Международная практика применения лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

За рубежом развитие лизинга сопровождается государственной поддержкой. В Российской федерации в схеме взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Международная практика применения лизинга.docx

— 64.96 Кб (Скачать)

В 2010 году освоение инвестиций на создание и воспроизводство основных фондов в республике по оперативным  данным составило 114,9 млрд. тенге с  учетом малочисленных предприятий  и организаций -119 млрд. тенге, что  в сопоставимых ценах больше соответствующего периода 2002 года на 20,2%. Освоение инвестиций в основной капитал (без учета  малочисленных предприятий и  организаций) по регионам республики представлено ниже.

В современных условиях в  мире существует острая конкуренция  за инвестиции. Так, если сегодня имеются 400 млрд. долларов, которые могут направлены на инвестиции, то 60% этой суммы инвестируется в развитых странах, 36% направляется в развивающиеся страны, только 4% - в страны с перестроечной экономикой.

Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных.

На современном этапе  развития лизинга происходит создание международных лизинговых обществ. Например “Объединение европейских  лизинговых обществ”, которое объединяет общества и союзы 17 европейских стран.

В некоторых странах государство  использует лизинг для поддержки малого бизнеса обеспечивая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям.

Деятельность международной  финансовой корпорации на международных  рынках лизинговых услуг.

"Привлекать инвестиции  в частный сектор стран с  развивающейся экономикой для  улучшения общего уровня жизни" 

Задача Международной  финансовой корпорации (МФК), члена  группы Всемирного банка, - содействовать  укреплению частного сектора развивающихся  стран и стран с переходной экономикой. В этой связи МФК наиболее интенсивно работает в области развития рынков финансовых услуг путем осуществления  проектов совместно с банковскими  структурами и с другими финансовыми  институтами. В странах с развивающейся  экономикой существование лизингового  сектора является особенно важным для  здорового развития финансовых рынков. Поэтому МФК рассматривает деятельность по развитию лизингового сектора  стратегически важным направлением своей работы. Корпорация начала свою деятельность на рынке лизинговых услуг  в 1977 году, впервые инвестировав в  южно-корейскую лизинговую компанию Коrеа Development Leasing Co (KDLC). С тех пор МФК приобрела значительный опыт работы в лизинговом секторе через осуществление большого числа проектов технического содействия и инвестирование в лизинговые компании многих стран мира.

На октябрь 2010 года объем  инвестиционного портфеля МФК в  лизинговый сектор составил $431 млн, что составляет примерно 31% от общего объема инвестиционного портфеля Корпорации. Распределение инвестиционных проектов в лизинговый сектор по странам показано на рисунке 3.

 

Рисунок 3 Распределение  инвестиционных проектов в лизинговый сектор по странам

Обратим внимание на то, что  совокупный объем инвестиций в лизинговой сектор Индии, Турции и Пакистана  составляет более 50% общего объема портфеля Корпорации в этом секторе. С 1990 по 2010 год рынок лизинговых услуг этих стран развивался большими темпами, и за этот период МФК осуществила  по несколько инвестиционных проектов в каждой из этих стран.

Инвестируя в лизинговый сектор, МФК покупает часть акций  компаний, предоставляет займы или  и то, и другое вместе. Около 13% инвестиций в лизинговый сектор МФК осуществляет через вложение в уставной капитал, а остальные средства размещаются  в форме кредитования. Как правило, Корпорация приобретает акции лизинговых компаний в среднем на сумму $1,4 млн, а средний объем кредита составляет около $7,5 млн.

Инвестиционные проекты  МФК в лизинговом секторе стран  с развивающейся экономикой ставят своей целью содействовать привлечению  инвестиций в экономику, развитию финансовых рынков и всеобщему экономическому росту. Во многих странах, где МФК  инвестирует в лизинговый сектор, Корпорация проводит проекты технического содействия на различных этапах подготовки инвестиционных программ. Основная задача проектов технического содействия - поддержка  правительств стран-членов Корпорации в разработке необходимой законодательной базы для развития рынка лизинговых услуг, а также предоставление консультативной помощи участникам этого рынка. За годы работы на международных рынках лизинговых услуг МФК осуществила около 60 проектов технического содействия в 35 странах. Только в течение 2002-го года проекты технического содействия развитию лизингового сектора осуществлялись в России, Украине, Хорватии, Молдове, Литве и Польше.

Через осуществление проектов технического содействия и инвестиций Корпорация стремится содействовать  созданию основных условий для развития здорового рынка лизинговых услуг. Эти базовые условия включают в себя такие элементы как:

правовая база:

нормативная база;

режим налогообложения лизинговых сделок:

бухучет лизинговых операций.

