Основные черты и юридические свойства Конституции 1993 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Оглавление

1.Понятие Конституции Российской Федерации……………………….3
2.Основные черты и юридические свойства Конституции 1993 г…….9
3.История создания Конституции ……………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

конституция 1993 реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     К началу работы Конституционного совещания  поступили и были обработаны более  двух тысяч поправок, замечаний и  предложений к ранее опубликованному  проекту Конституции, что предопределило горячие споры и столкновения различных мнений при обсуждении текста проекта Конституции. В дебатах, разгоревшихся на заседаниях Конституционного совещания, переосмысливались старые правовые формы и представления, формировались принципиально новые оценки и ориентиры, шло зарождение новых демократических, гуманистических правовых институтов.

     В результате, к июлю 1993 года Конституционное  совещание подготовило свой, новый  проект Конституции, предусматривающий  республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Интересно отметить, что в подготовленном проекте уже тогда идеи парламентского режима правления сопровождались положениями, обеспечивающими главенствующую политическую роль Президента Российской Федерации, что обеспечивало правовые основы для утверждения сильной президентской власти в стране. После трагических событий октября 1993 года доработка проекта Конституции велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. На этом этапе главным образом был проведен учет предложений и замечаний, полученных от субъектов Российской Федерации. Безусловно, нашли в нем отражение и уроки событий октября 1993 года. Над окончательным проектом Конституции работали Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие прежние пять групп. Окончательный проект Конституции был вынесен 12 декабря 1993 года на всенародное голосование, по результатам которого Конституция Российской Федерации вступила в силу. Однако, и после принятия новой российской Конституции споры вокруг отдельных ее положений не утихают.

     Положения Конституции 1993 года, заложившие лишь самые основы государственного устройства и развития российского парламентаризма  на принципах политического многообразия и многопартийности, не являются застывшими, данными раз и навсегда догмами. Конституционные поправки – это явление, порождаемое самой жизнью, имеющее позитивное и конструктивное воздействие на процесс общественной и политической трансформации в России.

     Повышенные  требования к обоснованности конституционных поправок, обусловленные усложненным порядком принятия изменений и дополнений в Конституцию РФ 1993 года, нуждаются в глубоком и всестороннем анализе не только окружающей нас действительности, но и накопленного исторического опыта конституционных преобразований и сопровождающих их дискуссий, противостояний, просчетов и плодотворной работы.

     Современная практика дает нам бесценную возможность  еще раз окунуться в круговорот мнений и столкновений позиций по основополагающим принципам установления власти в стране и системам ее разделения, мерам разумного ее ограничения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, роли Президента России как внутри страны, так и на международной арене, а также значении ответственности Правительства перед парламентом. 

     Правовая  и социально-политическая практика прошедших после принятия последней  Конституции РФ пятнадцати лет накопила множество вопросов о целеполагании  и правомерности, целесообразности и разумности формулы реализации принципа разделения властей, закрепленной в Конституции РФ и развивающимся на её основе федеральном конституционном законодательстве.

     В результате больших усилий многих, Конституция РФ 1993 года все более  становится реальным основным документом прямого действия, но ее не следует представлять только как набор формальных правил. Это основной правовой документ, обусловленный своим появлением и функционированием логикой развития российского государства, многонационального общества и гражданских институтов. За пятнадцатилетний период российское общество и государственные институты неоднократно подвергались глубокому реформированию. А чем длительнее и богаче практика реализации конституционных норм, тем больше потребность в осмыслении и разъяснении конституционных правоотношений посредством имеющегося опыта функционирования субъектов Российской Федерации, взаимодействия властей, развития законодательства, институтов гражданского общества, а равно прав и свобод человека и гражданина и др.

     Общеизвестно, что в палатах Федерального Собрания, в научной среде и правоприменительной практике на протяжении всех пятнадцати лет действия Конституции РФ ведется дискуссия по поводу ряда конституционных положений. Эти дискуссии имеют под собой определенные основания и, следовательно, не удивительно, что имеющиеся точки зрения, а равно отдельные комментарии Конституции РФ, часто расходятся в понимании конституционной нормы.

     С конца 1993 года, после вступления в  силу российской Конституции, принято  значительное количество федеральных  конституционных законов и федеральных законов. Написано множество книг по конституционному праву, изданы комментарии по основным законодательным актам по всем отраслям российского законодательства.

     Как свидетельствует история, а также  драматические события 1993 года, предшествовавшие принятию Конституции РФ, по мере стабилизации ситуации в стране обнаруживаются некоторые конституционно-правовые пробелы. Особенно по вопросам развития гражданского общества и правового государства. Разработчикам не удалось полностью избежать так называемых "первоначальных" пробелов в Конституции РФ, изначально остались открытыми вопросы, которые должны были получить конституционное решение. Можно сделать предположение, что принцип конституционализма в Конституции РФ проведен еще не в полной мере, а в обществе реализуется инертно. Как показывает практика, необходимо предусматривать новые механизмы и увеличивать масштабы контроля за властью. В этой части приходится констатировать некоторую пробельность конституционного законодательства: например, отсутствие Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании", федеральных законов о лоббизме, об общественных стандартах и частных интересах, о нормативных правовых актах и порядке их принятия и др. Между тем, развитие гражданского общества и гражданских институтов неизбежно влечет за собой постановку многих "неудобных" для органов государственной власти вопросов, как для исполнительной власти, так и для законодательной (представительной). Свидетельство тому неоднократное реформирование органов государственной власти (органов исполнительной и судебной власти, Совета Федерации, Государственной Думы, постоянное и существенное изменение количества, наименований и составов комитетов, комиссий в палатах Федерального Собрания и т. д.), что также подтверждает отсутствие ясности в приоритетах деятельности самих этих органов. Власть, не ограниченная в достаточной степени правом, а право, не обеспеченное соответствующим эффективными средствами и механизмами , - бесперспективно.

     Конституция РФ - очень емкий документ, а ее нормы специфичны в том смысле, что, с одной стороны, некоторые из них рассчитаны на широкое применение, и поэтому у основателей Конституции было стремление сформулировать нормы Конституции максимально полным и понятным образом для того, чтобы ими могли пользоваться те, кто не имеет специального юридического образования. С другой стороны, есть нормы, адресованные правоприменителям, и их реализация по отдельным категориям дел требует специальной подготовки.

     Можно надеяться, что предложенная Президентом РФ Д. Медведевым корректировка Конституции РФ, не изменяющая политическую и правовую сущность действующих государственных институтов власти, даст необходимый дополнительный ресурс для стабильного функционирования государства. Это касается, в первую очередь, расширения конституционных прав Федерального Собрания и увеличения сроков конституционных полномочий Президента и Государственной Думы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность:

         2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С.  124

  1. Авакьян С.А. Указ. соч.  С. 156
  2. Баглай М.В. Указ соч.С.119
  3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1
  4. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма//"Журнал российского права", 2002, N 7
  5. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.
  6. Лассаль Ф. Указ. соч. С. 48
  7. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.
  8. Любимрв А.П."Парламентское право России: основные источники". - Издания 1,2; 1998 г
  9. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С.382.

Информация о работе Основные черты и юридические свойства Конституции 1993 г