Формирование конституционной монархии в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования конституционной монархии в Англии.
Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть предпосылки революции XVII в.
2) рассмотреть и проанализировать акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии 5
1.1. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. 5
Глава 2. «Славная революция» и ее последствия 9
2.1. Билль о правах 1689 г. 9
2.2. Акт об устроении 1701 г. 10
Глава 3. Развитие конституционной монархии в XVII в. 16
3.1. Парламент 16
3.2. Кабинет министров 18
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Формирование конституционной монархии в Англии редактированная2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     В 1716 г. был принят закон, увеличивающий  срок полномочий членов нижней палаты с трех до семи лет и обеспечивающий, таким образом, известную независимость парламента от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения, подвергались преследованию. Кабинет министров В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров – орган, занимающий особое место в государственном строе.

     Лишив короля законодательной власти, парламент  стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под  свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.

     3.2. Кабинет министров

     В основном именно на указанных конституционных  обычаях, фиксировавших результаты парламентской практики, строились взаимоотношения короля и парламента с Кабинетом министров — третьим важнейшим государственным органом, возникшим и оформившимся практически без всякого законодательного урегулирования в течение XVIII века. Невозможно назвать никаких нормативных актов, которые регулировали бы состав кабинета, его полномочия, порядок формирования, принципы взаимоотношений с короной и парламентом. Кабинет министров первоначально представлял собой коллегию из пяти-семи наиболее влиятельных членов Тайного совета, получившую наименование «правительства его Величества». Основополагающим стержнем взаимоотношений короля, парламента и кабинета министров явился принцип т. н. «ответственного правительства»18.

     В начале XVIII века монарх формально продолжал оставаться главой государства и обладал многочисленными и широкими полномочиями. Король считался главой государства; его особа признавалась священной и неприкосновенной. Король обладал верховенством над церковью, в т. ч. правом назначения на церковные должности. Он принимал участие в законодательстве, поскольку ни один парламентский акт без его подписи не вступал в силу. За королем оставалось право роспуска нижней палаты. Назначения на все административные и судебные должности производились либо лично королем, либо от его имени; от имени короля вершился суд. Король представлял страну на международной арене, направлял и принимал послов, имел право заключения международных договоров, осуществлял командование вооруженными силами — армией и флотом. Он также предоставлял права гражданства, присваивал почетные титулы и звания (в том числе статус лорда, если таковой не был наследственным). К прерогативам короны относилась и чеканка монеты.

     Однако  в реальной жизни королевские  прерогативы все более и более ограничивались. Абсолютное вето короля в отношении парламентских актов было использовано два последних раза в конце XVII и начале XVIII века: в 1692 г. король Вильгельм III не дал своего согласия на то, чтобы парламент созывался один раз в три года (впрочем, через два года он был вынужден с этим согласиться), а в 1707 г. королева Анна отказалась утвердить билль о шотландской милиции. Утратив право вето в отношении парламентских актов, корона лишилась реального рычага воздействия на законодательную сферу. Законодательная инициатива практически полностью сосредоточилась в парламенте: после 1688 г. трудно назвать хотя бы один закон, который был бы издан по инициативе короны. Право объявлять войну и заключать мир постепенно перешло из рук короля в руки парламента.

     Одновременно  становились все более номинальными и функции короля как главы исполнительной власти, мощным инструментом ограничения короны в данном отношении стала реализация принципа контрасигнатуры: только подпись первого министра делала любой королевский акт действительным. К тому же со времени установления на престоле Ганноверской династии (1714 г.) возник прецедент неучастия короля в заседаниях кабинета министров. Причина была проста и прозаична — король Георг I в течение своего 13-летнего правления так и не удосужился изучить английский язык; но поскольку его министры, в свою очередь, не владели немецким языком, король объяснялся с ними по-латыни. Неучастие короля в заседаниях кабинета министров привело, с одной стороны, к значительному усилению руководящих функций премьер-министра в кабинете, а с другой — к нарастанию «отчужденности» кабинета от короля, к приобретению кабинетом фактической самостоятельности. Складываюсь ситуация, которая впоследствии получила свое выражение в формуле: «Король властвует, но не управляет»19.

