Перспективы экономического развития Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики Франции.
Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить общие тенденции экономического развития Франции
2. Рассмотреть экономику страны на современном этапе развития;
3. Изучить систему государственного регулирования экономики Франции;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Государственное регулирование экономики…………………………….…4
1.1. Основные цели и задачи государственного регулирования экономики…4
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики……6
2. Особенности государственного регулирования экономики во Франции…8
2.1. Государственное регулирование цен, рынок ценных бумаг……………8
2.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность…..11
2.3. Экспортно-импортное регулирование……………………………………13
2.4. Регулирование финансирования, кредитования и страхования внешнеэкономической деятельности……………………………………….…16
3. Перспективы экономического развития Франции…………………………19
Заключение…………………………………………………………….……….26
Список используемой литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ГРЭ.docx

— 179.31 Кб (Скачать)

- коммерческие – неплатежеспособность покупателя, задержка платежей;

- политические – возникающие в результате войны или решения французского правительства, запрещающего производство или экспорт товаров;

- связанные со стихийными бедствиями – ураганами, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов в стране должника;

- валютные – вследствие введения валютных ограничений или падения курса валюты, в которой заключена сделка;

- связанные с трансфертами, то есть переводом средств должником, - из-за трудностей экономического и юридического характера, препятствующих переводу или задерживающих их;

- экономические – риски роста цен (покрываемые в той степени, в которой увеличение цен во Франции превышает рост мировых цен) и риски, возникающие в связи изучением иностранных рынков (некомпенсируемые расходы вследствие такого изучения, рекламы и участия в торговых ярмарках) .

Степень покрытия страхуемых рисков различна и зависит от их характера. При коммерческих рисках потери возмещаются в размере от 80 до 85%; политические и связанные со стихийными бедствиями – от 80 до 90%; валютные –100%; экономические: повышение цен – 100%, изучение иностранных рынков – от 50 до 60%. Страховые операции, осуществляемые от имени правительства, должны быть одобрены Комиссией гарантий и внешнеторговых кредитов, а в случае средне- и долгосрочных сделок по экспортному кредитованию – министерством экономики, финансов и бюджета на основе рекомендаций Комитета директоров.

Краткосрочные операции КОФАСЕ страхуются самостоятельно за счет собственных ресурсов в пределах лимита, устанавливаемого ежегодно правительством. В зависимости от характера и объема сделки определяются и страховые платежи, вносимые в пользу КОФАСЕ и в среднем составляющие для частных лиц и компаний по политическим рискам 0,25% годовых, а при сочетании их с коммерческими рисками –0,85%. Для государственных учреждений и при гарантии правительств стран-импортеров ставка платежей по обоим видам рисков равна 0,5%. Страховые взносы при валютных рисках во время падения курса валюты ниже 2,25% составляют 0,36: годовых с гарантируемой суммы сделки, если она заключена в валютах стран – членов ЕС, и 0,648% - в других денежных единицах. Во Франции действует специальная процедура покрытия тех рисков по экспортным кредитам, которые нельзя застраховать в КОФАСЕ (валютные риски в замкнутой валюте) . Такие риски берет на себя само предприятие-экспортер, выдавшее данную ссуду. Расширяется круг гарантий, представляемых КОФАСЕ. Введен страховой полис, покрывающий индивидуальные деловые поездки, а также полис, гарантирующий экспортеру стабильность кредитных ставок во время переговоров по заключению сделки. 
3.Перспективы экономического развития Франции

Можно утверждать, что созданная во Франции модель развития, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, значительной степени участия государства в экономике, принесла стране множество положительных результатов. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю 4-е место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По удельному весу в мировом промышленном производстве Франции отведено 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте - 4-е. Во многом благодаря высокоразвитой системе социального страхования, которая основывается на принципе перераспределения доходов, французское общество остается одним из самых однородных и наименее несправедливых. Население Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете. По показателю индекса развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.

Однако за всем этим скрывается огромное количество внутренних, и что самое главное, нарастающих проблем и противоречий. В частности, высокая продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению к экономически активному населению. На фоне сокращения рождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину, этот процесс привел к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до 30% к 2040 г.

В течение последних десятилетий XX в во Франции возникла новая, постиндустриальная экономика. Структура экономики менялась так:

 

 

Рис. 1 Изменение структуры экономики Франции

 

 

Таблица 3 Динамика основных показателей французской экономики

 

Таблица 4 Структура доходной части государственного бюджета Франции в 1994 году

 

 

Кроме того, оборотной стороной высоких социальных расходов являются высокие налоги. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции - один из самых высоких в Европе (42% против 35% в среднем по Европе и 26% - в Великобритании). Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей. Не стимулируют высокие налоги и развитие отраслей "новой экономики", где специализация Франции не слишком четко проявляется. Однако применение именно новых технологий, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Экономический и демографический кризисы - два лица гораздо более серьезного явления, которые многие исследователи называют кризисом французской идентичности.

Он заключается в том , что, с одной стороны, дальнейшее сохранение французской модели с ее высокими налогами, значительным участием государства и негибким рынком труда, грозит Франции потерей лидирующих позиций, но, с другой стороны, французам ненавистна сама мысль отказа от этой модели в пользу американской, особенно тем из них, кто помнит слова де Голля.

Тем не менее, в настоящее время Франция нуждается в форсировании производства наукоемкой продукции (процент покрытия импорта экспортом по данной категории товаров во Франции ниже, чем в однотипных европейских странах) и увеличении расходов на НИОКР, что позволит в полной мере реализовать большой, но не используемый на полную мощность, научный потенциал. Для этого необходимо, прежде всего, уменьшить долю государства в экономике и способствовать увеличению числа именно частных инновационных фирм, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции посредством снижения налогов и социальных отчислений.

