Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:40, курсовая работа
Целью работы является изучение процессов информатизации судов в Российской Федерации. Задачи работы состоят в следующем:
Обозначить понятие, цели задачи информатизации судов;
Проследить динамику развития информатизации судов в период с 1996 г. по настоящее время;
Изучить нормативно-правовую базу, на которую опираются государственные и муниципальные служащие, реализующие федеральные программы по информатизации;
Раскрыть основные тенденции в работе ГАС «Правосудие» и других актуальных проектов в области информатизации судов
Введение
В условиях проводимой судебно-правовой
реформы особое значение и актуальность
приобретает совершенствование
процедуры судопроизводства, расширение
доступа граждан к правосудию
и гласность разбирательства
дел судами общей юрисдикции. Одним
из путей совершенствования
Говоря об изученности тематики контрольной работы, следует отметить, что проблема информатизации судов Российской Федерации изучена такими известными специалистами, как П.П. Мельниковым, Чубуковой С. Г., Элькиным В. Д., Муллануровым А.А. Возможно, количество авторов, интересующихся проблемами информатизации судов, пока не так много, что может быть связано с тем, что федеральные программы по информатизации судебной деятельности еще не завершены, однако уже сейчас можно делать предварительные результаты. Попробуем разобраться в специфике данной области.
Целью работы является изучение процессов информатизации судов в Российской Федерации. Задачи работы состоят в следующем:
1. Понятие информатизации судебной деятельности, основные цели и задачи информатизации судов
Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс проектирования, создания и эксплуатации информационных систем (формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия.
Информатизация судебной системы имеет цель повышения эффективности информационного обеспечения судей с помощью: компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.
В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, началось внедрение информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.
На первом этапе развития информатизации
судебной деятельности отмечается создание
и совершенствование
Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.
Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и мировых судей.1 В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одного судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране2.
Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.
2. Компьютеризация и информатизация судов: исторический аспект законодательства в период с 1999 г. до настоящего времени
Отметим лишь основные и самые важные вехи информатизации с 1996 г. по настоящее время в Российской Федерации:
Таким образом, прослеживая тенденцию работы государственных органов в развитии информатизации судов, можно сделать вывод, что работа ведется, во-первых, последовательно, во-вторых, системно, однако все же разрозненно в территориальном отношении, поскольку программы написаны исключительно на федеральном уровне, на уровне же региональном, тем более муниципальном, документы об информатизации судебной системы отсутствуют.
Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993г. №2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994г. №170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994г. №361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-I "О государственной тайне". Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477, и положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.95 г. № 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В качестве органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года №550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" определен Минюст России.
3. 1. Концепции информатизации
Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.
Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются3: формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).
Концепция информатизации
судов общей юрисдикции и системы
Судебного департамента предусматривала
обеспечение единства подходов к
разработке методов и средств
информатизации, внедрению электронного
документооборота по трем основным направлениям:
информатизация системы федеральных
судов общей юрисдикции, мировых
судей и органов судейского сообщества
(далее - судов); информатизация системы
Судебного департамента; создание интегрированной
сети средств информационно-
3. 2. Федеральная целевая программа
«Развитие судебной системы
Названная программа предусматривает «обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента»4.
Ее суть состоит в том, что необходимо автоматизировать не только традиционные функции отдельных судов, но и обеспечить автоматизированное решение системных задач с учетом всех внутрисистемных и внешних информационных связей органов судебной власти на основе типовых систем программного обеспечения, что не потребует больших капитальных затрат на разработку. К их числу относятся программные системы бухгалтерского учета, финансового и материально-технического обеспечения, а также хорошо разработанные и апробированные в общей юридической практике правовые информационные системы.
3. 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
Вступление в силу данного федерального закона возложило принципиально новые обязанности на суды и систему Судебного департамента, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона5), приема обращений граждан в электронном виде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».
Изменения технических решений ГАС «
Однако в настоящее время требуется расширение возможностей использования ГАС «Правосудие» в части снижения трудоемкости ввода и обработки информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.
4. Информатизация судов:
4. 1. ГАС РФ «Правосудие»
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — «территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям»6.
Концепция информатизации
судов общей юрисдикции и системы
Судебного департамента, предусматривающая
создание Государственной
Основной целью создания ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также автоматизации работы судов общей юрисдикции.
Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.