Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
За рубежом развитие лизинга сопровождается государственной поддержкой. В Российской федерации в схеме взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.
Международная практика применения лизинга
За рубежом развитие лизинга сопровождается государственной поддержкой. В Российской федерации в схеме взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.
ФФПМП еще на подготовительном этапе в целях обеспечения проведения взвешенной государственной политики в области стимулирования малого бизнеса проводит отбор лизинговых компаний, банков или иных финансово-кредитных учреждений, участвующих в государственных программах льготного финансирования малого бизнеса, страховых компаний, а также компаний, которые могут квалифицированно провести экспертизу малого предпринимательства на предмет соответствия производства требованиям, предъявляемым российским законодательством.
В РФ от государственных органов зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, т.е. лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховых сумм, а остальное идет напрямую из государственного бюджета к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% в 2001 году; 21% в 2002 году) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.
Именно благодаря лояльному
подходу государства, а именно через
предоставление налоговых льгот, отсутствие
регулирования, освобождения от таможенных
пошлин развивался лизинг, а вместе
с ним и конкурентоспособное
производство в таких странах
как Южная Корея и Турция. К
примеру, лизинговый рынок Южной
Кореи начал создаваться в 1975
году, созданные государством условия
для лизинга позволили
Сравнительные данные по доле лизинга в общем объеме инвестиций в разрезе стран за 2009г приведены в таблице 2.
Таблица 1. Сравнительные данные по доле лизингу в общем объеме инвестиций в разрезе стран за 2010г.
Страна |
Объем инвестиций через лизинг, всего, млн. Евро |
Доля лизинга в общем объеме инвестиций, % |
|
Развитые страны |
|||
США |
206,000 |
32 |
|
Австрия |
5,059 |
13 |
|
Швейцария |
4,952 |
11 |
|
Франция |
26,037 |
20 |
|
Германия |
44,000 |
18 |
|
Страны с переходной экономикой |
|||
Чехия |
3,412 |
20 |
|
Венгрия |
2,771 |
22 |
|
Румыния |
706 |
18 |
|
Словакия |
992 |
17 |
|
Польша |
2,542 |
22 |
|
Казахстан |
85 |
1 |
|
Россия |
3,000 |
5 |
|
Примечание: по данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope |
|||
Роль лизинговых операций в экономике стран Европы. По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 2007 году составил 85,3 млрд. евро (эти цифры не подтверждены официальной статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. евро в 2000 году к 2004 году объемы операций сократились почти на 16 %. В 2005 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %. Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост объема лизинговых операций. Подавляющая часть лизинговых операций в странах - членах Leaseurope составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9 лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 2007 году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций составляла 87 %, а в 2000 году - 83,1 %, в 2004 году - 81,3 %. Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находился на среднем уровне - 15,8 % в 2004 году. Правда, в абсолютном выражении Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. евро, а недвижимого 5,7 млрд. евро. Франция и Португалия, имеющие посвященные лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговых сделок - 8,9 млрд. евро и 1,1 млрд. евро соответственно. В то же время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга (с 2,7 млрд. евро в 2002 году до 1,8 млрд. евро в 2004 году), принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство. Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются два основных государства - Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает немецкой - 18,853 млрд. евро. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше - 1,05 млрд. евро.
К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо очевидная тенденция к росту. Единственным исключением является Чехия, в которой в прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. евро, что больше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса Чехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь широкое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространение лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положение занимает частный сектор.
Международный лизинг на современном этапе
Как говорилось выше, чем меньше рисков и больше уверенность у лизингодателя, тем реальней шансы у лизингополучателя. В этом разделе мы рассмотрим ту, реальную обстановку в международном лизинге, которая сложилась на современном этапе.
В международном лизинге
на современном этапе особенно важны:
выбор валюты контракта, оценка риска
изменения курса валюты, таможенный
режим арендатора, налог на фирму,
применяемый к арендодателю, наличие
соглашений о неприменении двойного
налогообложения между
Первые сделки международного
лизинга были заключены американскими
лизинговыми компаниями в 50-х годах.
Различное оборудование, произведенное
в США, было передано по контрактам
международного лизинга в другие
страны. В этом случае лизингодатель
- резидент США - имел возможность применять
ускоренную амортизацию предмета договора
лизинга, а также получать инвестиционные
налоговые льготы, и, таким образом,
уменьшать стоимость сделки международного
лизинга для лизингополучателя -
нерезидента. Позднее к этому
опыту прибегли фирмы из Великобритании,
Европы. В последнее время данная
практика распространилась и в Азии.
У каждого из сложившихся сегодня
региональных рынков имеются некоторые
специфические особенности. Высокоразвитую
систему лизинговых операций, успешно
использующую все современные формы
лизинга, имеет Великобритания. Однако
в последние годы налоговые льготы
для лизинговых компаний в Великобритании
были существенны снижены. Кроме
этого, нормативная база этой страны
не поощряет предоставление налоговых
освобождений по лизинговым операциям,
ориентированным на оказание лизинговых
услуг за пределами Соединенного
Королевства. Все виды лизинговых операций
активно развиваются в
Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых компаний - лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг. До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии.
Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Конечно, с середины 1997 г. ситуация на этом рынке несколько изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других географических рынках.
В Австралии успешно развивается
лизинг, ориентированный в основном
на обслуживание внутреннего рынка,
а также лизинг с дополнительным
рычагом в отношении
Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.
Международный лизинг получил развитие в последние десятилетия прошлого века благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Примечательно, что в налоговых целях данный вид лизинга главным образом развивается в тех странах, законодательством которых не создано жесткого регулирования арендных операций. США и Англия стали менее заметны на этом рынке, по сравнению с странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таблица 2. Территориальная структура инвестиций в Республике Казахстане (%)
Области |
Удельный вес области в республиканском объеме |
Темп 2010 г. К 2009 |
Темп декабря 2010 г. к ноябрю 2004г. |
|
Республика Казахстан |
100,0 |
118,7 |
94,0 |
|
Акмолинская |
15,9 |
462,8 |
144,3 |
|
Актюбинская |
6,4 |
126,3 |
136,0 |
|
Алматинская |
4,0 |
111,0 |
233,9 |
|
Атырауская |
25,6 |
162,3 |
15,2 |
|
Восточно-Казахстанская |
4,8 |
90,4 |
119,9 |
|
Жамбылская |
1,1 |
42,0 |
304,8 |
|
Западно-Казахстанская |
3,7 |
100,3 |
1022,2 |
|
Карагандинская |
6,8 |
61,6 |
107,8 |
|
Кызылординская |
3,8 |
65,7 |
20,2 |
|
Костанайская |
3,9 |
94,4 |
116,6 |
|
Мангистауская |
9,5 |
101,7 |
262,1 |
|
Павлодарская |
3,9 |
48,8 |
215,5 |
|
Северо-Казахстанская |
1,3 |
48,5 |
215,6 |
|
Южно-Казахстанская |
2,4 |
84,9 |
191,5 |
|
г. Алматы |
6,9 |
81,8 |
186,4 |
|
Примечание: Источник: Абдушев Б.М, Инвестиционная политика РК. // экономика и Жизнь,№5, 2010.-с.З |
||||
Информация о работе Международная практика применения лизинга