Формирование конституционной монархии в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования конституционной монархии в Англии.
Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть предпосылки революции XVII в.
2) рассмотреть и проанализировать акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии 5
1.1. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. 5
Глава 2. «Славная революция» и ее последствия 9
2.1. Билль о правах 1689 г. 9
2.2. Акт об устроении 1701 г. 10
Глава 3. Развитие конституционной монархии в XVII в. 16
3.1. Парламент 16
3.2. Кабинет министров 18
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Формирование конституционной монархии в Англии редактированная2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Охарактеризованный  классовый блок был подготовлен всем предшествующим развитием страны, где между буржуазией и земельной аристократией не существовало непроходимой пропасти, и где взаимопроникновение представителей одного класса в другой и обратно было исторической традицией. Во Франции такой классовый блок был принципиально немыслим; в Англии он оказался не только возможным, но и чрезвычайно прочным, жизненным и долговечным. Он освидетельствовал особенно наглядно о незавершенном характере Английской революции.

     Указанный компромисс заложил основы прочного классового союза между ведущими политическими силами страны и определил всю дальнейшую перспективу развития английской государственности в XVIII, XIX и XX веках. Принципиальные противоречия между участниками союза были сняты раз и навсегда, так что стабильности общества изнутри уже ничто не могло угрожать. В своих основных чертах обрисованный компромисс сохраняет силу вплоть до наших дней. Но если на первых порах внутри блока роль главного партнера играла земельная аристократия, а буржуазия оставалась как бы в тени, то с течением времени (особенно начиная с эпохи промышленного переворота) произошла постепенная взаимная смена роли партнера11.

     Именно  охарактеризованный классовый компромисс явился социальной базой английской модели конституционной монархии –  такой государственной формы, которая  является сочетанием новых, буржуазных государственно-правовых институтов и учреждений (в частности, правомочного представительно органа) со старыми, ведущими свое происхождение из феодальной эпохи (сильная королевская власть, палата лордов в составе парламента и т.п.).

     2.1. Билль о правах 1689 г.

     Новый король Англии, вступивший на престол под именем Вильгельма III (правил до 1702 г.), в октябре 1689 г. подписал так называемый Билль о правах – важнейший конституционный акт, явившийся юридическим оформлением «Славной революции». Указанный Билль в своих 13 статьях регулирует взаимоотношения короля и парламента, очерчивая (правда, еще не достаточно четко) границы их компетенции. Устанавливая верховенство парламента в области законодательства, Билль о правах констатировал, что «притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента» являются незаконными (ст. 1); также незаконными являются «притязания на власть изъятия от законов или исполнения законов королевским повелением» (ст. 2). Провозглашая верховные финансовые прерогативы парламента, Билль установил, «что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно» (ст. 3). Определение состава и численности постоянного войска в пределах королевства в мирное время, набор и содержание такого войска, а также финансирование средств на эти нужды являлось также исключительной прерогативой парламента (ст. 6 – данное ограничение рассматривалось в то время как самое серьезное ограничение королевской прерогативы). Несколькими статьями Билля определялись принципы деятельности судебной власти: не допускалось требование чрезмерных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний (ст. 10); пресекалась практика искусственного подбора присяжных (ст. 11) – последние получили доступ и к разбору дел о государственной измене. Билль провозглашал некоторые основополагающие права и свободы подданных: свободу выборов членов парламента (ст. 9), право обращения с петициями к королю (ст. 5). В Билле содержалось специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто (ст. 13). Впоследствии это положение было уточнено: срок полномочий парламента был установлен вначале в 3 года (Трехгодичный акт 22 декабря 1694 г.), а в последствии – в 7 ле6т (Семилетний акт 26 апреля 1716 г.). Что касается парламентских сессий, то они должны были созываться не реже одного раза в год (хотя бы потому, что денежное содержание королю по цивильному листу должно было подтверждаться ежегодно)12.

