Введение
Для реализации финансовой
политики, успешного ее проведения в
жизнь используется финансовый механизм.
Он представляет собой применяемых обществом
в целях обеспечения благоприятных условий
для экономического и социального развития.
Финансовый механизм включает виды, формы
и методы организации финансовых отношений,
способы их количественного определения.совокупность
способов организации финансовых отношений.
Структура финансового механизма
довольно сложна. В нее входят различные
элементы, соответствующие разнообразию
финансовых отношений. Именно множественность
финансовых взаимосвязей предопределяет
применение большого количества видов,
форм и методов их организации (элементов
финансового механизма). Государство в
лице его исполнительных и законодательных
органов власти на основе тщательного
изучения действия экономических законов,
закономерностей развития финансов, задач
экономической и финансовой политики
устанавливает методы распределения общественного
продукта, национального дохода, формы
денежных накоплений, предусматривает
виды платежей, определяет принципы и
направления использования государственных
финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного
использования финансов большое значение
имеет осуществление планирования и прогнозирования,
нормативное оформление применяемых
способов организации финансовых отношений
(налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью
применения различных видов, форм и методов
финансовых отношений.
- Финансовая политика
государства
Совокупность мероприятий государства
по мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе
финансового законодательства страны
составляет государственную финансовую
политику. Финансовая политика является
органической частью экономической политики
государства, состоящей из мер в области
формирования и использования денежных
фондов. В Российской Федерации эти меры
определены в Конституции РФ, Бюджетном
и Налоговом кодексах и других законах,
указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях
Правительства РФ. Содержание финансовой
политики включает:
а) выработку научной концепции
развития финансов;
б) определение главных направлений
их использования в стратегическом и тактическом
планах;
в) практические действия по
реализации целей и задач финансовой политики.
Основными задачами финансовой
политики на современном этапе развития
государства являются:
- учет действия объективных
экономических законов;
- необходимость финансовой поддержки
мероприятий, направленных на ускорение
рыночных реформ и поддержание макроэкономической
стабилизации;
- определение источников мобилизации
финансовых ресурсов, их состава, структуры,
возможных резервов увеличения (при этом
намечается величина финансовых ресурсов,
оптимальное и сбалансированное соотношение
их между доходами государства и хозяйствующими
субъектами; определяется доля участия
физических лиц в формировании государственных
доходов);
- обеспечение рационального
распределения и использования финансовых
ресурсов (определяются основные пропорции
распределения средств между отраслями и сферами народного
хозяйства, развитие приоритетных отраслей
и направлений, степень социальной защиты
населения);
- концентрация финансовых ресурсов
на важнейших направлениях экономического
и социального развития;
- сбалансированность финансовой
и денежно-кредитной политики;
- либерализация внешнеэкономической
деятельности;
- выработка финансового механизма
реализации финансовой политики государства.
В зависимости от характера
поставленных задач финансовая политика
подразделяется на финансовую стратегию
и финансовую тактику. Финансовая стратегия
ориентирована на длительный период развития
и предусматривает решение крупномасштабных
задач в рамках определенных экономических
стратегий государства. Финансовая тактика
направлена на решение задач конкретного
этапа развития государства и связана
с изменением форм и методов организации
финансовых отношений исходя из его текущих
потребностей. Финансовая стратегия и
тактика тесно связаны между собой. В качестве
финансовой стратегии следует рассматривать
финансовое оздоровление экономики и
динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной
продукции. Такое оздоровление можно достигнуть
через сокращение дефицита бюджета, уменьшение
инфляции, укрепление курса рубля, изменение
налоговых ставок.
Теория и практика хозяйствования
выработали ряд требований, предъявляемых
к финансовой политике. К ним относятся:
- научный подход к выработке
финансовой политики, предполагающий
ее соответствие закономерностям общественного
развития на основе достижений финансовой
науки;
- учет специфики конкретных
исторических условий, каждого этапа развития
общества, особенностей внутреннего положения
и международной обстановки, реальных
экономических и финансовых возможностей
государства;
- изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта в сфере финансов;
- соблюдение комплексного подхода
при выработке и проведении финансовой
политики путем ориентации на выполнение
ключевой задачи определенного этапа
развития и обеспечения тесной взаимосвязи
между основными частями экономической
политики: финансово-кредитной, политики
в области ценообразования, заработной
платы;
- повышение эффективности использования
финансовых ресурсов как результат действенности
финансовой политики (отказ от учета факторов
роста эффективности использования финансовых
ресурсов при проведении финансовой политики
ведет к распылению средств, сокращению
источников финансирования потребностей
государства);
- учет различных факторов при многовариантности расчетов, прогнозирования результатов, при выработке концепции финансовой политики;
- предвидение последствий проведения
намеченных финансовых мероприятий, позволяющих
избежать непредсказуемых изменений в
финансовой политике, создание благоприятных
условий для деятельности предприятий;
- использование обширной и достоверной
информации о финансовом потенциале, объективных
возможностях государства, о состоянии
дел в экономике, всестороннее использование
математического моделирования и электронно-вычислительной
техники.
