Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики Франции.
Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить общие тенденции экономического развития Франции
2. Рассмотреть экономику страны на современном этапе развития;
3. Изучить систему государственного регулирования экономики Франции;
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Государственное регулирование экономики…………………………….…4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики…4
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики……6
2. Особенности государственного регулирования экономики во Франции…8
2.1. Государственное регулирование цен, рынок ценных бумаг……………8
2.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность…..11
2.3. Экспортно-импортное регулирование……………………………………13
2.4. Регулирование финансирования, кредитования и страхования внешнеэкономической деятельности……………………………………….…16
3. Перспективы экономического развития Франции…………………………19
Заключение…………………………………………………………….……….26
Список используемой литературы…………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственное регулирование экономики…………………………….…4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики…4
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики……6
2. Особенности государственного регулирования экономики во Франции…8
2.1. Государственное регулирование цен, рынок ценных бумаг……………8
2.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность…..11
2.3. Экспортно-импортное регулирование……………………………………13
2.4. Регулирование финансирования,
кредитования и страхования внешнеэкономической
деятельности……………………………………….…
3. Перспективы экономического развития Франции…………………………19
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Изучение зарубежного опыта полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в развитых странах.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики Франции.
Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить общие тенденции экономического развития Франции
2. Рассмотреть экономику страны на современном этапе развития;
3. Изучить систему государственного регулирования экономики Франции;
4. Рассмотреть перспективы
развития экономики Франции.
1. Государственное
регулирование экономики
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики
Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Основные функции ГРЭ:
разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
определение приоритетов макроэкономической политики;
обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государство определяет нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи ГРЭ:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
10. Обеспечение национальной
безопасности и др.
1.2. Объекты и субъекты
государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.
К государственному аппарату,
регулирующему экономическое развитие
страны, помимо трех ветвей власти, относится
Центральный Банк Российской Федерации
(банк России).
2. Особенности
государственного регулирования экономики
во Франции
2.1. Государственное регулирование цен, рынок ценных бумаг
Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП. Государственный сектор включает:
- газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт;
- национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы.
В первом случае, государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.
Во втором случае, государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их конкуренцию с частным сектором.
Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящего времени.
Между тем стало ясно, что система жесткого контроля над ценами себя исчерпала. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль над ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг, затрудняется процесс инвестирования, расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно.
Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства -- переход к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен.
В настоящее время во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и департаментов.
Фондовая биржа – биржа, где совершаются сделки по ценным бумагам. На фондовой бирже происходит купля – продажа акций, облигаций. В ходе купли – продажи устанавливается курс ценных бумаг, обращающихся на бирже, который определяется приносимым доходом (в виде дивиденда или процента) , уровнем ссудного процента и соотношением спроса и предложения. Сводными показателями движения курса ценных бумаг являются индексы акций.
В 1978 г. началась реформа Парижской фондовой биржи, в полной мере развернувшаяся в 80-е годы. В настоящее время ускорились процессы глобализации финансовых ресурсов, дерегулирования и перехода от административной экономики к рыночной, что увеличило долю эмиссии ценных бумаг в финансировании предприятий за счет уменьшения доли банковских кредитов и государственных субсидий. Возрождение Парижской биржи (ПБ) (начал министр финансов Р. Монори) была связана со стремлением реанимировать французский финансовый рынок, без чего страна не могла на равных соперничать с ведущими промышленными державами мира. В настоящее время объем сделок ПБ составляет 5000 млрд.
1 февраля 1983 г. был открыт вторичный рынок ценных бумаг для возвращения французских предприятий на биржу. Модернизации французского финансового рынка во многом способствовала приватизация, начатая в 80-е годы правительством Ж. Ширака. Ценные бумаги приватизируемых компаний и банков пользовались большим спросом. Приватизация должна была придать французскому финансовому рынку международные масштабы. Однако до сих пор во Франции биржевая капитализация компаний составляет всего 20% ВВП.
Информация о работе Перспективы экономического развития Франции