     Билль о правах можно с полным основание  характеризовать как первую в  истории конституцию буржуазного  государства, а Вильгельма Оранского  как первого монарха, получившего  власть от парламента. Парламент, обсуждавший  Билль, был избран в январе1689 г. и имел чрезвычайные полномочия. Фактически он сыграл роль Учредительного собрания, которое утвердило отречение от престола прежнего короля и оформило переход власти в руки новых правителей. Избрание нового короля подобным образом чрезвычайным парламентом рассматривалось современниками как самое крупное нововведение в конституционной истории Англии. При этом важнейшее отличие от прошлого состояло в том, что трон впервые занял не король «Божьей милостью», а именно ставленник парламента. При этом в самом тексте Билля (ст.11) подчеркивалось, что все его положения «объявлены, узаконены и установлены властью настоящего парламента» с тем, чтобы они «действовали, сохраняли силу и пребывали законом этого королевства на вечные времена». Важно отметить, что и Билль о правах, и ряд других конституционных законов, изданных на протяжении следующего двадцатилетия, были предложены и приняты именно представительным органом в качестве политических соглашений с королем, а не октроированы монархом в порядке самоограничения – такой способ принятия данных конституционных актов придавал им повышенную юридическую прочность.  С другой стороны, складывавшаяся конституционная практика свидетельствовала о том, что политическая инициатива прочно удерживалась в руках парламента – это обеспечивало ему перспективу дальнейшего доминирования во взаимоотношениях с короной. Главное изменение, произошедшее в английской «конституции» после 1688 г., заключалось в реальном перенесении центра государственной власти от короны к парламенту. Тем не менее, об установлении прямого парламентского правления говорить было бы еще преждевременно: король оставался свободным в выборе и в смещении министров и судей, сохранял право созыва им роспуска парламента, а также право вето на его решения.

     Дальнейшее  развитие принципов, заложенных в Билле  о правах, осуществлялось двумя основными  способами: 1) путем издания соответствующих  законодательных актов и 2) через  систему политических соглашений («конституционных обычаев», «конвенциональных норм»), достигаемых в ходе практической парламентской или правительственной деятельности13.

     2.2. Акт об устроении  1701 г.

     Наиболее  важным законом, изданным уже в начале XVIII века, является Акт об устроении, который иногда имеет и другое наименование — Акт о престолонаследии. Принятый 12 июня 1701 г., он регулировал порядок замещения английского престола в случае нарушения династической преемственности. Поскольку Вильгельм III и Мария не имели наследников, трон передавался Анне (1702—1714 гг.), младшей дочери Якова II; после ее смерти корона переходила к боковой линии Стюартов — на престол был приглашен ганноверский курфюрст Георг, ставший королем под именем Георга I.

     Важнейшей идеей Акта об устроении являлось установление принципа подзаконности королевской власти и самой личности монарха. Согласно этому документу, лица, вступавшие на английский престол, обязаны были присоединиться к англиканской церкви; запрет католикам занимать английский престол утвердился окончательно и сохраняет силу вплоть до настоящего времени. Новый король не мог вступать в войну за интересы своей прежней родины без согласия парламента; без такого же согласия он не имел права покидать территорию королевства. Королю воспрещалось осуществлять право помилования в отношении тех лиц, которые привлечены к ответственности в порядке импичмента. Лица, рожденные вне пределов Англии, Шотландии и Ирландии, а также вне зависящих от них владений, не имели права быть членами Тайного совета или одной из палат, занимать ответственные места, военные или гражданские должности, связанные с вознаграждением, и принимать пожалования от короны — подобным запретом парламент стремился оградить административный аппарат от проникновения в него иностранцев (это было особенно важно с учетом того, что престол занимали лица, не являвшиеся англичанами по происхождению). Чтобы уменьшить влияние короны на парламент, провозглашалось, что «никакое лицо, которое занимает какую-либо платную должность или место, подчиненное королю (здесь в первую очередь подразумевались министры), или получает пенсию от короны, не может состоять членом палаты общин»14.

     Наиболее  существенными положениями Акта об устроении явились два новых  государственно-правовых принципа: так называемое правило контрасигнатуры и принцип несменяемости судей.

     Контрасигнатура требовала скрепления любого акта исполнительной власти, помимо подписи короля, подписью министра (в то время — члена Тайного совета), по совету и с согласия которого был издан данный акт. Цель, которая при этом достигается, состоит в дальнейшем ограничении королевской власти: если король признавался безответственным (по формуле: «Король не может быть неправ»), то скрепа министра означала взятие им на себя ответственности за реализацию данного акта. И поскольку в дальнейшем министр не мог сослаться на приказы короны как на обоснование противозаконности своих действий, данный министр мог быть привлечен парламентом к ответственности в порядке импичмента, причем король в таком случае не обладал правом его помилования. Начиная с этого времени правило контрасигнатуры стало необходимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и положило начало процессу установления ответственности министров перед парламентом15.

