Международная практика применения лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

За рубежом развитие лизинга сопровождается государственной поддержкой. В Российской федерации в схеме взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Международная практика применения лизинга.docx

— 64.96 Кб (Скачать)

В конце апреля 1995 года Кабинет  Министров принял постановление  об образовании при Государственном  комитете Республики Казахстан по управлению Государственным имуществом Департамента по лизингу.

Установлено, что Департамент  по лизингу является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  политики в области использования  лизинга как средства привлечения  крупномасштабных инвестиций в производственную сферу. На него возлагалось:

Разработка основных направлений, перспективных планов и прогнозов  развития лизинга в Республике Казахстан;

Участие в разработке и  осуществлении Государственной  политики по привлечению и использованию  иностранных инвестиций и кредитов для обеспечения машинно-технического импорта;

Содействие организации  сети общереспубликанских и региональных лизинговых компаний;

Координация деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий и организаций республики по вопросам использования и развития лизинга;

Участие в разработке законодательных  и иных нормативных актов по вопросам лизинга./48/

Практически это решение  означало, что правительство готово оказать лизингу поддержку на государственном уровне как одному из наиболее эффективных экономичных  методов обновления машинного парка  и привлечения иностранных кредитов.

К сожалению, Департамент  по лизингу не успев как следует развернуть свою деятельность (он смог только подготовить проект Программы организации и развития лизинговой деятельности в Республике Казахстан на 1995-1997 годы) был ликвидирован в ходе упорядочения системы центральных исполнительных органов государственной власти.

Серьезная и реальная работа по внедрению лизинга в Казахстане и разработке его нормативно-методической основы началась лишь после выхода Указа Президента Республики Казахстан  от 20 декабря 19(>5 г. «О дополнительных мерах по государственной поддержке села и агропромышленного комплекса страны в 1996-1997 годах» и ряда постановлений Правительства, подготовленных для реализации отдельных его положений.

В настоящее время в  концептуальном плане выделяются четыре основных направления организации  лизинга в Казахстане:

Государственный лизинг, т.е. лизинг, осуществляемый полностью за счет средств государственного бюджета.

Коммунальный (или муниципальный) лизинг или лизинг, финансируемый  средствами местного бюджета.

Коммерческий лизинг, полностью  осуществляемый банками и лизинговыми  компаниями за счет собственных и  заемных средств.

Смешанный лизинг или лизинг с долевым участием государства  и коммерческих структур. При этом государственные и местные органы правительство, министерства и ведомства, акимы областей и районов - либо выступают в качестве гарантов либо вносят бюджетные средства для финансирования определенной части лизинговых сделок.

Межведомственный Совет  по координации Программного займа  Азиатского Банка Развития (АБР) для  сельскохозяйственного сектора, Министерства сельского хозяйства и финансов, акционерные общества «Агро-Лизинг», «Кен дала» и уполномоченные банки второго уровня - Эксимбанк Казахстана, Казагропромбанк и Казкоммерцбанк, Государственная продовольственная контрактная корпорация в течении 1996-1997 годов провели большую работу по подготовке и реализации в аграрном секторе ряда крупных инвестиционных проектов на лизинговой основе.

Проекты, предусмотренные  к осуществлению за счет средств  государственного бюджета - лизингового  фонда при Минсельхозе РК и  Программного займа АБР для сельскохозяйственного  сектора - относятся, по их сути, к государственному лизингу, имеющему свою специфику организации, исполнения и контроля за возвратностью средств, а остальные - к категории смешанного лизинга с участием государства и коммерческих структур. Некоторые из этих проектов с неизбежными в таком новом деле трудностями, упущениями были частично реализованы, другие все еще находятся на стадии подготовки и реализации. Например, в 1996 году частично были реализованы поставки на лизинговой основе комбайнов «Енисей" из Красноярского комбайнового завода. Вместо запланированных к поставке 1000 комбайнов, фактически поставлено 264. Кроме того, в схеме организации лизинговых сделок, в содержании контрактов на поставку выявлены множество упущении (завышение стоимости комбайнов против цен аналогичных комбайнов на 14-16тысяч долларов, отсутствие конкретного лизингодателя, конкретного срока и графика поставок машин в Казахстан, ответственности за их нарушение и т.д.). В соответствии с контрактом между Межгосударственной продовольственной контрактной корпорацией и японской фирмой «Канэмацу корпорейшн» и АО «Ростракторэкспорт» сельские производители Кустанайской, Кокшстауской и Северо-Казахстанской областей получили в лизинг на три года 200 зерноуборочных комбайнов из Ростсельмаша. Первоначальная оплата в размере 33% от стоимости была сделана Государственной продовольственной корпорацией, и сельские товаропроизводители уже рассчитались зa технику урожаем 1996 года. Двумя траншами было осуществлено финансирование поставок техники из лизингового фонда на общую сумму 410 млн. тенге, вместо предусмотренных первоначально 600 млн. тенге. Сельскохозяйственным товаропроизводителям 9 областей республики по лизинговым договорам на пятилетний срок были поставлены 170 тракторов, сотни прицепных орудий, закупленных у отечественных машиностроительных предприятий - АО «Павлодарский тракторный завод», АО «Целинсельмаш», АО «Казахсельмаш» и АО «Тенгиз».

