Экономика Англии в XVI—XIX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:23, реферат

Краткое описание

Широкой специализацией в торговле отличался Лондон. Уже в XVIII в. в Лондоне процветало более 20 различных видов розничной торговли: колониальная, табачная, торговля сыром и маслом, рыбная, галантерейная, модными товарами, торговля шелковыми тканями, металлическими изделиями, старой одеждой, китайскими товарами и итальянскими товарами. С конца XVII в. быстро развивалась торговля предметами роскоши для аристократии. В деревнях до XVII в. оседлой торговли не было, ее заменяли коробейники — реdlar (от слова реd — корзина). Они переносили на плечах свои товары и иногда перевозили их на лошади, осле или муле. В XVIII в. появились коммивояжеры.

Файлы: 1 файл

Англия 16-19вв., в т.ч. в эпоху империализма.doc

— 181.50 Кб (Скачать)
 

Экономика Англии в XVI—XIX вв.

(из  учебника Страгиса  Ю.П. «История экономики»).   
 

  Торговая  и колониальная политика Англии.

  Англичане очень рано стали заниматься выгодной работорговлей, которая особенно расширилась после приобретения Ямайки в XVII в. Ямайку англичане превратили в «живой склад» негров и отсюда их доставляли в испанскую Америку. В нач.XVIII в. по договору с Испанией Англия получила право перевозки негров и передала это право Южно-Океанской компании. Так, за 100 лет торговли людьми Англия вывезла в Америку 2,13 млн негров, то есть в среднем около 20 тыс.человек ежегодно. С конца XVII в. англичане стали поставлять негров в свои колонии в Северной Америке, особенно в Виргинию. Однако в конце XVIII в. Англия, потеряв свою монополию в работорговле, стала заниматься этим контрабандным путем. Против торговли рабами выступали писатели, ученые, путешественники и миссионеры. Позже появились специальные комитеты аболиционистов по борьбе с рабством. Но эта борьба была поначалу безуспешной из-за участия в этой торговле короля и аристократии. Только в нач. XIX в., когда эта торговля перестала приносить большие доходы Англия запретила торговлю неграми. Вскоре за ней последовали и другие государства.

  Широкой специализацией в торговле отличался Лондон. Уже в XVIII в. в Лондоне процветало более 20 различных видов розничной торговли: колониальная, табачная, торговля сыром и маслом, рыбная, галантерейная, модными товарами, торговля шелковыми тканями, металлическими изделиями, старой одеждой, китайскими товарами и итальянскими товарами. С конца XVII в. быстро развивалась торговля предметами роскоши для аристократии. В деревнях до XVII в. оседлой торговли не было, ее заменяли коробейники — реdlar (от слова реd — корзина). Они переносили на плечах свои товары и иногда перевозили их на лошади, осле или муле. В XVIII в. появились коммивояжеры. В XVII в. началось распространение рекламных листков. К середине XVIII в. рекламные сообщения в газетах стали почти повсеместными в Англии, Шотландии и Ирландии. Только в XVIII в. лавки появляются в деревне.

  Рано  потеряли свое значение крупные оптовые  ярмарки. Крупнейшей ярмаркой в середине XVIII в. была ярмарка в Стэрбридже. Кроме того, действовали еще четыре ярмарки — в Бристоле, Экзетере, Винчестере и Эдинбурге. Существовали также специальные ярмарки для отдельных товаров (шерсть, сукно, масло, сельдь, лошади).

  Английская  Ост-Индская компания, возникшая в 1600 г., первоначально старалась сохранять хорошие отношения с местными правителями Индии и тратила крупные суммы на подарки для них. В течение XVIII в. способы ее действия значительно изменились. Бенгалия оказалась в полной зависимости от англичан, и компания объявила своей монополией торговлю всеми важными товарами, запретила посторонним торговцам сбыт местных изделий и произвольно устанавливала цены при покупке индийских  и продаже европейских товаров, понижала цены на первые и повышала на вторые. Ост-Индская компания играла политическую роль. Благодаря ей была создана Британская империя в Индии. Но из-за больших расходов дивиденды компании стали сокращаться, что в конце концов привело к упадку компании в XVIII в.

