Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:01, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух глав. Задача первой главы – описать направления французского институционализма. Глава состоит из трех подпунктов. Первый пункт раскрывает теоретические основы институционально-социологического направления. Второй пункт характеризует французского экономиста– Перру Франсуа. Третий пункт описывает концепцию «доминирующей» экономики Ф.Перру
Во второй главе говорится о новом французском институционализме или экономике соглашений. Глава состоит из двух подпунктов. В первом пункте раскрывается сущность нового французского институционализма. Во втором пункте описываются перспективы развития экономики соглашений.
ВВЕДЕНИЕ
В
первые послевоенные десятилетия в
странах Западной Европы (особенно
во Франции) получили широкое распространение
идеи, весьма схожие с американским
институционализмом 30-х гг., которые развивались
социологической школой «на стыке» экономической
теории и социологии. Французский вариант
институционально-
Во
второй главе говорится о новом французском
институционализме или экономике соглашений.
Глава состоит из двух подпунктов. В первом
пункте раскрывается сущность нового
французского институционализма. Во втором
пункте описываются перспективы развития
экономики соглашений.
ГЛАВА
1. Институционально-
1.1.Теоретические
основы институционально-
Институционально-
Вывод: представителями французского институционализма являются Ф. Перру, Ж. Фурастье, Ж. Ломм, Г. Мюрдаль, Ж. Акерман, У. Льюис, Д. Гэлбрейт. Они стремились реализовать идею социального контроля над капиталистическим производством через разные варианты планирования
1.2
Основной представитель
институционально-
Перру
(Perroux) Франсуа (родился 19.12. 1903, Лион), французский экономист,
представитель социологической школы
в буржуазно политической экономии. С
1928 проф. политической экономии в высших
учебных заведениях Лиона и Парижа. Перру‒
основатель и директор ряда научно‒исследовательских
экономических институтов. Для Перру характерно
идеалистическое мировоззрение, в котором
сочетаются идеи морализирующего христианства,
сен‒симонизма, современного социологического
институционализма и технократического
прагматизма. Экономическая теория Перру
включает положения о «доминирующей экономике»,
«гармонизированном росте» и «всеобщей
экономике». По Перру, «эффект доминирования»,
состоящий в изменении сущности и форм
отношений между экономическими единицами,
приводит к «поляризации пространства»
вокруг отрасли («полюса роста»), в которой
экономические единицы ведут себя как
части единого целого (макроединицы). В
итоге стихийная «агрессивная» конкуренция
исчезает и совокупная эффективность
действий партнёров возрастает. Логика эволюции «доминирующей
экономики» толкает государство к тому,
чтобы оно приняло на себя задачу проведения
антициклической политики и составления
долгосрочных программ экономического
развития максимально быстрыми темпами
(«гармонизированного роста»). «Гармонизация»
осуществляется путём «социального диалога»
(согласования программ развития между
предпринимателями, трудящимися, потребителями
и т.п.).[4] Цель «гармонизированного
роста», по Перру, ‒ превращение современного
буржуазного общества в общество социальной
гармонии (концепция «всеобщей экономики»),
где не только темпы роста и структура
производства, но и основные принципы
организации хозяйства и общества (социальные
режимы, правовые институты и т.д.) будут
подчиняться требованию максимальной
экономичности. Подход Перру ко многим
проблемам противоречив (переход от осуждения
к оправданию монополий, сосуществование
идеалистической концепции построения
общества социальной гармонии и прагматических
рекомендаций по политике жёсткого регулирования
заработной платы и ограничения потребительского
спроса трудящихся в интересах снижения
издержек производства).Критика Перру общества не выходит
за рамки предложений по «улучшению» капитализма. Теория Перру [8] Вывод: основным
представителем французского институционализма
является Франсуа Перру. Он выделил три
основные части экономической теории.
Его теория обосновывает политику французского
буржуазного реформизма и социального
маневрирования и способствует распространению
иллюзий о возможности построения общества
изобилия и справедливости на базе государственно-
2.3
Концепция «доминирующей»
экономики Ф. Перру
Теория
«доминирующей» экономики строится на
том, что основополагающим принципом хозяйственной
жизни является неравенство экономических
субъектов. Оно определяется различиями
в размерах производства и капитала, в
степени информированности об условиях
деятельности, в степени влияния на партнеров
и конкурентов и т.п. Главным результатом
такого неравенства становится существование
доминирующих и подчиненных хозяйствующих
единиц. В условиях современного хозяйства
отношения между ними строятся иначе,
чем при простом товарном производстве.
Доминирующие единицы принуждают других
соглашаться на свои условия сделок или
взаимодействия. В результате этого все
экономическое пространство деформируется.
