Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:44, реферат
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
1.Понятие Конституции Российской Федерации……………………….3
2.Основные черты и юридические свойства Конституции 1993 г…….9
3.История создания Конституции ……………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………22
Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.
К
юридическим свойствам
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства.3 Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», 4 где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.5
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.
К
числу юридических свойств
"Выступая
в качестве юридической базы
для развития всех отраслей
российского права,
Наряду
с этим конституции часто
-
прямо указывает виды
-
использует указание на то, что
определенные общественные
-
говорит о необходимости
-
Конституция РФ зачастую
Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
"Таким
образом, проблема соотношения
конституции и текущего
Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.8 Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
К
юридическим свойствам
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный
суд играет важную роль в охране
Конституции. Он рассматривает дела о
соответствии Конституции Российской
Федерации законов и иных нормативных
актов, как федеральных органов власти,
так и субъектов Федерации. Акты или их
отдельные положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу, а не соответствующий
Конституции российской Федерации международный
договор не подлежит введению в действие
и применению.
Одной из важнейшей отправной точкой в работе над новой, ныне действующей российской Конституцией можно считать принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете. На первом Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия (во главе с Б.Н. Ельциным, тогда еще Председателем Верховного Совета РСФСР), силами которой был подготовлен первый проект новой Конституции и представлен на обсуждение пятому Съезду народных депутатов РСФСР. Проект не был принят и вынесено решение о его доработке. Тем временем в стране, продолжавшей жить по прежней конституции, шло углубление экономического и политического кризиса. Положения Основного закона страны все больше и больше расходились с проводимыми грандиозными политическими и экономическими преобразованиями, глубоко затрагивающими основы общественного строя. Принимаемые конституционные изменения и дополнения, общее число которых превысило триста поправок, не могли решить задачу так необходимой обществу конституционной реформы, так как вносили лишь еще большую несогласованность, противоречивость и критическую коллизионность в действующие правовые нормы.
В этой связи была предпринята попытка принять новую Конституцию России на очередном Съезде, однако шестой Съезд народных депутатов РСФСР также не стал принимать новую Конституцию, а ограничился лишь одобрением общей концепции конституционных реформ в Российской Федерации.
Конституционное совещание, созванное в 1993 году Президентом РФ, стало переломным пунктом в деле подготовки новой российской Конституции. К работе в Конституционном совещании было привлечено более 800 человек, которые образовали пять групп. Первую группу составили представители федеральных органов власти, в которую вошли народные депутаты Российской Федерации, представители Президента, фракций, депутатского корпуса, Российской академии наук. Вторая группа состояла из представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Третья, самая малочисленная группа состояла из представителей местного самоуправления. В четвертую группу вошли представители от партий и общественных движений, профессиональных союзов, религиозных конфессий. Пятая группа представляла товаропроизводителей и предпринимателей. Были приглашены к работе Конституционного совещания представители от всех видов судов и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Информация о работе Основные черты и юридические свойства Конституции 1993 г