Порядок проведения приватизации и способы оценки объектов приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью таких преобразований является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда и преодоление отрицательных последствий в деле обеспечения граждан жильем. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Понятие приватизации, ее объекты, участники приватизационного процесса..................................................................................................................5

1.1. Понятие приватизации...................................................................................5

1.2. Правовое регулирование..............................................................................13

1.3. Объекты жилищных прав.............................................................................15

1.4. Участники приватизационного процесса....................................................17

Глава 2. Порядок проведения приватизации и способы оценки объектов приватизации........................................................................................................20

2.1. Жилые помещения, не подлежащие приватизации...................................20

2.2. Оценка приватизированного жилья.............................................................22

2.3. Порядок приватизации..................................................................................27

Заключение............................................................................................................32

Библиографический список.................................................................................34

Файлы: 1 файл

Приватизация ЖФ в РФ.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      Основные  концепции приватизации.

      В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

      В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность  рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.6

      Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

      Третий  подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

      Четвертый подход условно можно назвать  «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

      Однако  приватизация не сводится к общей  политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

      Массовый  характер приватизация может принять  только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

      Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

      При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

      Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно само является инструментом реформы и создает предпосылки для реализации других реформ. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).7

      Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

 

       1.2. Правовое регулирование 

      В действующем законодательстве по раскрываемой теме, можно найти достаточно правовой информации для анализа изложенных в нем норм.

      На 01 января 2007 года она представлена:

      Законом «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04 июля 1991 года. Федеральными Законами РФ от 23.12.1992 года и от 20.07.1994 года, которыми внесены изменения и дополнения в Закон от 04.07.1991 года, Жилищным Кодексом РФ от 22 декабря 2004 года, а также Гражданский Кодекс РФ, окончательно принятый 1 ноября 2001 года

      Первое, что рассмотрим – это ФЗ «О приватизации жилищного фонда» (в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1, Федерального закона от 11.08.94 № 26-ФЗ) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. (в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1)

      Для ускорения процесса приватизации 23.12.1992 года в Закон были внесены изменения, которыми была введена равная для всех бесплатная приватизация, независимо от размеров и потребительских качеств жилых помещений. Суммы, ранее выплаченные гражданами за излишки площади подлежат возврату.

      Целью Закона является создание условий для осуществления  права граждан на свободный выбор  способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения  использования и сохранности  жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем

      Отсутствие  в законе прямого указания на необходимость  получения согласия несовершеннолетних на приватизацию и обязательное включение  их в договор передачи в период между принятием Закона о приватизации и внесением в него изменений  породило на практике немало злоупотреблений – заключались договоры без включения в число собственников несовершеннолетних, что существенно ущемляло их права.

      Другой  закон: Жилищное законодательство, которое  основывается на необходимости обеспечения  органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищное законодательство является одним из основных основополагающих нормативно-правовых базисов.

      В соответствии со статьями 2 и 3 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих  интересах осуществляют принадлежащие  им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, а также граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

      Но  новое Жилищное законодательство гласит, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      Гражданский Кодекс РФ - первый кодификационный  отраслевой акт из серии источников исследования. С учетом норм Конституции ГК РФ подтверждает возможность более полного участия граждан в имущественных отношениях, признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

      В ГК РФ раскрываются основные признаки приватизации по законодательству РФ Статья 217 «Приватизация государственного и муниципального имущества» определяет принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таких случаях применяются общие нормы гражданского права;

      При совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки нужно, прежде всего, опираться на Жилищное законодательство и законодательство о приватизации, тем более что в этих в этих правовых источниках закреплен и принцип диспозитивности и императивности отдельных норм.  

      1.3. Объекты жилищных прав 

      В соответствии с Жилищным законодательством  от 22 декабря 2004 года, объектами жилищных прав являются жилые помещения. В статье 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

      Жилое помещение предназначено для  проживания граждан. Порядок признания  помещения жилым помещением и  требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются  Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

      Статья 16 ЖК РФ указывает, что  к жилым  помещениям относятся:

  • жилой дом, часть жилого дома:

      Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

  • квартира, часть квартиры:

      Квартирой признается структурно обособленное помещение  в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

  • комната:

      Комнатой  признается часть жилого дома или  квартиры, предназначенная для использования  в качестве места непосредственного  проживания граждан в жилом доме или квартире.

      В соответствии со статьей 19 ЖК РФ совокупностью  всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации является жилищный фонд. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Так как темой исследования является приватизация жилищного фонда государственной и муниципальной собственности, то необходимо различать эти формы фондов8

  • частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Информация о работе Порядок проведения приватизации и способы оценки объектов приватизации