Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Поставленная цель определила ряд задач, имеющих научно-практическое значение:

исследовать правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя;
исследовать особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя;
определить ответственность индивидуального предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя…............................................................................................................................6
Законодательные основы предпринимательской деятельности в России........6

Понятие индивидуального предпринимательства…………………………....14

Виды индивидуального предпринимательства………………….....................23


Глава 2. Особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………………………………...27
2.1. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица…………………………………………………………………27
2.2. Налогообложение и отчетность индивидуального предпринимателя……..37
2.3. Обязательные платежи во внебюджетные фонды…...…….………...………48

Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя ………………...56
3.1. Понятие и основания юридической ответственности……………………….56
3.2 Виды ответственности индивидуального предпринимателя ………………..60
3.3. Процедуры банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству РФ ……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….73
Список использованныъх нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, применительно к рассматриваемой теме – предприниматель. Обязательным элементом состава административного правонарушения выступает вина – виновность в действиях (бездействиях) предпринимателя. При этом вина может выражаться и в ненадлежащем контроле предпринимателем за выполнением работником обязанности по выполнению требований действующего законодательства.

    В заключение необходимо отметить, что юридическая ответственность - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

    Задачей юридической ответственности является не только кара правонарушителей, но также удержание их от совершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Этим юридическая ответственность, наряду с иными социально-правовыми институтами, призвана вносить свой вклад в дело формирования социально активной личности - одного из важнейших элементов гражданского общества и условий существования правового государства. 

  • Процедуры банкротства индивидуального  предпринимателя 
  • по  законодательству РФ 

        Банкротство индивидуального предпринимателя регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно Федеральный Закон от 16 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 42. Одним из положительных качеств нового ГК является то, что в этом нормативном акте достаточно подробно рассматриваются вопросы ответственности и процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей. Ранее действовавшие нормы ничего не говорили о характере такой ответственности или о том, каким образом соотносится личное имущество предпринимателя с тем имуществом, которое он использует в своей предпринимательской деятельности, каким образом происходит удовлетворение кредиторов индивидуального предпринимателя при его банкротстве и какая очередность устанавливается в погашении задолженности предпринимателя перед теми кредиторами, которые не участвовали в его предпринимательской деятельности, и иными кредиторами. Теперь все эти вопросы нашли достаточно подробное освещение в ГК РФ

        В частности, закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип полной ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, исключение составляет только то имущество, которое перечислено в ст. 369 ГПК РФ и в Приложении № 1 к ГПК РФ. Решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) принимает суд. Первым признаком для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. В качестве второго признака хотя и с определенными оговорками можно назвать признак, хотя и не указанный в качестве такового в ст. 3 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", но имеющий принципиально важное значение при возбуждении дела о банкротстве. Это требования кредиторов в совокупности, составляющие не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью.

        С момента вынесения такого решения утрачивает силу государственная регистрация предпринимателя. Условия и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве устанавливаются специальным законом, однако наиболее общие вопросы этой процедуры зафиксированы в ГК. В частности, здесь регламентируется очередность погашения задолженности индивидуального предпринимателя перед кредиторами, совпадающая с тем порядком, который установлен для юридических лиц.

        Помимо  тех кредиторов, которые связаны  с предпринимателем по характеру его предпринимательской деятельности, особым образом закон определяет права иных его кредиторов. Последние также вправе заявлять свои требования к предпринимателю в период   банкротства, но эти требования сохраняют свою силу и после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя. «Процедуры, применяемые в отношении должника – это предусмотренная законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию»43. При рассмотрении дел, из всех процедур, при банкротстве индивидуального предпринимателя применяются только две процедуры: мировое соглашение и конкурсное производство.

        Конкурсное  производство - применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств индивидуального предпринимателя будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам его задолженности; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

        Мировое соглашение – производится вне контроля арбитражного суда и не допускает судебного вмешательства, поэтому Закон о банкротстве детально регулирует порядок заключения и содержание мирового соглашения, условия и последствия признания его недействительным, а также порядок расторжения мирового соглашения. Следует отметить, что законодатель подошел к урегулированию института банкротства (несостоятельности) дифференцировано, порядок рассмотрения дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей отличается от порядка рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц, в частности к ним не применяются процедуры досудебной санации, наблюдения и внешнего управления.

