Референдум, как высшее выражение власти народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
показать процесс развития института референдума в РФ;
представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;
дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ.

Оглавление

Введение 4
1. Референдум, как высшее выражение власти народа 7
1.1. История возникновения референдума в РФ 7
1.2. Понятие референдума 8
2. Порядок проведения референдумов в РФ 11
3. Правовая сторона проведения референдума в РФ 19
2.1. Конституция Российской Федерации о референдуме 20
2.2. Федеральное законодательство о референдуме 21
Заключение 29
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_kursovik_1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации  образуют систему. Отдельные законодательные  акты о референдуме являются элементами этой системы. В зависимости от предмета регулирования они группируются в подсистемы: законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о референдуме субъекта Российской Федерации, законодательство о местном референдуме. Следует отметить, что все три подсистемы законодательства о референдуме имеют общие нормативные источники. К ним, в частности, относятся Конституция Российской Федерации и Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Система законодательных  актов о референдуме характеризуется  внутренним единством, так как все  источники законодательства о референдуме  основываются на общих принципах  регулирования референдумов, заложенных в Конституции Российской Федерации.

 

2.1. Конституция Российской Федерации о референдуме

Конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме.6 Её роль в общей системе источников законодательства о референдуме определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в Конституции даётся политико-правовая характеристика института референдума. В статье 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;
  • во-вторых, в Конституции устанавливается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме (ст. 32);
  • в-третьих, на конституционном уровне разграничиваются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию отношений, имеющих непосредственное значение для построения законодательства о референдуме.

В этой связи особенно важно положение пункта «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; именно на этом положении базируется весьма обширное федеральное регулирование основных гарантий права граждан на участие в референдуме.

 

2.2. Федеральное  законодательство о референдуме

В соответствии со статьёй 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" был принят Государственной Думой 11 июня и одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года.

В Федеральном конституционном  законе определяются демократические  принципы участия граждан Российской Федерации в обязательном порядке, приводится перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, а также перечень обстоятельств, которые исключают проведение референдума Российской Федерации.

Следует отметить, что  ряд вопросов подготовки и проведения референдума Российской Федерации  наряду с вышеназванным Федеральным конституционным законом регулируются также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и некоторыми иными федеральными законами (в частности, определяющими порядок обжалования в суд нарушений законодательства о референдуме Российской Федерации, ответственность за нарушения права граждан на участие в референдуме).

Референдумы субъектов  Российской Федерации проводятся в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами определяются основные гарантии права  граждан на участие в референдуме  субъекта Российской Федерации. Данные гарантии сформулированы применительно ко всем основным стадиям подготовки и проведения референдума субъекта Российской Федерации, таким, как назначение референдума субъекта Российской Федерации, формирование комиссий референдума субъекта Российской Федерации, составление списков участников референдума, агитации при проведении референдума, финансирование референдума, голосование, подсчёт голосов участников референдума, обжалование нарушений права на участие в референдуме, а также к целому ряду других процедур, применяемых при проведении референдума субъекта Российской Федерации.

Важной гарантией конституционного права граждан на участие в  референдуме субъекта Российской Федерации  является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 13) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, равно как и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

 а) о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий, приостановлении осуществления  полномочий органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных  выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава  органов государственной власти субъекта Российской Федерации или  органов местного самоуправления, персоналом составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д.) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека и гражданина, конституционные  гарантии их реализации, а также  должны исключать возможность их множественного толкования. Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Цель вышеизложенных ограничений - исключить неправомерное  использование процедуры референдума  как формы прямой демократии, когда  это может войти в противоречие с его конституционно-правовым назначением.

С учётом федерального устройства Российской Федерации чрезвычайно важно обеспечить, чтобы результаты референдумов, проводимых в субъектах Российской Федерации, не противоречили разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации.

Первоначально в Федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (п. 4 ст. 13) было установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут  также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации референдум субъекта Российской Федерации может проводиться  по вопросам совместного ведения. Однако следует иметь в виду, что в этом случае решение, принятое на данном референдуме, не должно противоречить федеральным законам. Если федеральные законы по конкретному предмету референдума субъекта Российской Федерации отсутствовали на момент принятия на нём соответствующего федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны обеспечить приведение законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с этим федеральным законом.

На сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации сформировалась законодательная база проведения референдумов субъектов Российской Федерации.

В конституциях, уставах  субъектов Российской Федерации  регулируются наиболее важные вопросы  проведения референдумов субъектов Российской Федерации. Объём их регулирования существенно различается. В некоторых субъектах Российской Федерации референдуму субъекта Российской Федерации посвящается специальная глава в конституции, уставе. Но в большинстве конституций и уставов других субъектов Российской Федерации содержится общая характеристика референдума субъекта Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и устанавливается, к полномочиям какого органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится назначение референдума субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что  в большинстве субъектов Российской Федерации право назначения референдума  субъекта Российской Федерации предоставлено  законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации это право предоставлено главе исполнительного органа государственной власти (президенту) субъекта Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Северная Осетия - Алания).

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие проведение референдумов субъектов Российской Федерации, приняты  в 71 субъекте Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют законы, регулирующие одновременно проведение, как референдумов субъектов Российской Федерации, так и местных референдумов.

Однако в большинстве  субъектов Российской Федерации  референдумы субъектов Российской Федерации и местные референдумы  регулируются отдельными законами.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум - это голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Таким образом, источниками  законодательства о местном референдуме  являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Наряду с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» важным источником законодательства о местном референдуме является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором устанавливаются общие принципы проведения местных референдумов, определяется юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. В статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается перечень вопросов местного значения, то есть тех вопросов, по которым может быть проведён местный референдум. Федеральным законом установлено также, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы (помимо прямо указанных в ст. 6), отнесённые к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Следует различать местный  референдум и местный консультативный референдум.

Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» регулирует порядок проведения местных референдумов. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; оно может быть отменено или изменено путём принятия иного решения на местном референдуме не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке (ст. 61). Некоторые субъекты Российской Федерации (например, Удмуртская Республика) предусмотрели возможность проведения местных консультативных референдумов. Эти референдумы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании. Решения, принимаемые на таких референдумах, имеют рекомендательное, консультативное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а порядок их назначения и проведения устанавливается законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Одной из существующих особенностей правовой основы проведения местного референдума является то, что целый  ряд процедурных вопросов регулируется в соответствии с уставами соответствующих  муниципальных образований. Такая структура нормативной базы проведения местных референдумов является определённой гарантией самостоятельности местного самоуправления. Поэтому Федеральный закон «Од основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит целый ряд отсылочных норм, обращённых к уставам муниципальных образований, которые должны соблюдаться в законах субъектов Российской Федерации о местном референдуме. Так, в соответствии со статьёй 16 указанного Федерального закона местный референдум назначается в соответствии с этим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, а согласно статье 33 основанием отказа в регистрации инициативной группы по поведению референдума может быть нарушение устава муниципального образования.

Информация о работе Референдум, как высшее выражение власти народа