Это одновременно поможет минимизировать отрицательные последствия от участия в европейской интеграции и максимизировать положительные. Т.е. фактически необходимо приблизить французскую модель развития к более либеральной американской модели.

Таким образом, чтобы создать противовес американской мощи, Франции волей-неволей придется использовать "оружие своего врага" - в век глобализации и интеграции оно оказалось явно более эффективным. А сохранять идентичность можно и в культуре.

На фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если внутренние противоречия, связанные кризисом "французской модели развития", не будут разрешены. В частности, среди французских бизнесменов и производителей господствует мнение, что экономическая формула Франции, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве стран, с фирмами которых они конкурируют, уже себя изжила. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции - один из самых высоких в Европе.

В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей.

Таблица 5 Темпы изменения основных показателей экономического развития в 2010-2013 гг., %

 

2010

2011

2012

2013

ВВП

0,5

- 4,0

0,9

1,6

ВВП на душу населения

0,5

- 4,2

0,8

1,4

Потребление домашних хозяйств

0,4

- 1,0

0,3

1,0

Государственное потребление

2,0

2,2

0,9

0,7

Валовые вложения в основной капитал

- 0,7

- 11,0

- 2,2

1,5

Экспорт товаров и услуг

0,8

- 13,2

5,9

5,8

Импорт товаров и услуг

0,9

- 11,8

4,3

5,1

Потребительские цены (IPCH)

3,3

0,3

1,1

1,5

Уровень безработицы

7,6

0,4

10,2

10,3

Сальдо текущих операций (в % ВВП)

- 1,5

- 0,6

- 0,4

- 0,1

Сальдо госбюджета (в % ВВП)

- 1,9

- 6,2

- 6,4

- 5,5


 

Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока. Государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в странах ОЭСР - 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких французских гигантов, как "Франс телеком", "Эр Франс", "Электрисите де Франс", "Газ де Франс", "Рено". Государство остается доминирующим в сфере общественного транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе. Важной особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица, превышающая средний показатель по странам Еврозоны.

За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е - по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию. Основные статьи импорта - машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда.

Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его сокращением. Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли.

Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.

Практически любой автор прогнозов связывает будущее развитие мировой экономики с инновационным сектором. Это достаточно широкое понятие, которое включает производство самых разных товаров и услуг для промышленных и потребительских нужд. Различные исследования показывают, что данный сектор экономики обладает значительным, но не до конца выявленным и освоенным потенциалом. Между тем, от эффективности использования заложенных в него ресурсов будет зависеть долговременное развитие экономики. Ставку на инновации делают многие страны, регионы и муниципальные образования. Отдельные города и районы, привлекая инвесторов и предоставляя им те или иные льготные условия, отдают приоритет компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.

Но для Франции интерес к инновациям обусловлен, конечно, не только спецификой современной мировой экономики, которая обладает чертами постиндустриальной экономики. Давний партнер России испытывает трудности по многим направлениям и не может обойтись без повышения конкурентоспособности своей промышленности, сельского хозяйства, энергетики с помощью новых технологий. В свою очередь, традиции малого предпринимательства и научных исследований делают Францию успешным новаторам по ряду передовых направлений.

По словам Д. Денисовой, которая, впрочем, лишь выражает общепринятое мнение в среде экономических исследователей, современный этап развития глобальной экономики называют экономикой знаний. Д. Тис, ведущий мировой специалист по управлению знаниями, считает, что в настоящее время материальные активы вообще не являются источником конкурентного преимущества; источником его становятся нематериальные активы, а именно - знания. Такое смещение акцентов в основном связано с либерализацией международного обмена: материальные активы перестали играть решающую роль в территориальном плане, и ведущую роль начали играть неосязаемые ценности.

Правительство Франции почти удвоило прогноз роста ВВП страны в 2012 году, повысив его до 1,4% с 0,75%. Международная обстановка и спрос на французскую продукцию улучшились и это позволило пересмотреть прогноз роста с 0,75% до 1,4. Состояние французской экономики улучшилось к концу 2012 года и прогнозы на начало 2013 года также прояснились.

Касаясь состояния экономики Франции страна сможет сократить дефицит бюджета до 6% ВВП в 2013 году. Европейский фонд финансовой стабильности, который является основной частью программы финансовой помощи странам Европы в объеме 750 миллиардов евро, будет осуществлять продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положении. Правительство Франции намерено сократить дефицит госбюджета с нынешних 8% ВВП до 3% ВВП в 2014 году. Для достижения данной цели власти хотят заморозить госрасходы и снизить затраты на управление на 10% к 2014 году. В результате власти планируют получить 100 миллиардов евро экономии к 2014 году. При этом, согласно правительственному плану, половина из этой суммы будет сэкономлена за счет снижения госрасходов и закрытия лазеек в налоговом законодательстве, а другая половина - за счет увеличения налоговых доходов ввиду роста экономики. Государственный долг Франции в первом квартале 2012 года, по предварительным данным, вырос на 2,2 процентных пункта, составив 1,535 триллиона евро или 80,3% от объема ВВП страны. Французское правительство прогнозирует, что к 2013 году государственный долг достигнет пикового показателя в 87,1% от ВВП, после чего начнет снижаться и в 2014 году составит уже 86,6% ВВП.

Информация о работе Перспективы экономического развития Франции