        Хотелось  бы отметить, что недостатком действующего законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей банкротов является, на мой взгляд, слишком упрощенный порядок возбуждения дела о банкротстве, иными словами, если индивидуальный предприниматель имеет задолженность перед кредиторами на сумму, превышающую 100 минимальных размеров оплаты труда (а это не очень большая сумма) и не исполняет своих обязательств в течение трех месяцев с даты наступления сроков их исполнения то он по заявлению кредитора может быть признан банкротом. Следствием чего является частое и необоснованное обращение кредиторов в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, без применения мер, направленных на получение надлежащего исполнения своих требований.  Очевидно, в Законе о несостоятельности (банкротстве) следует увеличить сумму требований кредиторов достаточную для возбуждения дела о банкротстве до 500 минимальных размеров оплаты труда, а срок неисполнения обязательств  перед кредиторами до шести месяцев. Должник же при обращении в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, должен представлять суду доказательства о принятии мер, направленных на исполнение своих требований и только при невозможности их исполнения может быть возбуждено дело  о банкротстве. Непредставление указанных доказательств кредитором должно служить основанием для отказа судьи в принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом.

     

    Заключение 

        Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что деятельность предпринимателей в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. Гражданским кодексом не предусмотрена такая организационно-правовая форма предприятия, как малое предприятие. Более того, Кодекс рассматривает предприятие, как объект гражданских прав и раскрывает это понятие. Закон ушел от слов "малое предприятие", но как понятие - это присутствует в тексте закона, когда речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства. В действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии, соответственно, и обоснование, почему именно данные предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства. Как показывает анализ нормативно-законодательной базы, понятия "малое предприятие", "малое предпринимательство" употребляются, как правило, в тех случаях, когда отдельно взятой группе предприятий предоставляется финансовая или иная поддержка государства.

        Необходимо указать, что государственный контроль за деятельностью в области лицензирования должен быть направлен, в первую очередь, против произвола чиновников на федеральном и местных уровнях, соответственно на защиту прав предпринимателей и предоставление им большей свободы деятельности. Достигнуто это может быть как в результате сокращения числа лицензируемых видов деятельности, так и в результате ограничения полномочий министерств, ведомств и администраций регионов в части определения ими основных процедурных вопросов в данной области

        Существенным  упущением законодателя в понятия  предпринимательства, приведенном в Кодексе, можно считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (параграф № 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел. Отсутствие этого признака не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку.

        В качестве одного из признаков предпринимательской деятельности законодатель в ст.2 ГК РФ выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством. Кроме того, формулировка ст. 2 Кодекса противоречит п. 4 ст. 23 ГК РФ, где все же признается законной (без регистрации) деятельность по извлечению предпринимательской прибыли.

        Упомянутую  неточность достаточно легко исправить. Следует вынести требование о необходимости государственной регистрации предпринимателя за рамки легального определения предпринимательства. Наверное, имеет смысл, для того чтобы устранить юридико-технические недочёты и усечённость гражданского законодательства в вопросах  предпринимательства, разработать и принять специальный закон о предпринимательской деятельности, который позволит упростить приобретение статуса и деятельность предпринимателя, оптимизировать и удешевить государственное регулирование его деятельности и надзор за  нею, что, несомненно, пойдет на пользу всему обществу и облегчит работу правоприменителя.

        В числе основных целей и принципов поддержки предпринимательской деятельности, можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

        Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.

        Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь. Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

        В заключении необходимо отметить, что  само положение, когда свободные предприниматели получают выход на  рынки, которые ранее контролировались исключительно государством, вызывает оптимизм. Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование. Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись без непосредственного участия государства, да этого  и  не требуется. Однако если ранее государство просто не разрешало какую-либо деятельность  на таких рынках, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы - формы лицензирования, что принято во всем мире. Такое положение  вещей доказывает, что коренная перестройка экономики действительно происходит, а это, скорее всего самое важное на данный момент.

    Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя