Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:00, курсовая работа
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров. В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).
Грузоотправитель (грузополучатель) за не предъявление к перевозке груза в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании на перевозку или в принятом к исполнению разовом заказе, уплачивает автотранспортному предприятию или организации штраф в размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза. Стоимость перевозки не предъявленного или не перевезенного груза определяется исходя из тарифов и среднего расстояния перевозки. “При систематическом нарушении клиентом пунктов ст. 8 Настоящего договора, а так же порядка расчетов. Автотранспортное предприятие помимо санкций, предусмотренных , имеет право приостановить перевозку грузов, предупредив клиента за 5 дней” Не сохранность груза может проявляться в его утрате, повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выгрузить груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза-несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК РФ). Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина. В этом проявляется отличие от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ ) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за не сохранение груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности. Установление презумции вины перевозчика не означает ее не опровержение. Напротив, в транспортном законодательстве содержится пример перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины ответчика или получателя, к числу таких обстоятельств относятся:
- особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;
- недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;
-
сдача груза к перевозке без
указания в накладной его
-
сдача к перевозке груза,
Действующим
законодательством
К ним, в частности, относятся:
- прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им;
-
прибытие груза в
-
недостоверность, неточность
- естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе);
- естественная убыль груза в пределах нормы.
Ответственность перевозчика за не сохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко:
- в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
-
в случае утраты груза,
Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возникновением ущерба, вызванного не сохранностью груза ,перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную заперевозку груза, если она не входит в стоимость груза.
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер неустойки исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК РФ. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей груза. От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. Таким образом суммируя все вышесказанное можно сделать следующие выводы. По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний . Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем.
Однако
в договоре перевозки груза участвует
третье лицо, которое в результате
него приобретает права и обязанности.
Это лицо называется получателем. В договоре
перевозки третье лицо имеет не только
права, но и несет обязанности: принять
груз, требовать составления актов, своевременно
вывезти груз, хотя к заключению договора
перевозки третье лицо - грузополучатель
– никакого отношения не имеет. Его обязанности
вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем
(как правило, с поставщиком).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, при стремительном развитии рыночных отношений в России, коренной ломке старой командно-административной системы обнажилась потребность в новом регуляторе не только хозяйственных , но и гражданских имущественных отношений. Очевидно, что таким регулятором призван быть гражданско-правовой договор, надёжность и универсальность которого проходили прочность на протяжении тысячелетий. В наше время наибольшую актуальность приобрёл договор, как регулятор хозяйственных отношений. Можно сказать, что последние годы российское общество «заболело договорной эйфорией». Договора заключаются буквально по любому поводу, люди как будто пытаются наверстать упущенное за прошедшие десятилетия. В настоящее время реализация любого коммерческого мероприятия невозможна без заключения договора, так именно с помощью договора воплощаются замыслы и расчеты его участников, их стремление получить прибыль. Все деловые отношения между субъектами рынка регламентируются законодательством и теми условиями, которые они предусмотрели при заключении договора, и успех всего коммерческого предприятия зачастую зависит от того как грамотно составлен и оформлен договор, потому что именно в договоре определяются права и обязанности сторон, их ответственность, цена, сроки, порядок расчетов и т.д.
Существует множество различных видов договоров, не мало различных по значимости и объёму условий, имеющих свои особенности для различных видов договоров, которые требуют однозначной и юридически грамотной трактовки. В этих условиях возникает ряд вопросов, посвящённых договорному праву.
Рассмотрев отчасти сущность
договора и, может быть
в более полной мере, содержание его условий
можно прийти к выводу о
затруднительности рассмотрения всех
особенностей и нюансов столь ёмкого
юридического понятия в ограниченных
рамках. Однако с уверенностью можно сказать,
что, не смотря на стремительно
меняющийся окружающий нас мир,
с теоретической точки зрения, в
наше время, договор является достаточно
отработанной и изученной системой.
Конечно, прекращение теоретических юридических
изысканий в этом направлении сегодня
крайне преждевременно, но на
сегодня они наиболее актуальны
для новых хозяйственных конструкций,
каковыми являются , например,
«пластиковые карточки». По большому же
счёту проблема, связанна с договорными
отношениями с самим договором
и с его составляющими
понятиями, состоит сегодня в преобладающей
юридической безграмотности с
одной стороны, и с повальным правовым
нигилизмом с другой. Несмотря
на накопленный богатый теоретический
материал, связанный с
трактовкой содержания договора целиком
и его отдельных условий, большинство
граждан и предпринимателей особенно
мелкого и среднего уровня, которые
должны стать костяком нашей экономики,
сегодня только начинают приобщаться
к правовой культуре договора.
Большинство конфликтных ситуаций
в бизнесе - это результат
неквалифицированного и юридически
безграмотного составления договоров.
Для успешного ведения дел
недостаточно быть предприимчивым,
инициативным и рискованным - сегодня
помимо этого необходимо знать
правила и нормы, которые регулируют
поведение субъектов рыночной
экономики. А начинается всё
с договора. Именно в нём
защищённость бизнеса от
недобросовестных партнёров, нормальные
взаимоотношения с контролирующими
органами.
Список
используемых источников
Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы
российского гражданского
пособие. - М.:1995.
Гражданское право. В 2-х
-М.:1994г.
Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П.
Сергеева. - М.:1996г.
Гражданское право. Часть
Масляева. - М.:1997г.
Договор в народном хозяйстве (вопросы общей теории). М.К. Сулейменов, Б.В.
Покровский, В.А. Жакенов и др.; Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алма-Ата, 1987.
Комментарий части первой ГК РФ. - М.: 1995г.
Коммерческий договор: от
А.В. Брызгалин. - М.:1995
Яковлев В.Ф. О роли
М.Я.
Шиминовой, Т.И. Илларионовой и др. 1986.