Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики Франции.
Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить общие тенденции экономического развития Франции
2. Рассмотреть экономику страны на современном этапе развития;
3. Изучить систему государственного регулирования экономики Франции;
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Государственное регулирование экономики…………………………….…4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики…4
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики……6
2. Особенности государственного регулирования экономики во Франции…8
2.1. Государственное регулирование цен, рынок ценных бумаг……………8
2.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность…..11
2.3. Экспортно-импортное регулирование……………………………………13
2.4. Регулирование финансирования, кредитования и страхования внешнеэкономической деятельности……………………………………….…16
3. Перспективы экономического развития Франции…………………………19
Заключение…………………………………………………………….……….26
Список используемой литературы…………………………………………...27
Сама биржа стала расширять гамму предоставляемых услуг. До 1978 г. на бирже обращались два типа ценных бумаг – акции и облигации в их классической форме. В последующем стали выпускаться облигации с переменной ставкой, “с окном” (дающие эмитенту право на досрочное погашение облигации) , с единственным купоном, оплачиваемым в момент погашения. Благодаря различным нововведениям, выгодным эмитентам и владельцам облигаций, французский рынок облигаций стал четвертым по объему рынком в мире. Так как любая финансовая операция связана с риском, для вкладчиков некоторых наиболее активных ценных бумаг на ПБ были разработаны страховые операции, 20 февраля 1986 г. был открыт рынок срочных сделок с финансовыми инструментами (“матиф” ) , а 10 сентября 1987 г. – рынок опционов (“монеп” ) . Опцион – это приобретаемое за определенную плату право продать ценную бумагу в течение определенного промежутка времени по заранее установленной цене.
Стала осуществляться техническая модернизация ПБ. Важным организационным новшеством для ПБ явилась замена (в соответствии с законом от 22 января 1988 г.) системы биржевых маклеров, выступающих как посредники при осуществлении биржевых сделок только по поручению своих клиентов, системой биржевых компаний, которые могут вести операции и за свой счет (маклеры стали дилерами) . Закон устанавливал, что контролировать финансовые рынки могут следующие институты:
1. Совет фондовых бирж (СФБ) – главный орган по организации рынка – включает представителей маклеров, банкиров, страховых компаний и государственных властей. Он выполняет четыре главные функции:
- устанавливает общий регламент биржи
- следит за выполнением правил;
- утверждает новых членов биржи;
- допускает ценные бумаги к биржевой котировке.
2. Общество французских бирж (ОФБ) – финансовый институт, своего рода “гражданский суд” СФБ, контролирующий текущее финансирование финансового рынка.
2.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров.
Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО. Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основных рычага:
Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.
Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
В общем можно
говорить, что, как и в отношении импорта,
так и в случае поддержки экспорта,
на смену традиционным формам регулирования
приходят более гибкие и менее заметные
формы, действующие избирательно в отношении
отдельных видов продукции.
2.3. Экспортно-импортное
регулирование
В основе политики в области экспортно-импортного регулирования Франции лежит Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (1957 г.). Заключая договор, шесть стран-участниц поставили одной из основных задач образование Общего рынка путем устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, выработки и реализации в отношениях со всеми государствами единой внешнеторговой политики. 1 июля 1968 г. страны перешли к единой внешнеторговой политике. Одним из важнейших документов, используемых во внешней торговле Франции (при импорте, экспорте и транзите товаров), является новая стандартная форма таможенной декларации, введенной с 1 февраля 1988 г. в странах ЕС и получившая название единого административного документа (ЕАД). ЕАД распространяется почти на все государства Западной Европы. ЕАД – это набор однотипных деклараций, заполненных в восьми экземплярах. В нем дается исчерпывающая информация о товаре, способе его транспортировке, содержатся сведения об отправителе и получателе товара, банковские, налоговые и прочие данные. Первые три экземпляра обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных – в стране-импортере товара.
Импортная процедура.
При импорте товаров во Франции могут применяться два основных режима: общий и особый.
Во Франции существует государственный режим, запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. Целью этого режима является запрещение или ограничение ввоза, вывоза и транзита некоторых товаров, не удовлетворяющих требованиям национального законодательства, регулирующего сбыт или покупку товаров, производимых в стране. При импорте товаров во Францию таможенные формальности проводятся путем осуществления трех видов процедур:
- нормальная ( заполняется таможенная декларация – ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс. фр. (таможенная оценка)) ;
- упрощенная;
- ускоренная (срочная);
Упрощенный и ускоренный режим применяется при получении почтовых посылок и почтовых отправлений.
Одним из главных инструментов регулирования импорта товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется в торговых отношениях стран-участниц ЕС с третьими государствами с 1 июля 1968 г.
Важная особенность таможенной ситуации во Франции состоит в том, что если товар, завезенный на ее территорию или территорию любой другой страны-участницы ЕС, то, пройдя таможенные формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого положения является важным условием, облегчающим сбыт продукции не только на французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.
Наряду с таможенным тарифом ЕС, защищающим хозяйство стран-участниц от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются нетарифные средства ограничения импорта, в том числе и во Франции. Помимо единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения ввоза товаров, как контингентирование импорта , контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры, импортные налоги, соглашения о “добровольном” ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности.
Экспортная процедура.
Во Франции по экспортным операциям существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов, товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну - EX II. Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.