  Англичане заимствовали у голландцев технику  биржевых операций. В Лондоне впервые возникла большая профессиональная биржевая торговля. Она заключалась в срочных сделках и в уплате разницы между договорной ценой и биржевой ценой в день сделки. Биржа находилась на улице Change Alley. Спекуляция особенно выросла после учреждения Южно-Океанской торговой компании в 1713 г. и закончилась биржевым кризисом в 1720 г. Эта компания получила исключительное право торговли с Южной Америкой и право собственности на все открытые земли. Чтобы компенсировать переданные казне безвозмездно деньги, компании пришлось усиленно заняться спекуляцией, поднимая курс акций выше их номинала в 100 ф. ст. Поскольку Америку многие считали страной с большими запасами золота, цена акций сильно повысилась со 100 до 300—400 фунтов. При дальнейших эмиссиях цена акций поднялась на 1000%. Директора компании давали акции в кредит, также способствуя этому повышению. Таким образом, акции покупались, потому что повышался их курс, а курс рос, так как находились все новые покупатели, хотя покупали их теперь не с надеждой на высокие дивиденды, а из желания перепродать их по более высокой цене. Речь шла только о курсовой разнице,

  Из-за этого появились другие акционерные  предприятия с участием высшей аристократии — «мыльные пузыри» {ЬиЬles). Подписка на их акции всегда была очень успешна из-за охватившего публику ажиотажа. Это закончилось крахом и всеобщей паникой. Южно-Океанская компания начала борьбу с новыми обществами и добилась ВиЬlе Аct. На его основании эти общества были объявлены ликвидированными как выпустившие акции без разрешения правительства. Тогда началась паника, и все старались реализовать свои акции. Но эта паника захватила и акции Южно-Океанской компании, их курс сильно упал, и потери компании были огромны. Спекуляция 1720-х гг. создала в Лондоне фондовую биржу и сделала акции нормальным объектом биржевых операций.

    Англия путем контрабандной торговли с испанской Америкой через Ямайку получала в середине XVIII в. до 1,5 млрд ливров. За 1710—1780 гг. торговля с Испанией дала Англии 25 млн ф. ст. прибыли, торговля с Португалией дала 45 млн ф. ст. Свыше 20 млн ф. ст. получено за 1710—1792 гг. в ходе английской торговли с Африкой. К концу XVIII в. Англия имела около 1 млн фунтов благородных металлов. Изобилие капиталов в XVII— XVIII вв. давало возможность создания частной промышленности без субсидий казны. Без помощи казны возникали также заокеанские компании и банки. Наоборот, они снабжали казну крупными суммами. Изобилием капиталов объяснялась и ажиотажная спекуляция на Лондонской бирже в 1720-х гг., и появление многочисленных «мыльных пузырей». Люди использовали любую возможность для размещения денег.

   Появился  новый тип предприятия, в котором обогащение являлось результатом инициативы предпринимателя и ведения хозяйства на рациональной основе. Вместо старой торговой морали, допускавшей обман покупателя и неисполнение договора, потребовались безусловная честность и солидность коммерсанта: вести приличный образ жизни, не пить, не играть, не увлекаться женщинами, ходить к обедне и воскресной службе, так как все это поднимало кредит предпринимателя и доверие к нему. Подобных позиций придерживались и представители нового религиозного учения — протестантизма, особенно в пуританских сектах: пуритане, пресвитериане, индепенденты, квакеры. Пуританизм рассматривал торговую деятельность как призвание человека к славе Божьей, а честно полученную прибыль — как его награду. Хозяйственная деятельность, с точки зрения пуритан, из средства удовлетворения потребностей превращалась в самоцель и религиозную обязанность. Возникает новый средний класс — протестантские торговцы, ремесленники, скупщики-предприниматели, старавшиеся создать новое рациональное предприятие. Появляется бухгалтерия как выражение рационального ведения хозяйства. Новому предпринимателю приходилось считать, постоянно сравнивать доходы с расходами, определять величину прибыли и темпы роста капитала. Для обучения бухгалтерскому мастерству молодые англичане отправлялись в Нидерланды (Гент, Роттердам и Амстердам).

