Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
За рубежом развитие лизинга сопровождается государственной поддержкой. В Российской федерации в схеме взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.
В конце апреля 1995 года Кабинет
Министров принял постановление
об образовании при
Установлено, что Департамент по лизингу является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области использования лизинга как средства привлечения крупномасштабных инвестиций в производственную сферу. На него возлагалось:
Разработка основных направлений, перспективных планов и прогнозов развития лизинга в Республике Казахстан;
Участие в разработке и
осуществлении Государственной
политики по привлечению и использованию
иностранных инвестиций и кредитов
для обеспечения машинно-
Содействие организации
сети общереспубликанских и
Координация деятельности министерств,
государственных комитетов, ведомств,
предприятий и организаций
Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов по вопросам лизинга./48/
Практически это решение
означало, что правительство готово
оказать лизингу поддержку на
государственном уровне как одному
из наиболее эффективных экономичных
методов обновления машинного парка
и привлечения иностранных
К сожалению, Департамент по лизингу не успев как следует развернуть свою деятельность (он смог только подготовить проект Программы организации и развития лизинговой деятельности в Республике Казахстан на 1995-1997 годы) был ликвидирован в ходе упорядочения системы центральных исполнительных органов государственной власти.
Серьезная и реальная работа по внедрению лизинга в Казахстане и разработке его нормативно-методической основы началась лишь после выхода Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 19(>5 г. «О дополнительных мерах по государственной поддержке села и агропромышленного комплекса страны в 1996-1997 годах» и ряда постановлений Правительства, подготовленных для реализации отдельных его положений.
В настоящее время в концептуальном плане выделяются четыре основных направления организации лизинга в Казахстане:
Государственный лизинг, т.е. лизинг, осуществляемый полностью за счет средств государственного бюджета.
Коммунальный (или муниципальный) лизинг или лизинг, финансируемый средствами местного бюджета.
Коммерческий лизинг, полностью осуществляемый банками и лизинговыми компаниями за счет собственных и заемных средств.
Смешанный лизинг или лизинг
с долевым участием государства
и коммерческих структур. При этом
государственные и местные
Межведомственный Совет
по координации Программного займа
Азиатского Банка Развития (АБР) для
сельскохозяйственного сектора, Министерства
сельского хозяйства и
Проекты, предусмотренные
к осуществлению за счет средств
государственного бюджета - лизингового
фонда при Минсельхозе РК и
Программного займа АБР для
Одним из наиболее крупных и масштабных проектов, реализуемых на лизинговой основе является Программный заем Азиатского Банка Развития для сельскохозяйственного сектора.
Средства займа поступают в доходную часть бюджета и расходуются целевым порядком на инвестиционные проекты развития агропромышленного комплекса, начиная с 1996 года. Заемщиком по данному займу от имени Правительства Республики Казахстан выступает Министерство финансов в лице его казначейства. Средства займа поступают в специальный валютный счет казначейства в Национальном банке Республики Казахстан.
В настоящее время по данным АО «Агро-Лизинг» из числа утвержденных Межведомственным советом инвестиционных проектов в рамках реализации первого транша займа АБР, принято к финансированию 87 проектов на общую сумму 47318270 долларов США, в том числе проекты по вводу в эксплуатацию 52 мельниц, 9 пекарен, 7 линий по переработке молока, 2 линий по переработке мяса, 11 линий по производству макарон, вермишели, 9 линий по упаковке, производству и разливу соков, томат-пасты, производству консервов. В целях реализации этих проектов заключены 85 договоров лизинга с конечными заемщиками на сумму 45118270 долларов и 84 контракта на поставку оборудования с фирмами - поставщиками на общую сумму 41878270 долларов США или соответственно 95,3% и 88,4% к принятому объему финансирования.
По 53 проектам из 84 (или 63% от общего их количества) поставлено оборудование на сумму 8,6 млн. долларов США или 20,7% общей стоимости контрактов на поставку. Это в основном небольшие по стоимости проекты, договоры поставки, по которым заключены до 31 декабря 1996 года. Введено в эксплуатацию оборудование по 25 проектам общей стоимостью 3,1 млн. долларов./51/
Таким образом, получен первый опыт организации государственного и смешанного лизинга в Казахстане в ходе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики.
По нашим оценкам, совокупная стоимость этих осуществляемых проектов (срок реализации от 2-х до 5 лет) составляет порядка 250-260 млн. долларов США (18-19 млрд. тенге) или 8-10% от минимальной потребности АПК в инвестициях.
Развитие собственного производства в Казахстане является ключевым моментом в решении проблемы зависимости экономики Казахстана от сырьевого сектора. По разным источникам информации приводятся данные об уровне изношенности основных фондов в Казахстане от 60 до 80%, требующие замены в ближайшие несколько лет. Огромную роль в этом играет развитие лизинга, как инструмента финансирования инвестиций в основные средства.
Лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий как в странах с переходной экономикой, так и в развитых странах. Особую роль он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей, как действующих так и вновь созданных предприятий, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения занятости, внедрения инноваций и развития конкуренции в этих странах. В мировой практике именно этот инструмент является одним из доступных источников финансирования для малого и среднего бизнеса.
Что требуется для развития
лизинга? Благоприятный
Со стороны государства
есть полное понимание необходимости
развития лизинга и поддержка
лизинга на законодательном уровне.
Вступившие в силу в 2004 году изменения
в Закон о финансовом лизинге,
Гражданский Кодекс, налоговый кодекс
позволяют сделать вывод о
том, что гражданско-правовое регулирование
лизинга, налогообложение являются
одним из прогрессивных на всем постсоветском
пространстве. Бухгалтерский учет лизинговых
операций максимально приближен
к международным стандартам финансовой
отчетности. В настоящее время
можно смело заявить, что лизинг
стал интересен и коммерческим структурам
и в Казахстане есть такой сектор
финансового рынка как
Информация о работе Международная практика применения лизинга