Референдум, как высшее выражение власти народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
показать процесс развития института референдума в РФ;
представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;
дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ.

Оглавление

Введение 4
1. Референдум, как высшее выражение власти народа 7
1.1. История возникновения референдума в РФ 7
1.2. Понятие референдума 8
2. Порядок проведения референдумов в РФ 11
3. Правовая сторона проведения референдума в РФ 19
2.1. Конституция Российской Федерации о референдуме 20
2.2. Федеральное законодательство о референдуме 21
Заключение 29
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_kursovik_1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

4. На референдум могут  выноситься вопросы, отнесенные  Конституцией Российской Федерации  к ведению Российской Федерации,  а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

 Вопрос, выносимый  на референдум, не должен противоречить  Конституции Российской Федерации,  ограничивать, отменять или умалять  общепризнанные права и свободы  человека и гражданина, конституционные  гарантии реализации таких прав и свобод.

 Вопрос, выносимый  на референдум, должен быть сформулирован  четко и однозначно, чтобы исключалась  возможность его множественного  толкования, чтобы на него можно  было дать конкретный, однозначный  ответ. Должна полностью исключаться  возможность неопределенности правовых последствий принятого на референдуме решения.

 На референдум не  могут выноситься вопросы: 

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  • о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • об амнистии и о помиловании.

При подготовке и проведении референдума используются русский  язык как государственный язык Российской Федерации, государственные языки  республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Формулировка вопроса  референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы  органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением  возлагается на комиссии референдума  в пределах их компетенции, установленной Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

Подготовка и проведение референдума осуществляются, открыто  и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты и иные решения  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения референдума, обеспечения права на участие в референдуме, официально опубликовываются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным конституционным законом.

Инициатива проведения референдума предполагает возможность, право требования его проведения уполномоченными субъектами. В соответствии с Федеральным конституционным  законом  «О референдуме РФ» инициатива принадлежит:

1) не менее чем 2 млн. граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме;

2) Конституционному Собранию;

3) федеральным органам  государственной власти.

В пункте 51 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается определение праву на участие в референдуме: это конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Таким образом, право  на участие в референдуме не ограничивается лишь правом голоса, а предполагает также право инициировать референдум и иные законные формы реализации прав при непосредственном участии  в проведении референдума (в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума).

Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы, тем самым, формируя подписной  лист. Очевидно, что подписи в  поддержку инициативы проведения референдума  могут собираться на территориях только тех субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями которых были зарегистрированы региональные подгруппы.

Проведя предварительную  проверку документов при приеме, Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема проводит детальную проверку и выясняет:

  • соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума;
  • соблюдение порядка оформления подписных листов;
  • достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей;
  • соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности;
  • соблюдение инициативной группой по проведению референдума правил проведения агитации по вопросам референдума.

В результате проверки, проведенной в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

Если по результатам  проверки обнаружен недостаток необходимого количества подписей либо 5 и более процентов проверенных подписей участников референдума признано недействительными или недостоверными, все процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Указанные факты освещаются в решении Центризбиркома.

Документом, на основании  которого определяются итоги голосования, является протокол участковой комиссии об итогах голосования. На основании  обобщения всех данных, содержащихся в каждом из протоколов участковых комиссий об итогах голосования (включая сведения, переданные по техническим каналам связи из участковых комиссий, сформированных на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях либо за пределами территории РФ), территориальная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов и суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Территориальная комиссия осуществляет возложенные на нее функции не позднее чем на третий день со дня голосования.

 В указанный срок  для определения итогов голосования  территориальная комиссия:

  • обобщает все данные, содержащиеся в каждом из протоколов участковых комиссий об итогах голосования;
  • осуществляет предварительную проверку правильности составления протоколов;
  • суммирует все содержащиеся в них данные;
  • устанавливает итоги голосования на соответствующей территории РФ.

Право подводить итоги  голосования на территории субъекта РФ принадлежит избирательной комиссии субъекта РФ. Итоги подводятся на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных комиссий об итогах голосования. После предварительной проверки правильности их составления избирательная комиссия субъекта РФ не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса.

Результаты референдума определяются Центральной избирательной комиссией  РФ на основании следующих представленных ей сведений (после предварительной  проверки правильности составления  нижеперечисленных протоколов) путем  суммирования содержащихся в них данных:

  • данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования;
  • протоколов специальных территориальных комиссий об итогах голосования (если эти комиссии не формировались, в качестве источника необходимых сведений выступают первые экземпляры протоколов участковых комиссий об итогах голосования, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых комиссий).

Срок для определения  результатов референдума - не позднее  чем через 10 дней после дня голосования.

Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса.

Полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий субъектов  РФ об итогах голосования, должны быть опубликованы в течение 10 дней со дня  подписания Центральной избирательной комиссией РФ протокола о результатах референдума. Публикация осуществляется в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии РФ.

Дата официального опубликования  результатов референдума - три дня  со дня подписания Центральной избирательной комиссией РФ протокола о результатах референдума. И со дня, когда произошло указанное официальное опубликование, решение, принятое на референдуме, вступает в силу. Правовое последствие данного акта состоит в том, что юридическое воздействие решения, принятого на референдуме, может проявляться именно с указанного момента.

Решение, принятое на референдуме, имеет  определенную специфику и в плане  обязательности его воздействия  на территории, на которой оно действует, а также в отношении возможности  и порядка его отмены или внесения необходимых изменений.

 

3. Правовая сторона проведения референдума в РФ

Законодательство о  референдуме в Российской Федерации  представляет собой совокупность законодательных  актов, устанавливающих право граждан  на участие в референдуме и регулирующих порядок его осуществления. Законодательство о референдуме является одной из подотраслей российского конституционного права. В настоящий момент оно представлено значительным числом законодательных актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство о  референдуме следует отличать от законодательства о выборах. Выборы и референдумы объединяет ряд  общих институтов и процедур (таких, как составление списков избирателей, участников референдума, сходный порядок голосования и т. п.), а также общий организационный механизм их проведения, основу которого составляет система коллегиальных органов: избирательных комиссий – комиссий референдума. У этих двух подотраслей конституционного законодательства имеются общие нормативные источники, важнейший из которых - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Однако порядок подготовки и проведения референдума во многом отличается от порядка подготовки и  проведения выборов, что обусловлено  принципиальными особенностями  этих самостоятельных институтов прямой демократии, имеющих различное социальное назначение. Эти отличия отражены в весьма значительном по объёму массиве законодательных актов о референдуме. Поэтому правильно говорить о законодательстве, о референдуме, как о самостоятельной под отрасли конституционного законодательства.

Источниками законодательства о референдуме являются законодательные акты, устанавливающие право граждан на участие в референдуме и регулирующее порядок его осуществления. Важно отметить, что к числу источников законодательства о референдуме не относятся подзаконные нормативные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т. п.). Такой состав источников законодательства о референдуме создаёт необходимую стабильность в регулировании референдумов и обеспечивает легитимность решений, принимаемых на референдумах.

Информация о работе Референдум, как высшее выражение власти народа