Право- и дееспособность граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего исследования категорий «правосубъектность», «правоспособность» и «дееспособность» граждан изучить теоретические положения и рассмотреть возможные пути совершенствования существующего законодательства.

Оглавление

Введение 3

1 Гражданская правосубъектность: понятие и содержание 5

2. Правоспособность граждан 9

2.1 Понятие и содержание правоспособности граждан 9

2.2 Равенство, неотчуждаемость и невозможность ограничения правоспособности граждан 13

2.3 Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим 15

3. Дееспособность граждан 21

3.1 Понятие, юридическая природа и содержание дееспособности граждан. Виды дееспособности граждан 21

3.2 Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным 25

3.3 Актуальные вопросы опеки и попечительства 27

Заключение 40

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

право- и дееспособность граждан_курсовая.docx

— 84.30 Кб (Скачать)

     В полном объеме гражданская дееспособность наступает с момента достижения совершеннолетия, т.е. с 18 лет. Именно с  этим возрастом в России связывается  представление о полном психическом  созревании человека.

     Полная  дееспособность означает и абсолютно  самостоятельную имущественную  ответственность гражданина. В соответствии со статьей 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом  не может быть обращено взыскание14. Перечень такого имущества устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

     В ГК РФ закреплен порядок имущественной  ответственности гражданина — индивидуального  предпринимателя в случае признания  его судом несостоятельным (банкротом). Отмечается, что требования кредиторов индивидуального предпринимателя  в случае признания его банкротом  удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и  очередности, которые предусмотрены  законом о несостоятельности (банкротстве). После завершения расчетов с кредиторами  индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных  с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных  к исполнению и учтенных при признании  предпринимателя банкротом. Однако сохраняют силу требования граждан, перед которыми предприниматель  – банкрот несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью, а также иные требования личного характера15.

     Из  общего правила о наступлении  гражданской дееспособности с момента  достижения совершеннолетия есть два  исключения.

     Первое  исключение установлено для лиц, вступивших в брак до достижения 18 лет. В соответствии с СК РФ единый брачный возраст, установленный для мужчин и женщин (18 лет), может быть снижен органами местного самоуправления до 16 лет при наличии причин, которые будут признаны уважительными16. Перечень таких причин в законе не приводится, но к ним традиционно принято относить беременность, рождение ребенка и фактически сложившиеся брачные отношения.

     Вторым  исключением является эмансипация. Согласно ГК РФ, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью  дееспособным, если он работает по трудовому  договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской  деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии их согласия — по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут  ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим  вследствие причинения им вреда17. 

     3.2 Ограничение дееспособности  и признание гражданина  недееспособным 

     Дееспособность  наравне с правоспособностью  неотчуждаема. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных  законом.

     ГК  РФ предусматривает возможность  ограничения полной дееспособности и ограничения дееспособности несовершеннолетнего.

     Так, например, гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен  судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается  попечительство. При этом гражданин, ограниченный в дееспособности, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые  сделки. Совершать же другие сделки, получать зарплату, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может  лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность  по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. В том случае, если основания, в силу которых гражданин  был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение  его дееспособности. На основании  судебного решения отменяется и  установленное над ним попечительство18.

     Что же касается лишения или ограничения  дееспособности несовершеннолетнего, то здесь ситуация обстоит следующим  образом. При наличии достаточных  оснований суд по ходатайству  родителей, усыновителей,  попечителя или органов опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права  самостоятельно распоряжаться своим  заработком, стипендией или иными  доходами, за исключением случаев, когда  такой несовершеннолетний ранее  приобрел полную дееспособность в связи  с вступлением в брак или эмансипацией19.

     Основаниями подобного ограничения или лишения  являются, например, неразумное расходование заработка, употребление спиртных напитков и наркотических средств. При  этом при ограничении дееспособности несовершеннолетний может распоряжаться  своим заработком только с согласия законных представителей, а при лишении  дееспособности — заработком несовершеннолетнего  в его интересах распоряжаются  законные представители20.

     К ограничению дееспособности можно  приравнять утрату полной дееспособности несовершеннолетним, ранее вступившим в брак, в случае признания брака  недействительным, если суд одновременно принимает решение о возврате этого несовершеннолетнего к  частичной дееспособности21.  

     3.3 Актуальные вопросы  опеки и попечительства

     Применение  положений законодательства об опеке  и попечительстве в настоящее  время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что  влечет за собой рост числа случаев  нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

     В частности, опека над недееспособными  гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих  лечебных учреждений возрастает. К  сожалению, все реже родные и близкие  берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального  сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений  со стороны опекунов в отношении  имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием  механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.

     Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом  в дееспособности. В первую очередь  это обусловлено тем, что закон  более не провозглашает «борьбы  с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е  годы, как принудительное лечение  от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции  свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу  употребления и, более того, злоупотребления  спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства  в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан  потеряло безвозвратно. По-видимому, при  определении границ вмешательства  в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в  удовлетворении ее потребностей, так  и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

     Другая  причина недостаточного использования  положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно  дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость  выдачи согласия попечителя на получение  дохода и распоряжение доходом, что  не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться  ими в его интересах.

     Опека и попечительство над несовершеннолетними  в целом до последнего времени  в достаточно полной мере соответствовала  своему назначению. К сожалению, сейчас в функционировании этого института  также наметились негативные тенденции, обусловленные резким ростом числа  детей, оставшихся без попечения  родителей, а также отсутствием  необходимого бюджетного финансирования органов опеки и попечительства.

     Так, недостаточность государственной  финансовой поддержки опеки и  попечительства над несовершеннолетними  породила в некоторых регионах парадоксальное явление. В соответствии со ст. 123 СК РФ субъекты РФ вправе своим законодательным  актом установить новую форму  устройства детей. В законодательстве большинства субъектов РФ такие  формы не предусмотрены. Однако республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский, Красноярский края, Алтайский край, Воронежская, Владимирская, Калининградская  и Тамбовская области в нормативных  актах, посвященных регулированию  семейных отношений и охране прав детей, употребляют термины «патронат», «патронатная семья», «патронажная семья», «семья патронатных воспитателей». Эти термины встречаются и  в актах органов местного самоуправления. Названные субъекты РФ в большинстве  случаев вводят форму устройства детей, ничем не отличающуюся от опеки (попечительства) по содержанию, однако имеющую иное название. Основная задача этого «изобретения» — вывести  лиц, осуществляющих заботу о несовершеннолетних, из категории опекунов (попечителей) с тем, чтобы на них не распространялось действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»22. Итоговая цель этого нововведения — устройство детей в семью без осуществления ежемесячной выплаты средств на питание ребенка, приобретение одежды, обуви и пр. Необходимость новой формы устройства продиктована отсутствием в местных бюджетах и бюджетах субъектов РФ финансовых ресурсов, достаточных для производства выплат опекунам и попечителям значительных сумм.

     Низкий  уровень жизни населения в  целом, отсутствие возможности заработать вынуждает многих граждан существовать за счет средств, предоставляемых в  качестве льгот или пособий детям. Это особенно распространено в сельской местности. Так, участились случаи обращения граждан в органы опеки и попечительства с просьбой о назначении опекунами (попечителями) над несовершеннолетними родственниками исключительно с целью получения пособия на содержание ребенка. Распространены и факты использования получаемых сумм в личных целях опекунов (попечителей). Последнее обстоятельство в немалой степени вызвано отсутствием эффективных мер противодействия злоупотреблениям со стороны опекунов (попечителей).

     Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность — эти и другие из перечисленных  выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности, и органы государственной власти РФ — как исполнительные, так  и законодательные — предпринимают  в настоящий период попытки повлиять на ситуацию.

     Перевод основных положений об опеке и  попечительстве в гражданское законодательство (ст. ст. 31 — 41 ГК РФ) объясняется рядом  причин — в том числе и тем, что с позиции ст. 3 СК РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не являются предметом семейно-правового регулирования. Не могут быть отнесены к «ведению» семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие, как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки (попечительства) и пр.

     Таким образом, отказавшись от признания  за опекунами (попечителями) и подопечными  членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного  законодательства, тем самым, выводя институт опеки (попечительства) на новый  уровень — уровень исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Учитывая, что основное предназначение норм данного института — обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, ибо он влечет применение способов гражданско-правовой защиты соответствующих прав.

     Необходимо  отметить, что СК РФ, обладая предоставленной  ему статьей 31 ГК РФ возможностью определять права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних подопечных, связанные с их воспитанием, положений ГК РФ об опеке и попечительстве над несовершеннолетними фактически не развил. Удельный вес норм об опеке  и попечительстве, содержащихся в  главе 20 СК РФ, весьма незначителен. В  сущности, СК РФ устанавливает лишь дополнительные требования к личности опекуна (попечителя), а также разъясняет объем правомочий опекуна (попечителя) ребенка в сравнении с иными  лицами (родителями, родственниками). Установленные  же статьей 148 СК РФ права детей, находящихся  под опекой (попечительством), в сущности, представляют собой абсолютные права  ребенка, зафиксированные Кодексом ранее, в положениях главы 11.

Информация о работе Право- и дееспособность граждан