Автор подробно описывает один из видов
такой деформации – поляризацию экономического
пространства вокруг ведущей отрасли
(«полюса роста»). Входящие в такое поляризированное
пространство предприятия устанавливают
неравноправные отношения с «полюсами»
и испытывают на себе увлекающее или тормозящее
воздействие последних. «Отрасли-моторы»,
как доминирующие единицы, обладают по
отношению к другим мощным «эффектом влечения»,
повышая масштабы и темпы их расширения,
а также изменяя структуру всей национальной
экономики. От этого эффекта очень сложно
отгородиться, поскольку он основан на
взаимозависимости всех экономических
единиц.[7] Деформация экономического пространства
вокруг доминирующей единицы означает
изменение содержания и формы экономических
отношений между всеми входящими в пространство
единицами. Если в модели совершенной
конкуренции каждая фирма (хозяйствующая
единица) действует самостоятельно, то,
попав в поляризированное пространство,
она должна при принятии решений учесть
прямое или косвенное принуждение со стороны
доминирующей единицы. Это изменяет все
условия равновесия в данном пространстве.
В такой ситуации экономические единицы
ведут себя уже не как взаимозависимые
самостоятельные партнеры, а как члены
единого, системно организованного целого.
Такую совокупность Ф. Перру называет «макроединицей».
При этом он говорит об отношениях доминирования
не только между отдельными предприятиями,
но распространяет этот принцип на отношения
между различными секторами национальной
экономики, социальными группами и даже
отдельными государствами.[6] Ф.
Вывод:
Таким образом главной концепцией Перру
является концепция «доминирующей» экономики.
Она строится на том, что основополагающим
принципом хозяйственной жизни является
неравенство экономических субъектов.
Оно определяется различиями в размерах
производства и капитала, в степени информированности
об условиях деятельности, в степени влияния
на партнеров и конкурентов и т.п.
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В 80 – 90 ГОДЫ И ЕГО НОВЫЕ ФОРМЫ
3.1 Новый французский институционализм
К концу первой половины 20го века старый институционализм оказался в глубочайшем упадке. Однако в последнюю треть XX века стало наблюдаться возрождение институционализма в новых формах. При этом данное возрождение сопровождалось все большим его дроблением. Новый французский институционализм - или экономика соглашений - наиболее позднее течение в институционализме, возникшее на рубеже 1980-1990-х годов. Основные представители: Лоран Тевено, Люк Болтянски, Оливье Фаворо, Франсуа Эмар-Дюверне.
Основная
работа: Л. Тевено, Л. Болтянски. «Экономика
значимого» (1987).[9] Специфика этого течения
состоит в том, что рыночная экономика
рассматривается не как отдельно взятый
объект исследования, а как подсистема
общества. Последнее рассматривается
с точки зрения анализа различных «институциональных
подсистем» или «миров», каждая из которых
характеризуется особыми способами координации
между людьми - «соглашений» - и особыми
требованиями к действиям людей - «норм
поведения». Такой анализ, являющийся
«сердцевиной» исследований новых французских
институционалистов, выделяет следующие
институциональные подсистемы.[12]
Вывод:
новый французский
2.2 Перспективы развития экономики соглашений
Новый французский институционализм в качестве самостоятельного научного направления сформировался в 80-х годах 20-го столетия. Он представлен оригинальной концепцией соглашений (которая впервые была изложена в книге Л. Болтянски и Л. Тевено «Экономика значимого» и развивается Ф. Эмаром-Дюверне, О. Фаворо), так и теорией регуляции, связанной с именами Р. Буайе, М. Англьетты, Ж. Мазье. Новый французский институционализм формируется на стыке наук - экономики, социологии, политической философии, философии морали, и критически относится к «экономическому империализму». Экономический подход, лежащий в его основе, считается «непригодным» для изучения неоднородной, чрезвычайно динамической социально-экономической среды, в которой неэкономические факторы подчинены экономическим не напрямую, а находится в сложной взаимозависимости. Представители обоих течений в новом французском институционализме полагают, что ни одна из известных теорий не может объяснить все разнообразие и богатство способов экономической координации. Рассмотрим, как пытаются истолковать это разнообразие представители теории соглашений (конвенций).
В центре внимания экономистов и социологов оказался вопрос о нормах и правилах, на которых базируется координация действий экономических агентов. Принимая традиционное определение рынка, как особой формы социальных связей между атомизированными индивидами, полностью отделенными друг от друга, Л. Тевено и Л. Болтянски отказываются от рассмотрения норм поведения, как противоречащих принципу экономической рациональности, который характерен для ортодоксальной неоклассической теории. В концепции соглашений французских институционалистов предпринимается попытка преодолеть противоречие между homo economicus («Экономическим человеком») и homо sociologicus («социальным человеком»), между методологическим индивидуализмом и институциональным детерминизмом [1]. Согласно теории соглашений, нормы следует рассматривать не только (и не столько) как внешние ограничения рациональной деятельности людей. Люди подчиняются нормам, так как это позволяет им легче координировать деятельность. Каждый участник заинтересован в информированности о своих намерениях и предпочтениях других лиц, в правильной интерпретации их действий [2]. Норма имеет право на существование, когда она позволяет снизить неопределенность во взаимоотношениях и помогает индивидам достичь своих рационально поставленных целей. Нормы позволяют понять действия других людей, вступающих в соглашение в тех сложных ситуациях, когда прямой обмен информацией не возможен [3]. Таким образом, нормы рассматриваются как важнейший механизм согласования действий одних индивидов с действиями других, механизм, который не противоречит принципу рационального выбора, а является важнейшей его предпосылкой. Под соглашением понимается совокупность неформальных норм, которые регулируют взаимодействие людей в различных сферах повседневной жизни.