Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:00, курсовая работа
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров. В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).
- система накладной применяемой практически на всех видах транспорта;
- система коносамента
- система чартера, применяемые обычно на морском транспорте.
В
ряде случаев системы могут
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договор перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.
Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности. Перевозка, в которой по единому транспортному договору участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении . Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составлен на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петербурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги на водный транспорт). Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК). Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов ( соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК РФ) .
Бизнесмену или человеку, достаточно часто соприкасающемуся с предпринимательской деятельностью необходимо помнить, что большое юридическое значение могут иметь самые различные стороны договорных правоотношений, такие например, как место заключения договора. Общее правило, закрепленное в ст.444 ГК РФ, на первый взгляд просто регулирует этот аспект: если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. Однако, во избежание неоправданных трений и осложнений в возможных спорах по договорам, рекомендуется место заключения договора указывать в его тексте. Дело в том, что и место жительства гражданина, и место нахождения юридического лица периодически изменяются, порой довольно часто. В силу указанной причины для суда, да и для самих сторон спора часто оказывается проблематичным определение такого места. Особо важное значение правильное определение и фиксация места договора начинает иметь при внешнеэкономической сделке. В этом случае место заключения договора может стать фактором, определяющим право, подлежащее применению. Из норм гражданского законодательства следует, что всякий договор заключается посредством направления сторон и ее акцепта другой стороной. Оферта должна соответствовать нескольким требованиям: во-первых, оно должно быть адресовано конкретному лицу (лицам); во- вторых, быть достаточно определенным; в-третьих, должно свидетельствовать о намерении предлагающего заключить договор; в- четвертых. оно должно содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор. В п.2 ст.435 говорится, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения с адресатом. Это означает, что лицо, пославшее оферту, в случае безоговорочного акцепта этого предложения его адресатом автоматически становится стороной в договорном обязательстве. Оферта может считаться не полученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение об отзыве. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно сделано (ст.436 ГК РФ). Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно: было сделано.
Следует учитывать, что не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п.1 ст.437 ГК РФ).
Публичная
оферта- это предложение
Акцепт в любом случае должен быть полным и безоговорочным. Наряду с письменным ответом, акцепт в соответствующих случаях может быть в виде совершения фактических действий по выполнению условий договора, указанного в оферте, произведенных в указанный для акцепта. В этом случае отношения сторон будут признаны договорными, а действия сторон будут носить характер выполнения обязательств по договору (ст.438 п.3 ГК РФ). В случае если срок для акцепта в оферте определен обязательным условием заключения договора является получение лицом, направившем оферту, извещения о ее акцепте в срок установленный офертой (ст.440 ГК). Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени. (п.1 ст.441 ГК РФ). В случае устной оферты без указания срока для акта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила об акцепте (п.2 ст.441 ГК РФ).
По
характеру влияния
Разграничение договоров может проводиться по различным основаниям. По наиболее важному критерию - по содержанию регулируемой ими деятельности- договора делят на имущественные и организационные. Отличительной чертой имущественных служит направленность на получение имущества или блага достигаемого исполнением обязательства (например, договор мены). Организационные договора предназначены создать предпосылки предусмотреть возможности для последующей предпринимательской или иной деятельности. Во многих случаях субъекты должны на основании организационного договора в дальнейшем заключать имущественные договоры. Классификация договоров может проводиться по ряду других оснований. Очень важно для делового человека усвоить деление договоров на возмездные и безвозмездные, консенсуальные и реальные. Если по консенсуальному договору для возникновения обязательства достаточно достижения между сторонами соглашения (консенсуса) относительно условий, то в реальных договорах помимо соглашения требуется передача вещей в натуре. Особенность возмездного договора в том, что сторона, исполняющая свои обязанности, должна получить за это от другой стороны плату или иное встречное представление. Иными словами, суть такого обязательства в том, что каждая из сторон по договору имеет право требования к другой стороне, но одновременно несет перед ней и определенные обязанности. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что она обязана сделать в ее пользу, и в то же время ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (характерный пример-договор банковского вклада). При безвозмездном договоре одна из сторон, на которой лежит обязанность предоставить что-либо другой стороне, является исключительно должником, а другая сторона - кредитором (так, в договоре дарения даритель всегда должник, а одаряемый - кредитор). В п. 3 ст.423 ГК РФ сформулировано правило согласно которому договор предполагается возмездным, то есть если иное не вытекает из закона иных правовых актов, содержания или существа договора, считается, что сторона, передавшая другой стороне товары, выполнившая работу, оказавшая услуги, вправе требовать от этой стороны соответствующую плату – презумпция возмездности гражданско-правового договора.
Статьей 433 ГК РФ установлено, что:
1.
Договор может быть заключен
в любой форме,
Как
видим, выделение существенных условий
весьма важно, поскольку от их определений
зависит возникновение договорного обязательства.
Так, предмет договора характеризуется
как передаваемое имущество, подлежащие
выполнению работы, оказываемые услуги
либо необходимый результат действий.
Достижение определенности по указанным
вопросам служит предпосылкой для урегулирования
других аспектов взаимоотношений сторон,
выработки остальных условий договора.
Например, в договоре поставки должны
определяться ассортимент, количество
и качество товара. Для возмездных договоров
наряду с предметом существенное условие
о размере платы, подлежащей внесению
кредитором за передаваемую ему вещь (работы,
услуги). Часто таковыми признается условие
о сроках выполнения должником его обязанностей.
Существенные условия нередко касаются
порядка согласования в будущем характеристик
предмета договора. Скажем, законодательство
о поставках продукции и товаров предусматривает
необходимость определения в долгосрочных
договорах порядка и сроков согласования
и представления спецификаций, в которых
указываются количество и развернутый
ассортимент подлежащих поставке товаров.
ГЛАВА 2 |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ |
|
2.1 | Права
и обязанности перевозчика |
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Перевозчик обязан предоставить транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке . Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозки средств устанавливают специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта. Установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозки и отправителя. На воздушном транспорте, например, будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной взлетно-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад или иной пункт, указанный в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты как общего пользования, так и при отправителям.
В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправительные исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т. п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который в отличие от перевозчика лучше знает свойства конкретного груза. Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только с соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранно перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением сторон, а затем за плату. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.). Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участника обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет.
Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошли вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке. Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексом и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталий время (контрсталию).
Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив,
грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках - диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечение его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы. Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ) в целях обеспечения причитающихся платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено законом, иными правовыми актами, договором или не применятся ввиду его несоответствия существующего обязательства. В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресация. Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией (портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется. Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза. Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется ответчиком. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменено настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена (ст. 72 УАТ).