Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Поставленная цель определила ряд задач, имеющих научно-практическое значение:

исследовать правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя;
исследовать особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя;
определить ответственность индивидуального предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя…............................................................................................................................6
Законодательные основы предпринимательской деятельности в России........6

Понятие индивидуального предпринимательства…………………………....14

Виды индивидуального предпринимательства………………….....................23


Глава 2. Особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………………………………...27
2.1. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица…………………………………………………………………27
2.2. Налогообложение и отчетность индивидуального предпринимателя……..37
2.3. Обязательные платежи во внебюджетные фонды…...…….………...………48

Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя ………………...56
3.1. Понятие и основания юридической ответственности……………………….56
3.2 Виды ответственности индивидуального предпринимателя ………………..60
3.3. Процедуры банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству РФ ……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….73
Список использованныъх нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 434.00 Кб (Скачать)
ustify">    Как отмечалось, новым Законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. На основании этого принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный Закон. Вместе с тем необходимо отметить, что Закон от 8 августа 2001 г. имеет весьма ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на достаточно большое количество видов деятельности, среди которых деятельность кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая, страховая, нотариальная, образовательная деятельность и др. Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.23

    В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии, срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата. Чтобы стать лицензиатом, т. е. лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

    1. Заявление о выдаче лицензии. Помимо данных о соискателе  в заявлении указывается вид деятельности, на который испрашивается лицензия.

    2. Копия учредительных документов  и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    3. Копия свидетельства о постановке  на учет в налоговом органе. Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом, в противном случае требуется предъявление оригинала.

    4. Документ, подтверждающий уплату  лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Размер платы устанавливается Правительством Российской Федерации. Ее максимальный размер в настоящее время указан в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и не может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Новый Закон определил твердый размер лицензионного сбора за рассмотрение заявления – 300 рублей.

    5. Сведения о квалификации работников  соискателя лицензии.

    Перечисленные документы представляются соискателем  лицензии в лицензирующий орган во всех случаях. Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. В зависимости от специфики лицензируемого вида деятельности дополнительными документами может подтверждаться: соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям; соответствие специальным условия объекта, в котором (здание, сооружение) или с помощью которого (оборудование и иные технические средства) осуществляется такой вид деятельности. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора, во втором – причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован соискателем.

    Выдача  лицензиату документа, подтверждающего  наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. Лицензионный сбор за предоставление лицензии определен в размере 1000 рублей. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В реестрах указывается следующая информация:

  • сведения о лицензиате;
  • сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии и номер лицензии;
  • сроки действия лицензий;
  • сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
  • основания и даты аннулирования лицензий;
  • иные сведения.

    Законом предусмотрены основания и порядок  переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.  Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления служит утрата подтверждающего лицензию документа. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением и необходимыми документами не позднее чем через 15 дней. Закон о лицензировании устанавливает 15-дневный срок для обращения с заявлением и плату за переоформление документа в размере 100 рублей. Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

    Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия  теряет юридическую силу: в случае ликвидации юридического лица или прекращения  действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; в случае реорганизации юридического лица, за исключением преобразования. Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований. В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована:

    1) в административном порядке, т.е.  самим лицензирующим органом  без обращения в суд, лицензия  может быть аннулирована в  случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев;

    2) в судебном порядке на основании  заявления лицензирующего органа. В этом случае лицензия аннулируется: если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; при не устранении лицензиатом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

    Осуществление лицензируемого вида деятельности без  лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением. За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий в ст. 14.1 КоАП РФ24 предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ25. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере; совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство. Доходом в крупном и особо крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает соответственно 1,5 млн. и 6 млн. рублей. Серьезной переработке подвергся перечень лицензируемых видов деятельности.

    Во-первых, он стал открытым (то есть, лицензирование может вводиться и другими  федеральными законами). В связи с этим из перечня исключены виды деятельности, лицензирование которых уже внесено другими законами. Правда, почему-то только частично.

    Во-вторых, полностью исключено разделение компетенции между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации.

    В заключении необходимо отметить, что  само положение, когда свободные предприниматели получают выход на  рынки, которые ранее контролировались исключительно государством, вызывает оптимизм. Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование. Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись без непосредственного участия государства, да этого  и  не требуется. Однако если ранее государство просто не разрешало какую-либо деятельность  на таких рынках, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы - формы лицензирования, что принято во всем мире. Такое положение  вещей доказывает, что коренная перестройка экономики действительно происходит, а это, скорее всего самое важное на данный момент. 

2.2. Налогообложение  и отчетность индивидуального  предпринимателя 

    Действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

    1. «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 НК РФ и вступила в силу 1 января 2001 года;

    2. «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй НК РФ, которая введена ФЗ от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ с 1 января 2003 года;

    3. «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй НК РФ, которая введена ФЗ от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ с 1 января 2003 года.

    Рассмотрим каждую из указанных систем, так как они принципиально отличаются друг от друга. При традиционной системе налогообложения индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, которая не попадает под упрощенную или вмененную системы налогообложения используют традиционную систему налогообложения. При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода. Физические лица, получающие доход от предпринимательской деятельности обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить фактическую налоговую декларацию, в которой указываются все полученные доходы, суммы начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц, стандартные и профессиональные налоговые вычеты. В случае прекращения деятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Налоговым периодом по законодательству признается календарный год. Физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя