Механизм хозяйствования некоммерческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью. Последнее утверждение в первую очередь справедливо в отношении реформирования такой структурно и функционально сложной системы, как институт права и правовых отношений.

Оглавление

Введение 3
1.Некоммерческие организации: понятие, признаки 4
2.Формы некоммерческих организаций 8
2.1Общественные и религиозные организации 8

2.2Фонды 10

2.3Государственная корпорация 10

2.4Некоммерческие партнерства 11

2.5Учреждения 12

2.6Автономная некоммерческая организация 12

2.7Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 13

2.8Потребительские кооперативы 13

3.Отношения собственности некоммерческих организаций 15
4.Механизм хозяйствования некоммерческих структур 18
4.1Доход некоммерческой организации и его структура 19

4.2Состав расходов некоммерческих организаций 24

4.3Налогообложение некоммерческих организаций 26

Заключение 28
Библиография 30

Файлы: 1 файл

некоммерческие организации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых  осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

       Средства  учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных  документов, решения органов управления.

       Добровольные  взносы и пожертвования особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.

       Добровольные  имущественные взносы и пожертвования  физических и юридических лиц  не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен  на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды.11 Прямые — льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.

       В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

       Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».

       Средства  из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.

       В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей  той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

       Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность12 некоммерческой организации.

       Ограниченность  ресурсов государственного бюджета, сложность  получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.

       Экономическое поведение некоммерческих организаций  на рынке в процессе реализации продукции  на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

       Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.

       Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.

       Средства  поступают в некоммерческие организации  в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая  помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

       Источники формирования дохода некоммерческой организации  зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера  их предоставления потребителям.

       Статистическая  информация показывает , что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.

       Добровольные  пожертвования, целевые поступления  имеют существенное значение для  развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих  в благотворительных целях, целях  оказания содействия и развития. В  такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.

       Взносы  участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности  и прав образуют около 70 процентов  доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

       4.2. Состав расходов  некоммерческой организации.

       Функционирование  некоммерческой организации связано  с осуществлением определенных расходов13. Их можно подразделить на следующие виды:

-расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);

-расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

-средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

-потери и списания.

       Распределение расходов некоммерческой организации  зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.

       Некоммерческие  организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой  практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.

       К рыночным некоммерческим организациям относятся:

-некоммерческие организации, занятые рыночным производством;

-некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

       К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.

       Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.

       Некоммерческие  организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испытательные лаборатории и т. д

       Некоммерческие  организации, занятые  нерыночным производством, — организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.

       Некоммерческие  организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:

-некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;

-некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов

       Некоммерческие  организации, контролируемые и в  основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.

       К некоммерческим организациям, обслуживающим  домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.

       Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.

       4.3. Налогообложение  некоммерческих организаций.

       В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности14. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов.15 В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость16, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности.

       Ряд существенных налоговых льгот предоставляется  некоммерческим организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Механизм хозяйствования некоммерческих структур