     В условиях прогрессирующей утраты королем  реальной политической власти задача установления парламентского контроля непосредственно над королем теряла свою актуальность. Гораздо существенней оказывалась перспектива формирования механизмов парламентского контроля над кабинетом. Первым существенным шагом в этом направлении были законы 1705—1707 гг., снявшие запрет для министров на избрание их в нижнюю палату парламента. Дальнейшее усиление связки «парламент — кабинет» (при доминировании первого из этих элементов над вторым) происходило в конце 10-х — начале 20-х гг. XVIII века, когда стал утверждаться принцип формирования Кабинета по однопартийной, а не по коалиционной системе; первый случай формирования однопартийного правительства только из представителей победившей на выборах в парламент партии относится также ко времени правления Георга I. Из этого стало логически вытекать правило, что кабинет мог удерживаться у власти лишь до тех пор, пока он пользуется поддержкой (доверием) большинства палаты общин (хотя бы потому, что именно от нее зависело утверждение бюджета). Если кабинет стал формироваться из лидеров партии большинства, то вторая партия (в данном случае партия меньшинства) создавала организованную парламентскую оппозицию и т. н. «теневой кабинет».

     В конце XVIII в. практически одновременно сложились еще два важнейших принципа. Если кабинет утрачивал доверие парламента, он либо в полном составе уходил в отставку (в данном случае имела место солидарная ответственность министров; индивидуальная ответственность министров, действовавшая в первой половине XVIII века, к концу столетия себя изжила), либо мог ходатайствовать перед королем о досрочном роспуске палаты общин и о назначении новых выборов. Крупный специалист по английскому конституционному праву С. Лоу по этому последнему сюжету замечал, что кабинет министров есть слуга, но отнюдь не раб палаты общин: он может посоветовать королю распустить парламент, может апеллировать к народу и предоставить ему окончательное решение спорного вопроса. Но если вновь избранный парламент опять выразит недоверие кабинету, этот кабинет все-таки будет обязан выйти в отставку. А. Дайси пишет по этому поводу: «Лишиться власти и прекратить свое существование палата общин может в том случае, когда является полное основание полагать, что мнение палаты не есть мнение избирателей. Роспуск палаты есть в сущности, обращение от юридического суверена к суверену политическому. Главная цель роспуска парламента есть желание убедиться, согласуется ли воля парламента с волей нации»20.

     Первый  случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. (причиной было поражение Англии в войне против своих северо-американских колоний); первый роспуск нижней палаты парламента по инициативе кабинета произошел в 1784 г. Так стала складываться существенная по своим последствиям «система сдержек и противовесов» (спеск§ апё Ьа1апсек) между палатой общин и кабинетом — обособленным от короля высшим органом государственного управления. Принцип «ответственного правительства» существенно пополнил государственно-правовой инструментарий английского парламентаризма, став одним из квалифицирующих его признаков.

     Что касается внутренней организации кабинета министров, то здесь также происходили  определенные изменения. Если первоначально кабинет формировался почти исключительно из членов палаты лордов, то к концу XVIII в. в его составе стали преобладать депутаты палаты общин. Однако наименования должностей в кабинете министров, их титулы, привилегии и оклады оставались старыми, традиционными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:

     Хабеас  корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении  свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;

     Билль о правах - 1689 г.;

     Акт об устроении - 1701 г.

     Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка.

     Его название происходит от латинской начальной  строки приказа суда о доставке арестованного.

     Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

     Утверждалось  верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

     приостанавливать  действие законов или их исполнение;

     взимать налоги и сборы в пользу короны;

     набирать  и содержать постоянную армию  в мирное время.

     Король  продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

     Акт об устроении, или "Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:

     установление  принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны  только при наличии подписи соответствующего министра;

     установление  принципа несменяемости судей - отстранить их от должности можно было только по решению парламента. Это правило  провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

     Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться конституционным прецедентом. К основным из них относятся:

     непосещение королем заседаний кабинета министров;

     формирование  правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность  кабинета министров;

     отказ короля от права вето.

     Парламент Англии после  "Славной революции" вновь стал двухпалатным:

     палата  лордов - верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;

     палата  общин - нижняя палата, формировалась  на основе избирательного права.

     В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.

     В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.

     К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

     Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.

     Ответственность членов кабинета перед парламентом  выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки  палаты общин.

 

     Список литературы

  1. Барг М.А. Великая  Английская революция в портретах ее деятелей / М.А. Барг. - М.: Мысль, 1991. – 398 с.
  1. Беляева Г.П. История государства и права зарубежных стран: государство и право Англии (1640 – 1871 гг.) и Франции (1789 – 1871 гг.) / Г.П.Беляева, К.Е. Ливанцев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. – 48 с.
  1. Ведюшкин  В. А. Новая история зарубежных стран [Текст]: учебник / В.А. Ведюшкин. – М.: Дрофа, 2005.-302 с.
  1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права / К.И. Батыр. – М., 1995. – 712 с.

Информация о работе Формирование конституционной монархии в Англии