Одним из наиболее крупных  и масштабных проектов, реализуемых на лизинговой основе является Программный заем Азиатского Банка Развития для сельскохозяйственного сектора.

Средства займа поступают  в доходную часть бюджета и  расходуются целевым порядком на инвестиционные проекты развития агропромышленного  комплекса, начиная с 1996 года. Заемщиком  по данному займу от имени Правительства  Республики Казахстан выступает  Министерство финансов в лице его  казначейства. Средства займа поступают  в специальный валютный счет казначейства в Национальном банке Республики Казахстан.

В настоящее время по данным АО «Агро-Лизинг» из числа утвержденных Межведомственным советом инвестиционных проектов в рамках реализации первого транша займа АБР, принято к финансированию 87 проектов на общую сумму 47318270 долларов США, в том числе проекты по вводу в эксплуатацию 52 мельниц, 9 пекарен, 7 линий по переработке молока, 2 линий по переработке мяса, 11 линий по производству макарон, вермишели, 9 линий по упаковке, производству и разливу соков, томат-пасты, производству консервов. В целях реализации этих проектов заключены 85 договоров лизинга с конечными заемщиками на сумму 45118270 долларов и 84 контракта на поставку оборудования с фирмами - поставщиками на общую сумму 41878270 долларов США или соответственно 95,3% и 88,4% к принятому объему финансирования.

По 53 проектам из 84 (или 63% от общего их количества) поставлено оборудование на сумму 8,6 млн. долларов США или 20,7% общей стоимости контрактов на поставку. Это в основном небольшие по стоимости  проекты, договоры поставки, по которым  заключены до 31 декабря 1996 года. Введено  в эксплуатацию оборудование по 25 проектам общей стоимостью 3,1 млн. долларов./51/

Таким образом, получен первый опыт организации государственного и смешанного лизинга в Казахстане в ходе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики.

По нашим оценкам, совокупная стоимость этих осуществляемых проектов (срок реализации от 2-х до 5 лет) составляет порядка 250-260 млн. долларов США (18-19 млрд. тенге) или 8-10% от минимальной потребности  АПК в инвестициях.

Развитие собственного производства в Казахстане является ключевым моментом в решении проблемы зависимости  экономики Казахстана от сырьевого  сектора. По разным источникам информации приводятся данные об уровне изношенности основных фондов в Казахстане от 60 до 80%, требующие замены в ближайшие  несколько лет. Огромную роль в этом играет развитие лизинга, как инструмента  финансирования инвестиций в основные средства.

Лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного  финансирования предприятий как  в странах с переходной экономикой, так и в развитых странах. Особую роль он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей, как действующих так и вновь созданных предприятий, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения занятости, внедрения инноваций и развития конкуренции в этих странах. В мировой практике именно этот инструмент является одним из доступных источников финансирования для малого и среднего бизнеса.

Что требуется для развития лизинга? Благоприятный макроэкономический климат и благоприятный нормативный  климат. Оба эти условия в Казахстане имеются.

Со стороны государства  есть полное понимание необходимости  развития лизинга и поддержка  лизинга на законодательном уровне. Вступившие в силу в 2004 году изменения  в Закон о финансовом лизинге, Гражданский Кодекс, налоговый кодекс позволяют сделать вывод о  том, что гражданско-правовое регулирование  лизинга, налогообложение являются одним из прогрессивных на всем постсоветском  пространстве. Бухгалтерский учет лизинговых операций максимально приближен  к международным стандартам финансовой отчетности. В настоящее время  можно смело заявить, что лизинг стал интересен и коммерческим структурам и в Казахстане есть такой сектор финансового рынка как финансовый лизинг. Если в 2000 году в стране работало около 5-ти лизинговых компаний, то сейчас их насчитывается около 20-ти, из них  активно работающих около 15-ти компаний. Двенадцать из них являются членами  ассоциации финансистов Казахстана. Необходимо отметить, что в понятие  лизинговые компании включаем и банки, занимающиеся лизингом.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международная практика применения лизинга