Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить основные принципы избирательной системы Российской Федерации и проблемы их реализации.
Оглавление
Введение
В истории развития политической системы выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Это право закреплено в Основном законе нашей страны, обладающем высшей юридической силой – Конституции Российской Федерации.
Развитие избирательного законодательства в России, прежде всего, связано с историческим опытом страны. «Перестроечные законы» о выборах в 1988 -1989 годах стали первым ударом по партийно-номенклатурной системе государственной власти Союза ССР. Целью этих законов было вовлечение широких слоев населения в политический процесс по переустройству общества и государства. Это явилось новым этапом в развитии российского избирательного законодательства. Стремление представителей власти выразить волю и чаяния народа привело к кровопролитным последствиям, а последовавшие за ними выборы наглядно показали, что народ разуверился в представителях демократической власти.
Вопрос об отношении к выборам – это и вопрос об отношении к демократии. В условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое влияние на общественные процессы.
Развитие правовых институтов и процедур, юридических норм и ценностей, убеждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления дают основание для выделения избирательного права в качестве комплексной составной части конституционного права.
В последнее время ученые-правоведы уделяют все больше внимания избирательному праву. Это связано с его значительной ролью в обществе. Являясь предметом многих исследований, избирательное право постоянно вызывает дискуссии среди исследователей и достаточно широко освещено в юридической литературе. Несмотря на это, остается немало проблемных вопросов, касающихся избирательной системы. Достичь положительных результатов в реформировании и совершенствовании избирательной системы возможно только в процессе скрупулезного научного анализа, экспертной проработкой правовых, политико-экономических, социально-культурных предпосылок.
В настоящее время избирательная система России интенсивно развивается. Совершенствуя институты избирательного права, российский законодатель уделяет немаловажное внимание развитию пассивного избирательного права. Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 г. указывал на необходимость укрепления созданных демократических институтов. Для этого следует «доверять все большее число... политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению. Поэтому, прежде всего, предлагаю принять меры... способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь». В 2009 г. Президент РФ отметил, что необходимо «… продолжить совместную работу по улучшению качества народного представительства».
Актуальность исследования обусловлена проведением политико-правовой реформы, связанной с необходимостью выстраивания политической системы государства с опорой на развитие многопартийности, которая, к сожалению, не обеспечивает равенство прав граждан быть избранными в органы публичной власти.
Целью курсовой
работы является изучить основные принципы
избирательной системы
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объектом курсовой работы является принципы избирательной системы Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является нормативные правовые акты, регулирующие деятельность избирательной системы Российской Федерации.
При написании курсовой работы применялись как общенаучные методы (системного анализа, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, логического метода и др.), так и специальные юридические (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, социологический, конституционно-правового и т.д.).
1. Понятие и виды избирательных систем
Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования. Объем нормативного регулирования до определенного момента не позволял выделить автономное структурное подразделение, позволяющее регулировать институт выборов. С течением времени развитие законодательной базы привело к образованию новой подотрасли конституционного права.
Среди ученых-юристов нет единого мнения о месте избирательного права в системе российского права. Одна группа авторов (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.В. Баглай) рассматривают избирательное право в качестве института конституционного права. Другая группа авторов (Ю.А. Тихомиров, А.Е. Постников, В.Е. Чиркин) считает избирательное право подотраслью конституционного права. Согласно третьему мнению (В.И. Лысенко, А.В. Иванченко), избирательное право – это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм, являющихся отраслью права.
Роль избирательного права возрастает, но это никак не принижает роль конституционного права. Являясь ведущей отраслью системы права Российской Федерации – конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. Конституционное право охватывает те общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и других, которые являются базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни.
Избирательное право является динамично развивающейся подотраслью конституционного права, на построение которой оказывают влияние конкретная политико-правовая ситуация в обществе, научные оценки, практика применения законодательства и другие. Нормы избирательного права содержатся во всех Конституциях, Уставах субъектов Российской Федерации, законах субъектов о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При этом можно говорить не только о количественных изменениях, но и о качественных.
В отличие от гражданского права, отличающееся завидной стабильностью, избирательное законодательство не может устояться и подвергается существенной корректировке практически каждый раз перед очередными выборами. Одной из причин таких изменений являются просчеты законодателя, который недальновидно и небрежно относится к вопросам правового регулирования отношений, связанных с выборами в органы власти. Другая причина – это проявление интересов политической конъюнктуры.
Избирательное право, как и любая наука, имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметов являются конкретные нормы законодательного обеспечения, включающие в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституции Уставы и законы субъектов Федерации; Указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также сложившаяся практика их применения. Нормы избирательного права содержат в себе нормы других отраслей права, в частности нормы финансового, банковского, бюджетного, административного права. При этом нормы избирательного права имеют приоритет над другими нормами.
Система источников, регулирующая избирательный процесс, постоянно расширяется, которую можно подразделить на федеральные, региональные и местные. Особое место занимают международно-правовые акты, устанавливающие международные избирательные стандарты.
Характерным признаком избирательного права, как подотрасли права, является наличие институтов. К ним относятся:
- институты
общей части: институт
- институты особенной части: институты избрания президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; институт голосования по открепительным удостоверениям на выборах региональных парламентов; институт досрочного голосования.
По мнению М.М. Какителашвили, избирательное право – «не придуманная подотрасль права», а рожденная из политических, социальных и практических потребностей. Избирательное право – это сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, законодательных органов государственной власти.
В теории избирательного права «избирательная система» используется в двух значениях – в широком и узком смыслах.
К первому относится понятие избирательной системы как совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования и соответствующее распределение депутатских мандатов.
В узком смысле избирательная система – это порядок определения результатов голосования. В связи с этим понятием различается мажоритарная пропорциональная и смешанная избирательные системы.
Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) система означает распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Выделяют две разновидности мажоритарной системы:
Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.
Пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями и голосует за список кандидатов. Для того чтобы избежать появления множества мелких партий, препятствующих конструктивной работе парламента, Федеральным законом от 18.05.2005г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был повышен минимальный процент голосов с пяти до семи.
К распределению
мандатов допускаются