Реформы высших органов власти и управления при Петре Ӏ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
-изучить процессы централизации государственного аппарата;
-охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
-проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I «Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления»
Формирование нового государственного аппарата управления при
Петре I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Централизация государственного аппарата. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 8
Глава II «Реформы органов власти и управления Петра I»
2.1 Перестройка центральных органов власти и управления. . . . . . . . . . 12
2.2 Реформирование местного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 32.06 Кб (Скачать)

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 по дисциплине: «История государственного управления России»

 

    на тему: «Реформы высших органов власти и управления при Петре Ӏ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Москва 2013

 

ПЛАН

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 3 
Глава I «Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления»

  • Формирование нового государственного аппарата управления при
  • Петре I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 
    1.2 Централизация государственного аппарата. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 8 
    Глава II «Реформы органов власти и управления Петра I»
  • 2.1 Перестройка центральных органов власти и управления. . . . . . . . . . 12 
    2.2 Реформирование местного управления. . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . 18 
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 
    Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 
  • Введение:
  • Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
  • В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
  • Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.
  • Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
  • Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция.
  • Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
  • Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
  • Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.
  • Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
  • -рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
  • -изучить процессы централизации государственного аппарата;
  • -охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
  • -проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.
  • Глава I «Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления»
  • Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I.
  • В период сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра I для более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.
  • Одна из главных задач государя - создать систему хороших законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами.
  • Становление абсолютной монархии в России проходило сложным и противоречивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности.
  • Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.
  • Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.
  • Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы - разряды (предшественники будущих губерний).
  • Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.
  • Признак бюрократии как системы управления - это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции1. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
  • Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепо<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style:

Информация о работе Реформы высших органов власти и управления при Петре Ӏ