Механизм государства и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Оглавление

Введение 3
1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4
2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы. 7
2.1.Основные понятия аппарата государства. 7
2.2.Понятие и основные свойства государственной власти. 9
2.3.Реализация государственной власти. 10
3.Теория разделения властей. 13
3.1.Зарождение института разделения властей. 14
3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15
3.3.Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 18
Заключение 21

Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

БЕЛОРУССКИЙ  ИНСТИТУТ  ПРАВОВЕДЕНИЯ 
 
 
 
 
 

                                   Кафедра Теории и истории права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Общая Теория Права»

    на  тему: Механизм государства и его структура. 
 

Студента 1-го курса,

дневного  отделения 

по специальности 

«Правоведение » _____________  А.Г.Тетерюков

      

Научный руководитель: _____________   В.С.Козлов

  

Апрель 2007 
 
 
 
 
 
 

                  Минск 2007

 

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     

 Введение 3 

1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4

2.Понятие государственного  аппарата его признаки и принципы. 7

2.1.Основные понятия аппарата государства.  7

2.2.Понятие и основные свойства государственной власти9

2.3.Реализация  государственной власти. 10

3.Теория разделения властей. 13

3.1.Зарождение института разделения властей. 14

3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15

3.3.Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 18 

Заключение 21 
 

Список использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 
 

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь  с тем, что современный государственный аппарат проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. 

Основной целью  данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 1. Понятия, структура механизма государства и его признаки. 

        В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или используются как синонимы.

        Различие заключается  в том, что в понятие «механизм  государства» включаются и материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т. п.), опираясь на которые, государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

        Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под  редакцией В. В. Лазарева сказано, что «государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т. п.)»1. Такое же определение имеется в «Теории государства и права» под редакцией М. Н. Марченко2.

        В других российских учебниках понятие «государственный аппарат» отождествляется с понятием «механизм государства». «Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции»3. Механизм можно определить и как «функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел»4. Или: «Механизм государства – это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства»5.

        Для удобства изложения  вопроса аппарат государства  и механизм государства будут считаться синонимами.

        В данном случае предполагается рассмотреть  осуществление государственной власти, ее функционирование, а не структурное построение системы государственных органов, поэтому в данном контексте наиболее соответствует термин «механизм»6.

     Одну  подсистему механизма образуют высшие органы государства. Это представительные органы, глава государства, правительство. Они находятся в поле зрения народа, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другую подсистему составляют органы правопорядка: суд, прокуратура, силовые структуры (армия, разведка и др.). Последние выполняют решения высших органов государства.

     К органам примыкают государственные  учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции по руководству экономикой, здравоохранением, наукой, образованием, культурой и т. д. Таким образом, продвигаясь по пути социального прогресса, человеческое общество создавало такие механизмы государства, которые в целом обеспечивали бы его нормальное функционирование.

     Вследствие  изменений, происходящих в общественной жизни, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако при любых изменениях главное содержание деятельности механизма (аппарата) государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

      Итак, механизм государства – целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

    Приведенное определение позволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизма государства.

    Во - первых, механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

    Во - вторых, структурными первичными элементами являются государственные органы и учреждения, в которых работает государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление  отдельных элементов механизма друг другу и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который нередко испытывают государства.

    В - третьих, каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.

    В - четвертых, для обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи.

    В- пятых, механизм государства призван  надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочии государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.  

      Таким образом, анализ наиболее  общих характерных свойств механизма государства свидетельствует, что при помощи механизма практически осуществляется государственная власть, выполняются задачи и функции государства, о чем было сказано в определении “механизм государства”

     Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Это связано с тем, что аппарат государства создается для выполнения его функций, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Не случайно, поэтому органы государства и учреждении вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе вверх берут функции, вытекающие из социальных или национальны противоречий, то вслед за этим выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы учреждения насилия и принуждения.

      Структура механизма государства  включает в себя:

1) государственные  органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и

   соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных  властных

   функций.

      Особенностью государственных органов  является то, что они обладают

   государственно-властными  полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами

   и возможностями  которые связаны с силой государства,  с принятием

   общеобязательных  управленческих решений (парламент,  президент

   правительство,  министерства, ведомства, государственные комитеты,

   губернаторы,  администрации краев и областей  и т.п.);

2) государственные  организации – это такие подразделения  механизма

   государства  (его «материальные придатки»), которые  призваны осуществлять

   охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы

   безопасности, милиция, налоговая полиция и  т.п.);

3) государственные  учреждения – это такие подразделения  механизма

   государства,  которые властными полномочиями (за исключением их

   администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую

   деятельность  по выполнению функций государства  социальной, культурной,

   воспитательно-образовательной,  научной сферах (библиотека, поликлиника,

   больница, телеграф, научно-исследовательский  институт, ВУЗ, школа, театр

   и т.д.);

4) государственные  предприятия – это такие подразделения  механизма

   государства,  которые тоже властными полномочиями (за исключением их

   администрации)  не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую

   деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают  производство,

   выполняют  различные работы и оказывают  многочисленные услуги для

   удовлетворения  потребностей общества, извлечения  прибыли (речь может идти

   о казенных  заводах, фабриках и пр.);

5) государственных  служащих (чиновников), специально занимающихся

   управлением.  Государственные служащие различаются  по своему правовому

   положению  в механизме государства. В  зависимости от полномочий они могут

   подразделяться  на следующие виды: а) лица, занимающие  должности,

   связанные  с непосредственным исполнением  полномочий государственного

   органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б)

   лица, занимающие  должности для непосредственного  обеспечения полномочий

   вышеназванных  служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в)

   лица, занимающие  должности, учреждаемые государственными  органами для

   исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты,

   руководители  структурных подразделений аппарата  и др.); г) лица, не

   обладающие  распорядительными полномочиями (врачи  в государственных

   лечебных  заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают

Информация о работе Механизм государства и его структура