Во Франции для поощрения экспорта используется множество прямых и косвенных средств, что позволяет правительству оказывать большое влияние на развитие торговли в желательном направлении. Это достигается путем предоставления экспортерам льгот в кредитно-финансовой, налоговой и административной областях. Во Франции создана разветвленная система финансирования экспортно-импортных операций зарубежных капиталовложений, освоения новых рынков. На систему финансирования экспорта товаров из страны оказывают большое влияние и такие факторы, как более низкая конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке по сравнению с главными соперниками, потеря и ослабление позиций на ряде рынков развивающихся государств и как результат этого – дефицит платежного баланса на протяжении всех послевоенных лет. Все это определило важнейшую роль государства в создании системы финансовой поддержки экспорта на благоприятных условиях с целью укрепления конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, а широкое участие правительственных ресурсов в этом процессе дало возможность установить один из благоприятных для импортеров французской продукции режимов кредитования и страхования экспорта.
Государственное страхование экспорта во Франции осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными властями, при участии и жестком контроле государственных кредитно-финансовых организаций:
Банка Франции, Французского банка для внешней торговли (ФБВТ) и банка “Креди насьональ”. Главной целью ФБВТ является помощь обычным банкам в их операциях по кредитованию внешней торговли.
В настоящее время кредитование экспорта осуществляется частными банками за счет собственных ресурсов. Государственное воздействие заключается в основном в рефинансировании таких кредитов на льготных условиях, как с целью понижения, так и стабилизации ставок на весь период кредитования. Эти операции проводит Банк Франции и ФБВТ – единственный специализированный банк в Западной Европе. Последний финансирует экспорт французских фирм путем учета их векселей, акцептов и гарантий, предоставляя кратко-, средне- и долгосрочные экспортные кредиты, а также ссуды предпринимателям на производство экспортной продукции.
Правительственная политика
в области кредитования экспорта разрабатывается
Управлением внешнеэкономических
связей министерства экономики, финансов
и бюджета, которое осуществляет общее
руководство Французской компанией
по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ),
без полиса которой не может быть обеспечен
льготный характер экспортного займа.
Выдачей разрешений на кредит и контролем
за выполнением этих решений занимаются
две правительственные комиссии – Комитет
директоров и Комиссия гарантий и внешнеторговых
кредитов. Комитет директоров, являющийся
специализированным органом управления
внешнеэкономических связей, решает
вопросы о выдаче долгосрочных кредитов
и их условиях. Комиссия гарантий внешнеторговых
кредитов, являясь межминистерским органом,
рассматривает с участием Казначейства
заинтересованных министерств, банков
(Банка Франции, “Креди насьональ”) условия
финансирования и реализации экспортных
поставок в кредит и устанавливает, какую
часть кредита застрахует КОФАСЕ. Комиссия
единолично принимает решения по среднесрочным
кредитам, а по долгосрочным – следует
указаниям Комитета директоров.
2.4. Регулирование
финансирования, кредитования и страхования
внешнеэкономической деятельности
Во Франции существуют следующие критерии градации кредитов по срокам. Ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех – долгосрочными. Финансированием среднесрочных кредитов занимается ФБВТ, который затем рефинансирует их по льготной ставке у Банка Франции. Однако финансирование и рефинансирование касается не всей суммы займа, льготный характер основной части экспортного кредита обеспечивается за счет ресурсов выдавшего его коммерческого банка. По долгосрочным кредитам финансирование и рефинансирование части, подлежащей погашению в течение первых семи лет, происходит аналогично, остальная часть финансируется полностью ФБВТ за счет средств Казначейства или ресурсов, мобилизованных на частном рынке капиталов. Стремясь усилить конкурентоспособность национальных фирм, правительство Франции в 1986 г. создало новый вид экспортного кредита – “моноблок” , представляющий собой одно финансовое соглашение вместо двух прежних (льготного займа Казначейства и займа коммерческого банка) с льготными, по сравнению с рыночными, условиями кредитования.
В конце 80-х годов была изменена система участия государства в предоставлении кредитов путем отмены вмешательства в сферу среднесрочного кредитования. Банки получили возможность свободно предоставлять кредит поставщику, а для кредита покупателю отменена необходимость разрешения Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов, гарантии КОФАСЕ. С 1985 г. банки могут выдавать “свободные” кредиты во французских франках без участия государства, условия которых определяются рынком. При этом кредиты могут быть предоставлены на любой срок и любым странам.
Государственное страхование внешнеэкономических операций во Франции началось с 1928 г., и в настоящее время оно осуществляется КОФАСЕ. Система страхования играет важную роль в стимулировании экспорта товаров путем защиты от различных рисков, которые могут возникнуть в ходе совершения торговых сделок. В современных условиях страхование служит не только защитой экспортеров от возможных рисков, но и стало важным условием получения банковского кредита, а в конечном счете – заключения экспортного контракта. Ныне во Франции осуществляется страхование рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением иностранных курсов валют; организацией за границей ярмарок, выставок, зарубежных инвестиций; страхуется непредвиденное повышение цен в период изготовления экспортной продукции.
На практике КОФАСЕ как частная компания страхует за свой счет от коммерческих рисков краткосрочные экспортные кредиты; как государственная компания она (под контролем правительства и за его счет) гарантирует коммерческие риски по всем экспортным кредитам и коммерческие риски по средне- и долгосрочным кредитам. Страхуются следующие сделки: продажа товаров, предоставление услуг (участие в торговых ярмарках, изучение иностранных рынков, реклама, аренда оборудования) ; осуществление строительных работ за рубежом; инвестиции за границей; экспортные кредиты поставщикам и долгосрочные кредиты покупателю, а также финансовые промышленные кредиты. К числу рисков, гарантируемых КОФАСЕ, относятся:
Информация о работе Перспективы экономического развития Франции