Проведение финансовой политики
и общее руководство организацией финансов
в Российской Федерации осуществляет
Минфин России. Основными задачами Минфина
России являются выработка единой государственной
финансовой (включая бюджетную, налоговую,
страховую, валютную сферы, сферу государственного
долга), кредитной, денежной политики,
а также политики в сфере аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, добычи, производства,
переработки драгоценных металлов и драгоценных
камней, таможенных платежей (в части исчисления
и порядка уплаты), включая определение
таможенной стоимости товаров и транспортных
средств. В процессе реализации указанных
задач Минфин России выполняет ряд функций.
В частности:
- разрабатывает и представляет
в Правительство Российской Федерации
проекты федеральных конституционных
законов, федеральных законов и актов
Президента РФ и Правительства РФ по вопросам
организации и функционирования бюджетной
системы Российской Федерации, определения
основ бюджетного процесса; федерального
бюджета на очередном финансовый год,
порядка исполнения федерального бюджета
в очередном финансовом году, отчетности
о его исполнении; разграничения бюджетных
полномочий между Российской Федерацией,
субъектами РФ и органами местного самоуправления;
финансовых взаимоотношений федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами;
- разрабатывает и утверждает
порядок составления и исполнения федерального
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных
фондов; порядок ведения бюджетной росписи
федерального бюджета; порядок составления
отчетности об исполнении федерального
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных
фондов и консолидированного бюджета
Российской Федерации;
- осуществляет составление проекта
федерального бюджета на очередной финансовый
год, организацию исполнения федерального
бюджета; представление в Правительство
РФ отчетов об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета
Российской Федерации и др.
Осуществление деятельности
государства в области финансов происходит
с помощью финансового механизма, представляющего
собой совокупность видов, форм и методов
организации финансовых отношений.
- Финансовый механизм
и его структура
Финансовый механизм – инструмент
финансовой политики, представляющий
собой систему установленных государством
форм, видов и методов организации финансовых
отношений.
В зависимости от степени регулирования
со стороны государства финансовый механизм
подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями,
в которых непосредственно участвует
государство (налоги, государственный
кредит, бюджетный процесс и т. д.).
Регулирующий определяет основные
направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую
интересы государства (организация внутрихозяйственной
деятельности на предприятиях).
Финансовый механизм можно
представить в виде совокупности механизмов
функционирования отдельных звеньев финансовой
системы:
- функционирование бюджетного
механизма;
- механизм функционирования
финансов предприятий, учреждений и организаций;
- механизм функционирования
внебюджетных фондов;
- механизм функционирования
местных финансов;
- функционирование страхового
механизма;
- механизм функционирования
финансового рынка.
Для обеспечения стабильного
и эффективного функционирования финансового
механизма государства первостепенное
значение имеет правовая регламентация
форм и норм финансовых отношений. Они
являются источником и регулятором финансовой
системы. На основании их можно проследить
механизм функционирования финансовой
системы, понять, как аккумулируются, распределяются
и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового
механизма происходит в соответствии
с его адекватностью современным интересам
общества, со способностью его достигать
поставленных целей и решать конкретные
задачи.
Структура финансового механизма
включает в себя:
- финансовое регулирование;
- финансовое стимулирование;
- финансовые рычаги;
- нормативное и правовое обеспечение;
- информационное обеспечение.
Финансовое регулирование представляет
собой организуемую государством деятельность
по использованию всех аспектов финансовых
отношений в целях корректировки параметров
воспроизводства.
Финансовое стимулирование
является одним из методов регулирования
народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые рычаги представляют
собой приемы, при которых финансы воздействуют
на экономику государства и прежде всего
на его нижнее звено – предприятия.
Правовое и нормативное обеспечение
включают в себя:
- законы (Бюджетный кодекс, Налоговый
кодекс, Единую бюджетную классификацию,
Закон о госбюджете и пр.);
- указы Президента РФ (по налогообложению);
- постановления Правительства
РФ;
- приказы и письма министерств
и ведомств;
- устав юридического лица.
Механизм финансового регулирования
дает возможность государству сформировать
такие условия для субъектов финансового
механизма, которые бы принудили их действовать
в соответствии с необходимыми для общества
направлениями. Такое регулирование проводится
с помощью инструментов фискальной, бюджетной,
налоговой политики и др.
- Роль финансового
механизма в реализации финансовой политики
Финансовый механизм необходим
для успешной реализации финансовой политики.
Он включает в себя совокупность организационных
форм финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, формы и методы
управления финансами и финансовой системой
в целом, финансовое законодательство.
Именно множественность финансовых
взаимосвязей предопределяет применение
большого количества видов, форм и методов
их организации (элементов финансового
механизма.
В зависимости от особенностей
отдельных подразделений общественного
хозяйства и на основе выделения сфер
и звеньев финансовых отношений финансовый
механизм подразделяется на финансовый
механизм предприятий и хозяйственных
организаций и механизм функционирования
государственных финансов. В свою очередь,
каждая из этих сфер включает отдельные
структурные звенья. Например, механизм
государственных финансов подразделяется
на бюджетный и механизм функционирования
внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным
делением можно выделить финансовый механизм
федерации, субъектов, входящих в состав
федерации, местных органов власти.
При рассмотрении финансового
механизма с точки зрения его воздействия
на общественное воспроизводство выделяют
его функциональные звенья: мобилизация
ресурсов, финансирование, стимулирование
и т.д.