суд при любых условиях, - это делалось только тогда, когда судья признавал прошение арестованного мотивированным и приходил к убеждению, что арест действительно осуществлен необоснованно. Следовательно, применение закона было фактически передано на усмотрение судей, а это последнее обстоятельство не перекрывало всех каналов административного произвола. Кроме того, совершенно очевиден и классово-ограниченный характер Хабеас корпус акта, проявившийся, в частности, в том, что высокий размер денежных залогов создавал преимущества для богатых в ущерб лицам с низким имущественным цензом; важно при этом подчеркнуть, что размер денежного залога также определялся судьями по их свободному усмотрению. Следует также отметить и то обстоятельство, что Хабеас корпус акт не действовал в отношении лиц, заключенных в тюрьму «за долги или по какому-либо иному гражданскому делу». Процедура освобождения под залог первоначально не распространялась и на лиц, обвиненных в особо тяжких уголовных преступлениях или в соучастии в них, - тем самым, как и в предыдущем случае, нарушался принцип равенства всех перед законом. Правда, в отношении лиц, обвиняемых в тяжком уголовном преступлении, вводилось более строгое правило привлечения их к судебной ответственности: их дело должно было обязательно рассматриваться на ближайшей судебной сессии, - если этого не происходило, арестованные подлежали обязательному освобождению без всяких условий7.

     Первоначально из-под действия закона выводились и деяния, квалифицированные в  качестве «государственной измены». Это  последнее понятие в те времена  толковалось слишком широко, что под него можно было подвести практически любое проявление нелояльности, малейшую оппозицию властям. Даже выезд во Францию без разрешения властей или обратный въезд из Франции в Англию в XVII в. мог подпасть под понятие государственной измены; при этом для доказательства подобной «измены» (в случае отсутствия признания обвиняемого) было достаточно показаний двух свидетелей. Впоследствии, в первой половине XIX века, ограничения Хабеас корпус акта, касающиеся тяжких уголовных преступлений и государственной измены, были сняты, вследствие этого принципа равенства всех подданных перед уголовным законом был упрочен. Однако и после этих усовершенствований абсолютных гарантий неприкосновенности личности закон 1678 г. все-таки не создавал: за парламентом сохранялось право «в исключительных случаях» либо приостанавливать действие этого акта, либо освобождать должностных лиц от ответственности за его невыполнение. Как показали дальнейшие события, это право было реализовано парламентом неоднократно. Так, действие Хабеас корпус акта было приостановлено на период 1794 1801 гг. – этим шагом правящие круги Англии отреагировали на кровавые события Великой французской буржуазной революции; одновременно были приняты законы, ограничивающие свободу печати и собраний. В дальнейшем (особенно в XX веке) приостановка действия Хабеас корпус акта производилась обычно в периоды войн или острых классовых потрясений8.

       

 

Глава 2. «Славная революция» и ее последствия

     В 1688 г. В Англии произошел государственный переворот, вошедший в историю под наименованием «Славной революции». Политика Якова II, направленная на восстановление абсолютизма и католицизма (в 1685 г. он распустил парламент и правил единолично, в 1686 г. фактически восстановил Высокую комиссию, а в 1687 г. издал «Декларацию о веротерпимости», открывающую перспективу превращения католицизма в государственную религию), вызвала солидарный протест почти всех слоев населения страны. Особую тревогу правящих кругов вызывала перспектива изъятия из рук земельной собственности, которая в свое время досталась им в ходе Реформации XVI в. и революционных событий XVII в. Непосредственным поводом для выступления оппозиции явилось рождение в июне 1688 г. у 55-летнего Якова II сына Эдуарда от второго брака – нового претендента на престол вместо дочери от первого брака Марии, разделявшей протестантские религиозные взгляды своего мужа – штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского. Перед лицом возникшей угрозы иметь в будущем на престоле короля-католика тори и виги отложили в сторону свои межпартийные противоречия: объединившись, они предложили занять английский престол Вильгельму Оранскому. В адресованном ему обращении говорилось: «Народ настолько недоволен настоящим поведением правительства, его посягательством на свою религию, свободу и собственность, что 19/20 всего населения желают перемен»9.

     10 октября 1688 г. Вильгельм Оранский  опубликовал декларацию, в которой  обещал явиться в Англию и  помочь английской нации сохранить  «протестантскую религию, свободу,  собственность и свободный парламент». В ноябре 1688 г. 600 кораблей голландского флота высадили на побережье Англии 15-тысячное войско Вильгельма Оранского; на его знамени был начертан девиз: «Pro Religione protestante – Pro libero Parlamento». Яков II, покинутый всеми своими прежними сторонниками, покинул Лондон (при этом он пытался утопить в Темзе Большую государственную печать, которую, впрочем, позднее удалось выловить из реки) и эмигрировал во Францию, где и умер двенадцать лет спустя. 18 декабря 1688 г. Вильгельм Оранский вступил в Лондон. 13 февраля 1689 г. обе палаты парламента (хотя и не единогласно) провозгласили Вильгельма и Марию королем и королевой; фактически королем становился один Вильгельм. «Славная революция» произошла относительно мирно и бескровно10.

     С социальной точки зрения переворот 1688 г. ознаменовал оформление классового союза буржуазии и земельной аристократии, оказавшегося выгодным для обеих сторон. Буржуазия соглашалась с тем, что «политические трофеи» - доходные и теплые местечки на государственной службе – оставлялись в руках знатных дворян- землевладельцев при условии, что они в достаточной мере будут соблюдать экономические интересы финансового, промышленного и торгового среднего класса. А эти экономические интересы уже тогда были достаточно сильны, чтобы определять собой общую политику нации. С этого времени буржуазия стала скромной, но все признанной составной частью господствующих классов Англии.

Информация о работе Формирование конституционной монархии в Англии