  До  проведения каналов внутренняя торговля шла с использованием верховых лошадей и дорог, больше напоминавших тропинки. Коммерсанты ездили верхом и везли образцы и поклажу в двух мешках. Для безопасности они обычно путешествовали целой компанией. Издержки по перевозке товаров сушей равнялись запретительной пошлине. Только в направлении Лондона было несколько хороших дорог. Но главным препятствием для путешествий были разбои на дорогах. Разбойники в конце XVII в. действовали на всех больших дорогах Англии.

  Первоначально почта была частным и специализированным делом: существовала почта купцов, почта мясников, почта городов. Но вскоре почта стала королевской регалией. В XVIII в. сеть почтовых сообщений в Англии стала самой густой в Европе. Все значительные рыночные центры имели почтовые отношения. Для больших городов была введена ежедневная отправка корреспонденции. Скорость перевозки товаров по суше была все еще незначительна и составляла семь-восемь миль в день. Расходы на перевозку сильно удорожали товар. Речные сообщения оживились в связи с исправлением русла рек и постройкой каналов. С конца XVIII в. в Англии наступила эра каналов.

  С конца XVIII в. английская промышленность стала нуждаться в больших количествах хлопка, и тогда же начался ввоз его в Англию из США. С середины XIX в. появилась международная зерновая торговля. В Англии постоянная организованная торговля зерном появилась только после отмены подвижной шкалы пошлин на хлеб в 1846 г. В 1850-е гг. появились крупные фирмы по хлебной торговле. Тогда же появился ввоз русского хлеба.

  Но  в целом протекционный характер тарифа не изменился. Наоборот, с 1791 г. добавились высокие таможенные пошлины на хлеб. По закону 1814 г. ввоз хлеба допускался только при крайне высокой цене в 82 шиллинга. В 1820 г. парламенту была представлена петиция лондонских купцов с требованием введения свободной торговли. За этой петицией вскоре последовала петиция крупного торгового города Эдинбурга с тем же требованием. Эти петиции оказали большое влияние на взгляды всего английского общества. Купцы и фабриканты публично отказались от своей старинной веры в протекционизм. Первоначально идея свободной торговли проникла в область законодательства о мореплавании. В начале XIX в. были введены некоторые исключения из правил Навигационного акта 1651 г. Но это были частичные меры, и значение их было невелико. Но в 1822, 1823 и 1824 гг. были приняты три новых закона о мореплавании. Они установили значительную свободу в отношениях между Англией, ее колониями и другими странами.

  Так в 1820-е гг. Англия открыла свои колонии  для кораблей других стран, и эти  страны стали подражать Англии. В те же 1820-е гг. была проведена реформа таможенного тарифа по инициативе министра Гескиссона. По этой реформе ввоз различных товаров в Англию был значительно облегчен. Пошлина на медь была снижена на 50%, уменьшены были пошлины на цинк, свинец, шерсть, лес и другое сырье. В целом пошлины на промышленные товары были снижены с 50 до 20%, пошлины на другие товары снижены с 20 до 10%. В 1830-е гг. к этому добавились дальнейшие изменения таможенного тарифа. Особенно значительным было сокращение в 1833 г. пошлин на хлопок, они были уменьшены в два раза. Это имело огромное значение для хлопчатобумажной промышленности в Англии.