     Принцип несменяемости судей выводил судебный аппарат из-под контроля короля и провозглашал отделение судебной власти от исполнительной. Если раньше судьи занимали свои должности, пока это «было угодно королю», то согласно анализируемому документу они будут осуществлять правосудие, «пока они будут вести себя хорошо». Эта формула означала, что в случае совершения судьей преступления он смещался с должности не королевским распоряжением, а решением обеих палат парламента.

     Акт об устроении заканчивался подтверждением незыблемости принципа законности, который должен был распространяться на правление королей, на деятельность всех министров и других должностных лиц. В документе утверждалось, что этот принцип проистекал от «основополагающих законов Англии», которые являлись «прирожденным достоянием ее народа». В свою очередь, целью этих законов являлась защита религии, прав и вольностей всех подданных английского королевства.

 

Глава 3. Развитие конституционной монархии в XVII в.

     3.1. Парламент

     Нормативными актами, принятыми на рубеже XVII и XVIII веков, было придано законодательное оформление некоторым основным принципам английской конституционной монархии, важнейшими среди которых являлись: полное и исключительное верховенство (супрематия) парламента в области законодательной власти; исключительные прерогативы парламента в вотировании бюджета и определения военного контингента; отделение законодательной власти от непосредственной правительственной деятельности; принцип законности в управлении; принцип несменяемости судей. Вместе с тем вопрос о взаимоотношении властей еще не был окончательно урегулирован. Король сохранял за собой право абсолютного вето в отношении парламентских актов; никакой ответственности короля перед парламентом не было предусмотрено; парламент не имел рычагов воздействия на процесс формирования правительства, равно как и инструментов влияния на его политику. Все это дает основания для характеристики государственного строя Англии рассматриваемого периода как дуалистической монархии16.

     Как уже отмечалось выше, развитие принципов Билля о правах происходило и в ходе политической (преимущественно парламентской) практики, в процессе соперничества двух политических течений — тори и вигов. Тем самым английская «конституция», состоявшая ранее из двух основных источников — парламентских актов и судебных прецедентов, — стала пополняться большой массой источников новой разновидности — т. н. конституционными обычаями, называемыми иначе — «конвенциональные нормы». Эти соглашения, рождаемые парламентской практикой, даже не всегда вовремя фиксировались партийными руководителями, а значение многих из этих соглашений в полной мере осознавалось и оценивалось лишь гораздо позднее. Специфика подобных соглашений состояла в том, что они (в отличие от законодательных актов и судебных прецедентов) стояли за рамками права и не подлежали судебной защите. Однако юридическая значимость этих соглашений являлась не менее существенной, чем сила нормативных актов, принятых с соблюдением соответствующих законотворческих процедур, ибо гарантом прочности и реальной действенности конституционных обычаев является непосредственно сам парламент как носитель верховного государственного суверенитета. А. Дайси справедливо указывает, что конституционные соглашения в своей глубинной основе обязаны основному конституционному принципу — принципу суверенитета народа17.  

     Таким образом, в конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

     Как и прежде, парламент Англии двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

     Нижняя  палата (палата общин) формировалась  на основе избирательного права. Обе  политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори – ценз земельный.

     1710 г. был издан закон, установивший, что избранным в парламент  могли быть лица, имеющие доход  от недвижимости в размере  500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые карманные и гнилые местечки, посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте. Политическое господство аристократии обеспечивалось также подкупом избирателей и членов нижней палаты нижней палаты, например, путем предоставления последним должностей. Акт об устроении 1701 г. запретил совмещение членства в нижней палате с занятием государственной должности. Однако актом 1706 г. было установлено, что член нижней палаты, получивший назначение на государственную должность, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.

     Итак, нижняя палата по своему социальному составу мало чем отличалась от верхней, что обуславливало господство аристократии в парламенте. Но английская аристократия не была замкнутым сословием – ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы буржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение аристократии.

     Столь определенный социальный состав парламента обеспечивал возможность расширения его полномочий: господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.

     С 1707 г. королевская власть перестал пользоваться правом вето, тем самым, передавая парламенту всю полноту законодательной власти.

Информация о работе Формирование конституционной монархии в Англии