Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:28, контрольная работа
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть основные понятия наследования в римском праве. Для чего я постараюсь рассмотреть вопросы истории развития римского наследственного права, понятие наследования, виды наследования, принятие наследства и его последствия, а также подробно разобрать понятия легаты и фидеикомиссы.
Введение 3
1. История развития римского наследственного права 5
2. Понятие наследования 9
3. Виды наследования 12
4. Открытие наследства. Принятие наследства и его последствия. 18
5. Легаты и фидеикомиссы 20
Заключение 24
Список использованной литературы
Наследодатель являлся лицом, которое при жизни могло быть носителем наследственных прав и обязанностей. Этим правом не обладали латины, лица alieni juris, если не они располагали peculium castrense и quasicastrense, и частные рабы, в то время как общественные рабы могли располагать mortis causa половиной пекулиума. Юридическое лицо не могло быть наследодателем. Физическое лицо, могущее быть наследодателем, получало этот статус в момент смерти.
Статус наследника при определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус наследника.3
Необходимо различать открытие наследства и вступление в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
Основное
значение в Древнем Риме имело
наследование по завещанию (secundum tabulas
testamenti), Отсюда такие термины, как завещательное
наследство (hereditas testamentaria) или наследник
по завещанию (heres ex testamento). Первостепенная
роль наследования по завещанию сказывалась
также на обозначении, которым пользовались,
когда речь шла о втором виде наследования:
оно именовалось seccessio ab intestato - наследование
при отсутствии завещания. Римские источники
послужили также основой появления и другого
термина - наследование по закону, поскольку
в них встречается такое словоупотребление,
как законное наследство (hereditas legitima) или
законный наследник (heres legitimus).
3.
ВИДЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
Наследование по завещанию.
Завещанием в римском праве признавали не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти; а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Такое назначение должно было быть в самом начале завещания. Завещание являлось односторонней сделкой, т.е. оно выражало волю только завещателя. Завещание не являлось договором, т.к. выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания, а только после смерти завещателя, как самостоятельный акт. Односторонний характер завещания проявлялось также в праве завещателя в любое время односторонне изменить или отменить завещание.
Собственник имущества имел право сам определить, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права и обязанности.
В праве постклассического периода было принято различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей. Публичные завещания совершались перед магистратом, судом или императором.
В завещании, прежде всего, определялись наследники, назначенные его составителем. Наряду с назначением наследников завещатель определял наследственную долю, выделяемую каждому из них. Размер выделенной доли зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В самые поздние времена к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а также родные братья и сестры наследодателя. Меняется и размер той части наследственного имущества, которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе постклассического периода он составлял 1/4 законной доли.
Для того чтобы совершенный акт имел юридическую силу завещания, он должен был определить наследников с указанием либо на передачу всего наследственного имущества одному наследнику, либо о выделении определенных долей каждому из них.
Таким образом, завещание у римлян - строгое одностороннее формально-правовое распоряжение лица на случай его смерти, в котором обозначен наследник.
Наследование по закону.
Если собственник не оставил завещания, которым определена судьба принадлежащего ему имущества на случай его смерти; то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Термин "наследование по закону" следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.
Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности (родство не по крови, а по подчинению домовладыке), и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению (дети, внуки). По мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц):
Но на смену семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность. С этого момента стали придавать особое значение родству по крови. И соотношение между агнатским и когнатским родством благодаря нему меняется в пользу родства когнатского. Что определило новую очередность наследования. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников:
Необходимое наследование.
В
древнем римском праве
Формально необходимое наследственное право.
Формально необходимое наследное право являлось правом heredes sui быть по отдельности и поименно упомянутыми в завещании — для сыновей, или, по общей формуле, для дочерей и других домочадцев, хотя бы и исключенных из наследования.
Причиной для упоминания heredes sui в завещании являлось то, что они еще при жизни наследодателя считались хозяевами семейного имущества, и в согласии с принципом семейной солидарности, если они не становились наследниками, то должны были быть упомянуты в завещании и лишены наследства. Если это совершалось правильно, heredes sui оставались без доли в наследстве.
Когда
de cuius не лишал наследства поименно сыновей,
дочерей и других heredes sui, завещание было
абсолютно или относительно ничтожным.
Материально необходимое наследственное право
Материально необходимым наследственным правом являлось право ближайших наследников получить определенную долю в наследстве, если не существовало причин для лишения их наследства.
В появлении и развитии материально необходимого наследственного права участвовали преторы, юридическая наука и императорские решения.
Завещания, в которых не были поименованы наследники, центуриатный суд, отвечающий за тяжбы по завещанию, расценивал как акты, наносящие вред устоям римской семьи и как акты, выражающие волю умственно неполноценных лиц, не принимающих во внимание своих близких. Поэтому правомочными считались только те завещания, по которым ближайшие, наследники получали хотя бы четверть того, что они наследовали бы по закону, если бы не было завещания.
Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия.
По Новеллам Юстиниана первый класс наследников составляли нисходящие родственники (сыновья, дочери, внуки). Нисходящий — это родственник близкой степени. Он исключает наследование нисходящих родственников отдаленных степеней (например: если имеются дети, то не призываются к наследству внуки). Однако нисходящий родственник отдаленной степени призывался к наследству наряду с близкими нисходящими родственниками наследодателя, если то лицо, через который такой отдаленный нисходящий родственник происходил от наследодателя, умерло до открытия наследства. Например: в момент смерти наследодателя оказываются в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына. Тогда внуки имели право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследодателя. Это и есть наследие по праву представления (внуки как бы представляют отца).
Существует
еще наследственная
трансмиссия. Отличия: наследники по
праву представления являются наследниками
не своего отца или матери (не принявших
наследства), а самого наследодателя. При
наследственной трансмиссии наследник
пережил смерть наследодателя, так что
наследство открывалось ему, но он (наследник)
умирает, не успев приобрести наследства,
и возникшее в его лице право приобрести
наследство переходит по наследству к
его наследникам.
4. ОТКРЫТИЕ НАСЛЕДСТВА
ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Под открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшее собственнику имущество становится наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя.
С точки зрения принятия наследства все наследники подразделялись на две категории:
Способы принятия наследства.
Принятие наследства первоначально осуществлялось путем особого торжественного акта, cretio (от которого отказалось законодательство Юстиниана); впоследствии было достаточно неформального волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в дела наследства. Срока для принятия наследства цивильное право не устанавливало. Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их требований, могли потребовать от наследника ответа, an heres sit, т. е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства, после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана — отказавшимся, а в праве Юстиниана — принявшим наследство.
Информация о работе Основные понятия наследования в римском праве