Рынок лизинговых услуг не может развиваться эффективно без  правовой базы, определяющей основные принципы осуществления лизинговой деятельности. В лизинговом законодательстве должна быть определена структура лизинговой сделки, предполагающая участие трех субъектов, а также должны быть прописаны  права и обязанности каждого  из них. В случае банкротства лизингополучателя  закон должен защищать права собственности  лизингодателя на лизинговое имущество  от претензий на него других кредиторов компании-лизингополучателя. Поскольку  лизинговое имущество, по сути, является обеспечением сделки,законодательство о лизинге должно гарантировать право лизингодателя на изъятие предмета лизинга в случае невыполнения лизингополучателем своих платежных обязательств. Опыт, однако, показывает, что законодательного закрепления права лизингодателя на изъятие лизингового имущества недостаточно, это право должно быть подкреплено исполнительной системой. Например, законодательство некоторых стран признает право лизингодателя на бесспорное изъятие предмета лизинга в случае невыполнения платежных обязательств лизингополучателем, но на практике возврат лизингового имущества оказывается чрезвычайно сложным либо попросту невыполнимым.

Поэтому законодательно закрепленное право собственности лизингодателя  на предмет лизинга до окончания  договора лизинга должно четко исполняться.

 

Нормативная база лизинга

Опыт работы МФК во многих странах показывает, что на начальных  этапах развития лизингового сектора  необходимо установить минимальные  или рамочные правила игры для  участников этого сектора. Дополнительные и более структурированные нормы  следует вводить по мере развития лизинговой отрасли. Требование о лицензировании и определение минимального объема уставного капитала лизинговых компаний может послужить первым шагом  к становлению новых лизинговых компаний и созданию необходимых  условий для их дальнейшей деятельности на рынке. По сравнению с банками  лизинговым компаниям должна быть дозволена  большая гибкость в привлечении  источников финансирования лизинговых операций, т.к. лизинговые компании не привлекают временных депозитов. Определенная гибкость подходов к поиску финансирования позволяет лизинговым компаниям  оставаться конкурентоспособными на рынке  финансовых услуг. Дополнительные нормы, регулирующие лизинговую деятельность, стоит вводить только после становления  сектора лизинговых услуг, и эти  нормы должны разрабатываться при  участии всех сторон лизинговой сделки.

Режим налогообложения лизинговых операций

Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется прежде всего благодаря своим налоговым льготам. В целях содействия развитию лизингового сектора в странах с развивающейся экономикой лизинговым операциям должен сопутствовать режим благоприятного налогообложения, особенно по сравнению с другими финансовыми инструментами. С точки зрения налогообложения, лизингодателю очень выгодно применять ускоренную амортизацию лизингового имущества, что уменьшает его налогооблагаемую базу. Эта экономия на налоге на имущество позволяет лизингодателю сокращать объем лизинговых платежей, что, конечно же, выгодно и для лизингополучателя.

Дополнительным преимуществом  для лизингополучателя возможности  применять ускоренную амортизацию  на предмет лизинга является то, что в конце договора лизинга  он выкупает оборудование по остаточной стоимости как полностью амортизированное, хотя оборудование находится в прекрасном рабочем состоянии. Применение ускоренной амортизации, в свою очередь, позволяет  лизинговой компании компенсировать высокие  доходы затратами, частью которых является амортизация. Благоприятный режим  налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике  благоприятных условий для привлечения  инвестиций в основные средства. При  этом необходимо законодательно закрепить  минимальный срок лизингового договора, чтобы избежать злоупотребления  заключением лизинговых сделок с  целью неоправданного использования  налоговых льгот. Это ограничение  также необходимо, чтобы в дальнейшем избежать более жесткого регулирования  лизинговой отрасли.

В отношении косвенных  налогов, таких как НДС, налоговое  законодательство большинства стран  не делает различий между оперативным  и финансовым лизингом. В результате при использовании финансового  лизинга это негативно отражается на режиме налогообложения, т.к. лизингополучателю  приходится выплачивать НДС на полную сумму лизинговых платежей (т.е. основная сумма задолженности плюс процент  по заемным средствам и спред лизинговой компании). В идеале НДС с лизинговых операций должен взиматься по тому же принципу, что и с выплат по банковскому займу, т.е. НДС начислялся бы только на проценты по заемным средствам, включенным в состав лизинговых платежей. Тем не менее применение такого режима - большая редкость, и в большинстве стран НДС начисляется на полную сумму лизинговых платежей.

