Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Поставленная цель определила ряд задач, имеющих научно-практическое значение:

исследовать правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя;
исследовать особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя;
определить ответственность индивидуального предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя…............................................................................................................................6
Законодательные основы предпринимательской деятельности в России........6

Понятие индивидуального предпринимательства…………………………....14

Виды индивидуального предпринимательства………………….....................23


Глава 2. Особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………………………………...27
2.1. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица…………………………………………………………………27
2.2. Налогообложение и отчетность индивидуального предпринимателя……..37
2.3. Обязательные платежи во внебюджетные фонды…...…….………...………48

Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя ………………...56
3.1. Понятие и основания юридической ответственности……………………….56
3.2 Виды ответственности индивидуального предпринимателя ………………..60
3.3. Процедуры банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству РФ ……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….73
Список использованныъх нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

    В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год вышеперечисленных субъектов не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Правда, до настоящего времени указанные значения не установлены.

    Законом определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

    В числе основных целей и принципов  государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Наряду  с этим устанавливаются формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, среди них: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др. Следует отметить, что Законом определен исчерпывающий перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не предоставляется государственная поддержка. К ним относятся кредитные и страховые организации, за исключением потребительских кооперативов, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприятия и предприниматели в сфере игорного бизнеса, а также предприятия и предприниматели, являющиеся в соответствии с Налоговым кодексом РФ13 нерезидентами РФ.

    В целях осуществления контроля со стороны государства за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Законом предусмотрена система статистического наблюдения. Указанные наблюдения могут быть двух видов: сплошные (один раз в пять лет) и выборочные (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта предпринимательства). Порядок проведения выборочных статистических обследований будет определяться Правительством РФ. Как можно видеть, все вышеперечисленные положения Закона направлены на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятных условий для их существования, а также развития конкурентоспособных, устойчивых и стабильных рыночных отношений в Российской Федерации.

    Итак, при существовании малого и среднего предпринимательства к которым относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские хозяйства, соответствующие ряду условий, законом определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В числе основных целей и принципов, можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Глава 2. Особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя 

2.1. Порядок регистрации  и лицензирования  предпринимателей без образования юридического лица 

    К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями 14. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданских отношений, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии, воле и имущественной самостоятельности их участников 15. Чтобы стать предпринимателем, т.е. начать деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица (далее – ПБОЮЛ), необходимо:

    1) зарегистрироваться в качестве  предпринимателя:

  • уплатить регистрационный сбор (госпошлину) за государственную регистрацию в качестве предпринимателя;
  • представить заявление для регистрации физического лица в регистрирующий орган (в настоящее время это налоговая инспекция по месту вашего жительства);
  • представить необходимый пакет документов;

    2) встать на учет в налоговом  органе:

  • представить заявление в налоговый орган для постановки на учет;
  • получить свидетельство о постановке на учет;

    3) получить лицензию на отдельные  виды деятельности (если вы выбрали  лицензируемый вид деятельности);

    4) зарегистрироваться для уплаты  взносов в Пенсионном Фонде,  Фонде Социального Страхования,  ФФОМС, ТФОМС. Наряду с документами, свидетельствующими о государственной регистрации, необходимо получить лицензию, если выбранный вид деятельности является лицензируемым, так как в противном случае деятельность индивидуального предпринимателя будет считаться незаконной.

    Виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, определены ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившего в силу с 08.02.200216. Физическое лицо, получившее разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязано в качестве налогоплательщика своевременно встать на учет в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Регистрация индивидуальных предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. Все документы предпринимателя и принятые от него отчеты хранятся в налоговой инспекции в отделе, занимающемся налогообложением предпринимателей, в специальном деле по налогообложению.

    При постановке на учет в налоговой инспекции  должностные лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства, связанные с предпринимательской деятельностью, разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"17 (далее — Закон № 76-ФЗ) изменяются правила регистрации индивидуальных предпринимателей. Регистрация индивидуальных предпринимателей с 01.01.2004 осуществляется на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"18 (далее - Закон № 129-ФЗ). Ранее этот закон регламентировал лишь порядок регистрации юридических лиц и назывался "О государственной регистрации юридических лиц". Закон № 76-ФЗ внес изменения в Закон № 129-ФЗ, и с 01.01.2004 регистрация индивидуальных предпринимателей будет осуществляться в соответствии с Законом № 129-ФЗ. В соответствии со ст. 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"19. Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется ФНС России (п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"20).

    Лицензирование  представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. 21

    Основные  принципы осуществления лицензирования:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • установление единого перечня лицензированных видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

    Правовой  основой лицензирования предпринимательской  деятельности в настоящее время  является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»22 (далее – Закон о лицензировании). Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ. Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданная Московская лицензионная палата.

    Лицензирующим органам Закон предоставляет  весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Данным правам лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

    Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться  только юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию. Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта. Предусмотрено предварительное уведомление в письменной форме с указанием сведений, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя