Референдум, как высшее выражение власти народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
показать процесс развития института референдума в РФ;
представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;
дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ.

Оглавление

Введение 4
1. Референдум, как высшее выражение власти народа 7
1.1. История возникновения референдума в РФ 7
1.2. Понятие референдума 8
2. Порядок проведения референдумов в РФ 11
3. Правовая сторона проведения референдума в РФ 19
2.1. Конституция Российской Федерации о референдуме 20
2.2. Федеральное законодательство о референдуме 21
Заключение 29
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_kursovik_1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 4

1. Референдум, как высшее выражение власти народа 7

1.1. История возникновения референдума в РФ 7

1.2. Понятие референдума 8

2. Порядок проведения референдумов в РФ 11

3. Правовая сторона проведения референдума в РФ 19

2.1. Конституция Российской Федерации о референдуме 20

2.2. Федеральное законодательство о референдуме 21

Заключение 29

Список литературы 33

 

Введение

Становление современной  российской государственности —  крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и  быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых  форм, переосмысление исторического  опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развития конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное  и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная  правовая наука считала, что процедура народного голосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов». Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были случаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или референдума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

В настоящее время  конституции многих государств предусматривают  возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива проведения референдума  предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы политической жизни страны — принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению.

В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы  представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в. — последовательных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

В Российской Федерации  накоплен определенный опыт правового  регулирования вопросов подготовки и проведения референдума. Этот факт актуализирует необходимость обобщения  и дальнейшего развития, как теории референдума, так и практики его использования, что предполагает совершенствование его нормативной базы, приведение ее в соответствие с требованиями современной Российской государственности. Тем более что анализ содержания нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс подготовки и проведения референдума, показывает несовершенство целого ряда их положений, нерешенность в них некоторых организационно-правовых аспектов, недостаточную разработку механизма исполнения его решений, ответственности за их неисполнение. Таким образом, актуальность исследуемой темы представляется очевидной.

Целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия  и порядка функционирования института  референдума в РФ, выявление имеющихся  правовых пробелов. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  • показать процесс развития института референдума в РФ;
  • представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;
  • дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ.

В процессе исследования использовались нормативные документы, такие как Конституция РФ и  федеральные законы, также научные  труды и учебная литература, журнальные и газетные статьи и интернет ресурсы, по рассматриваемой теме. 

 

1. Референдум, как высшее выражение  власти народа

1.1. История  возникновения референдума в РФ

Референдум в Российской Федерации — сравнительно новое  явление. Между тем, он имеет и  собственные российские корни. Всенародным  голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.1

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции  СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года.2 На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский  референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло  участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время  противостояния президента и  Верховного Совета Российской  Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно  с выборами в Госдуму первого  созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

 

 

1.2. Понятие референдума

Референдум — форма  непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни.3

В формально-юридическом  значении референдум представляет голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают.

В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства.

Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящих своими корнями во времена древнего непосредственного народоправства. Именно в те далекие от нас времена участники народных собраний (вече, гора и т.п.) путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю, которая и явилась правовой основой принимаемого решения. При этом такого рода решения принимались единогласно (в современном понимании путем консенсуса), т. е. при отсутствии возражающих.4

В современном понимании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами. По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными).

По территории действия различают:

1) общероссийский референдум, представляющий собой всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения проводится на территории субъекта РФ;

3) местный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

Порядок проведения референдума РФ определяется Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

 

2. Порядок проведения референдумов в РФ

В соответствии с Федеральным  конституционным законом Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Согласно ст.5 Федерального конституционного закона «О референдуме  Российской Федерации»:

1. Гражданин Российской  Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права  участвовать в референдуме гражданин  Российской Федерации, признанный  судом недееспособным или содержащийся  в местах лишения свободы по  приговору суда.

3. Гражданин Российской  Федерации, проживающий или находящийся  за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Право на участие в  референдуме предусмотрено ч. 2 ст. 32 Конституции РФ и включает в  себя не только право гражданина голосовать на референдуме, но и инициировать референдум, проводить в допускаемых законом  формах и законными методами агитацию по вопросам референдума, участвовать в работе комиссий референдума, в наблюдении за организацией голосования и подсчетом голосов участников референдума в соответствии с комментируемым Федеральным конституционным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами субъектов РФ, регулирующими организацию и проведение референдума в субъекте РФ и муниципальных образованиях.5

К вопросам референдума  относятся следующие:

 1. Вопросы государственного значения.

2. Проект новой Конституции  РФ.

 Конституционное Собрание  вправе вынести на всенародное  голосование проект новой Конституции  РФ. Порядок принятия Конституционным  Собранием такого решения, а  также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

3. Проект нормативного  акта или вопрос, обязательное  вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 Вынесение на референдум  указанных проекта нормативного  акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума  осуществляются в соответствии  с Федеральным конституционным  законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

Информация о работе Референдум, как высшее выражение власти народа