Основные законодательные акты России об охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:42, реферат

Краткое описание

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

1. Вступление
2. Глава 1. Общие положения об охране труда
3. Глава 2. Нормативно-правовые акты об охране труда
4. Глава 3. Государственное управление охраной труда
5. Глава 4. Надзор и контроль в сфере охраны труда
6. Глава 5. Ответственность за нарушения требований в сфере охраны труда
7. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

обж 2.docx

— 30.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Основные законодательные акты России

об охране труда»

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Вступление
  2. Глава 1. Общие положения об охране труда
  3. Глава 2. Нормативно-правовые акты об охране труда
  4. Глава 3. Государственное управление охраной труда
  5. Глава 4. Надзор и контроль в сфере охраны труда
  6. Глава 5. Ответственность за нарушения требований в сфере охраны труда
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины  производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и  государства, и работодателя по отношению  к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и  декларациям Международной организации  труда, а также соответствует  международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Общие положения  об охране труда

 Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Кроме того, охрана труда рассматривается  в юридической литературе ещё  с нескольких позиций:

  1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений.
  2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда.

В основе Законодательства Российской Федерации об охране труда  лежит Конституция Российской Федерации  и Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании  не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативно правовых актов СССР и утратившими  силу некоторых законодательных  актов», такие как Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в  Российской Федерации», а также другие нормативно-правовые акты и законы по охране труда субъектов Российской Федерации.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

Глава 2

Нормативно-правовые акты об охране труда

Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует  то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч  нормативных актов, регулирующих отношения  в сфере охраны труда, большая  часть которых принята еще  исполнительными органами бывшего  СССР, такие как Постановления  Совмина РСФСР, Кабинета Министров  СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда  СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных  министерств и ведомств, государственные  нормативы, методические указания.

Столь крупная нормативная  база документов, принятых еще к  тому же в иных социально-экономических  условиях, создает определенную сложность  в регулировании отношений в  сфере охраны труда.

Из более 50 конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно  затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда  основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных  отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон  от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах  с химическим оружием" (далее - Закон N 136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ "О ратификации Конвенции  1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

Такие нормативные акты позволяют  учесть специфику условий труда  отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

 

 

Положения об охране труда в Конституции РФ

Конституция Российской Федерации  предусматривает, что каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством.

Статья 7

  1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 37

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 41

  1. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В этих статьях заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Положения об охране труда в Трудовом кодексе РФ

В Трудовом кодексе Раздел X посвящен охране труда. В нем собраны общие положения об охране труда, требования охраны труда, организация охраны труда, обеспечение прав работников на охрану труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется в  процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области  охраны труда.

Организация охраны труда  регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным  законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных  законов "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Государственное управление охраной труда - это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных  актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:

- осуществление государственной  политики по охране труда в  различных сферах их деятельности;

- принятие и исполнение  федеральных, отраслевых и региональных  программ, направленных на создание  благоприятных условий труда;

- реализацию законодательных  норм, гарантирующих безопасность  работников при осуществлении  ими своих трудовых функций,  профилактику и устранение нарушений  требований охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

Надзор и  контроль в сфере охраны труда

В статье 353 ТК РФ установлен перечень органов, которые уполномочены осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права.

Помимо этого надзор и  контроль в сфере охраны труда  осуществляет система государственных  органов, уполномоченных осуществлять экспертную деятельность за соблюдением  условий труда, за качеством продукции, работ и услуг, отдельных видов  деятельности, как на федеральном, так  и на региональном уровне, а также  профсоюзы.

Надзор и контроль за соблюдением  законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ Федеральной инспекцией труда, а  также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в определенных сферах деятельности.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, который  уполномочен на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающими за охрану труда  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 370 ТК РФ общественный контроль за соблюдением  трудового законодательства и законодательства об охране труда, выполнением условий  коллективных договоров, соглашений работодателями и их представителями осуществляется профессиональными союзами.

Для этой цели общероссийские профессиональные союзы и их объединения  вправе создавать правовые и технические  инспекции труда, профсоюзов, которые  наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими  профессиональными союзами и  их объединениями.

В свою очередь межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, которые действуют на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические  инспекции труда профессиональных союзов, действующие на основании  принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Глава 5

Ответственность за нарушения требований в сфере  охраны труда

Российским законодательством  предусмотрены различные виды ответственности  за нарушение законодательства в  сфере охраны труда: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная. Предусмотрены различные  меры воздействия в виде установления ответственности организации за выпуск и поставку продукции, не соответствующей  требованиям охраны труда, приостановления  деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, а также ликвидации организации  или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда.

Приоритет сохранения жизни  и здоровья работников является общечеловеческим принципом, и закрепление именно этого принципа в ТК РФ выдвигает  на первое место в ряду обязанностей работодателя обязанность по обеспечению  безопасных и благоприятных условия  труда его работникам, а если он не сумел обеспечить, то приходится отвечать за нарушение требований в  сфере охраны труда.

Информация о работе Основные законодательные акты России об охране труда