  В 1820-е гг. началась отмена торговой монополии  Ост-Индской компании. Сразу упала цена на индийские товары в Англии. Но китайский чай стоил все еще слишком дорого. По данным 1824 г. выяснилось, что англичане ежегодно переплачивали за чай около 2 млн ф. ст. В 1833 г. эта последняя монополия была уничтожена, и любой купец мог свободно торговать с Китаем. Торговая деятельность Ост-Индской компании вообще была прекращена. В итоге быстро рос ввоз чая в Англию. В 1832 г. он составлял 29,5 млн фунтов, в 1853 г. — превысил 70 млн фунтов. Полностью политика свободной торговли победила в 1840-е гг. Премьер-министр Роберт Пиль добился коренной реформы таможенного тарифа. Были отменены почти все пошлины "на сырье для промышленности (на хлопок, шерсть, лен, шелк-сырец), сильно понижены пошлины на импортные промышленные товары, уничтожены все экспортные пошлины. В 1849 г. был отменен Навигационный акт. Так прекратилось монопольное положение

английского мореплавания, и его конкурентам  были предоставлены те же права. С 1850 по 1860 г. иностранное судоходство в британских портах сильно выросло — с 5 млн до 10,5 млн тонн. В 1849 г. был введен свободный ввоз импортного хлеба.

  В 1850-е гг. были проведены реформы  Уильяма Гладстона и уничтожены последние остатки протекционной  системы. С этого времени в  таможенном тарифе сохранялись немногочисленные фискальные пошлины. Остались пошлины на чай, кофе, какао, южные фрукты, пряности, табак. В 1860 г. Англия заключила торговый договор с Францией и заставила ее сильно понизить свой тариф. Таможенная политика Англии всегда влияла на торговую политику других государств. Наибольшую выгоду из свободы торговли извлекла Англия из-за ее высокоразвитой фабричной промышленности. Для нее был теперь открыт мировой рынок. Англия занимала первое место в области промышленности, в сфере торговли и судоходства, кредита и банков.

  В колониальной сфере в начале XIX в. Нидерланды уступили Англии свои колонии Цейлон, Сингапур, мыс Доброй Надежды и часть Гвианы. Англия отняла у Франции несколько Антильских островов. В Западной Африке английскими владениями стали Золотой берег и Сьерра-Леоне. На юге Африки расширена Капская колония, присоединены Наталь, страна Басутоленд и Грик-валенд. Позже Англия взяла Египет под свой протекторат.

  В 1790—1825 гг. началось активное строительство  речных каналов. В Ланкашире и в районе Бирмингема была создана сеть каналов, и по ним перевозились промышленные изделия. В 1825 г. в стране насчитывалось уже свыше 500 миль каналов, инвестиции в них превысили 13 млн ф. ст. В начале века имелось уже много хороших шоссейных дорог. К 1820—1830 гг. относится расцвет почтовых сообщений. В 1838 г. из Лондона ежедневно отправлялось более 30 дилижансов. Первая железная дорога в Англии была построена в 1826 г. С 1829 г. в Англии появились железные дороги с исключительным использованием силы пара. Появились также паровые суда. С 1814 г. установились речные сообщения при помощи паровых судов. Затем паровые суда стали отправляться из Англии в Ирландию и на континент Европы. Вскоре на них стали плавать и по Средиземному морю. В 1818 г. «Саванна» впервые совершила переход из Америки в Ливерпуль за 25 дней. С 1860-х гг. паровое судоходство становится господствующим. Это вызвало быстрый рост мировой торговли. На долю Англии в 1860 г. приходилось 25% этой торговли.

  Активно развивался фондовый рынок. Все британские биржи были организованы в виде частных, закрытых от посторонних, союзов или корпораций. Они были совершенно независимы от государственной власти и не подчинялись ее надзору. Образцом Для организации фондовых бирж в Британии была старейшая из них — «Лондонская фондовая биржа». С середины XVIII в. она существовала в виде закрытой корпорации. Позже началась организация провинциальных бирж. Во второй половине XIX в. фондовые биржи возникли во всех крупных и средних городах Великобритании. Члены биржи делились на две группы: на брокеров и на торговцев. Господствующим типом сделок стали срочные сделки с ценными бумагами. Значительные фондовые операции также проводились вне биржи. Ими занимались многочисленные фирмы внебиржевых брокеров.

Информация о работе Экономика Англии в XVI—XIX вв