Бухгалтерский учет лизинговых операций

Бухгалтерский учет лизинговых операций должен рассматриваться отдельно от режима налогообложения. Правила  бухгалтерского учета, принятые в той  или иной стране, и будут определять правила бухгалтерского учета лизинговых операций, в зависимости от принятого  определения того, что является оперативным  или финансовым лизингом. В некоторых  странах сделки финансового лизинга  учитываются по схеме учета заемных  ресурсов, а сделки оперативного лизинга - по схеме обыкновенной аренды. В  этом случае лизингополучатель учитывает  лизинговое имущество у себя на балансе  и начисляет амортизационные  отчисления. Лизингодатель отражает у себя на балансе дебиторскую  задолженность на сумму лизинговой сделки и разницу между общей суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества в статье доходов. В других странах ко всем лизинговым сделкам (в независимости от того, относятся они к финансовому или к оперативному лизингу) применяются правила бухгалтерского учета, установленные для сделок аренды. Для лизингополучателя это за балансовая форма ведения отчетности, т.к. лизингодатель учитывает имущество у себя на балансе и начисляет амортизационные отчисления. Согласно международным стандартам бухгалтерского учета предыдущий метод учета лизинговых операции предпочтительнее, если существуют различия в учете сделок финансового и оперативного лизинга. Напомним, что в этом случае лизингополучатель учитывает лизинговое имущество у себя на балансе и начисляет амортизационные отчисления.

Несмотря на то, что подходы  к налогообложению и бухгалтерскому учету лизинговых операций могут  противоречить друг другу, важно  понимать различия между ними. Так  как порядок налогообложения  и бухгалтерского учета лизинговых сделок регулируется различными органами власти, вполне допустимо, что лизинговые операции классифицируются по-разному  в целях определения налогообложения  и бухучета. На самом деле практика показывает, что применение различных  подходов к налогообложению и  бухучету лизинговых операций создает  максимально возможные преимущества лизинга и способствует более  активному развитию рынка лизинговых услуг. Неудобство здесь заключается  в том, что различие в подходах предполагает ведение двух бухгалтерских  отчетностей участниками лизинговых сделок.

Опыт работы МФК в таких  странах как Турция и Чешская  республика свидетельствует о важности развития лизингового сектора для  экономического роста стран с  развивающейся экономикой. Деятельность Корпорации на международных рынках лизинговых услуг способствовала развитию и становлению этих рынков через  оказание консультационной поддержки  правительствам стран по созданию благоприятных  условий для развития лизингового  сектора, а также через осуществление  инвестиционных проектов и привлечение  других инвесторов в лизинговый сектор. МФК намерена продолжать свою деятельность по оказанию содействия развитию лизингового сектора стран с экономикой переходного периода через проведение инвестиционных проектов и оказания технического содействия.

В системе финансового  обеспечения лизинга в глобализующейся экономике особое место занимают центры, предоставляющие необходимые финансовые средства для осуществления тех или иных проектов.

Средства на сделки по лизингу  поступают из различных источников. Во-первых, это государственный бюджет. В бюджете государства (или региона) выделяются статьи, определяющие размеры  финансирования целевых программ, или  финансирования лизинговых компаний, принадлежащих государству. Во-вторых, лизинг финансируют коммерческие банки.

Согласно законодательству большинства стран мира, в том  числе и казахстанскому, финансирование лизинговых операций относится к  видам деятельности, разрешенным  банкам. Помимо прямого финансирования участников лизинговых сделок, коммерческие банки могут финансировать сделки и как владельцы лизинговых компаний. О непосредственном участии коммерческих банков в лизинговой деятельности (как  собственников лизинговых компаний) свидетельствуют отчетные данные организации "Евролизинг". (смотреть в приложении).

Как видно из этих данных, в большинстве стран, входящих в "Евролизинг", лизинговые компании находятся во владении банков. Наибольшее число таких компаний в Германии (45), Великобритании (26). В то же время Германия занимает первое место по абсолютному числу независимых компаний (145). Крупные независимые лизинговые компании к тому же зачастую имеют сеть иностранных филиалов, которые выполняют роль инвестиционных банков в международных лизинговых договорах. В целом же практика развития международного лизингового рынка свидетельствует, прежде всего, о возрастающей роли коммерческих банков в организации и деятельности лизинговых компаний. Такая тенденция характерна для развития рынка лизинговых услуг во всех западных странах, за исключением США, где до 1963 года банкам было запрещено осуществлять лизинговые операции. В Западной же Европе же 75-80% всех лизинговых компаний контролируется банками.

Информация о работе Международная практика применения лизинга