Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Введение 3
1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4
2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы. 7
2.1.Основные понятия аппарата государства. 7
2.2.Понятие и основные свойства государственной власти. 9
2.3.Реализация государственной власти. 10
3.Теория разделения властей. 13
3.1.Зарождение института разделения властей. 14
3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15
3.3.Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Общая Теория Права»
на
тему: Механизм государства
и его структура.
Студента 1-го курса,
дневного отделения
по специальности
«Правоведение » _____________ А.Г.Тетерюков
Научный руководитель: _____________ В.С.Козлов
Апрель
2007
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4
2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы. 7
2.1.Основные понятия аппарата государства. 7
2.2.Понятие и основные свойства государственной власти. 9
2.3.Реализация государственной власти. 10
3.Теория разделения властей. 13
3.1.Зарождение института разделения властей. 14
3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15
3.3.Разделение властей
в парламентарных монархиях и республиках.
18
Заключение 21
Список использованной
литературы 22
Введение.
Актуальность курсовой
работы связана в первую очередь
с тем, что современный государственный
аппарат проходит стадию реконструкции,
становления и развития. В это время очень
важно осознание обществом места и роли
всех органов государственного аппарата
в управлении государством, конкретизации
и разделения их полномочий. А с выдвижением
общегосударственной цели — создания
правового государства, этот вопрос и
его проблематика привлекает пристальное
внимание отечественных теоретиков права.
Основной целью
данной курсовой работы является рассмотрение
понятия механизма государства,
организации и деятельности государственного
аппарата.
Глава 1. Понятия, структура механизма государства и его признаки.
В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или используются как синонимы.
Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т. п.), опираясь на которые, государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева сказано, что «государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т. п.)»1. Такое же определение имеется в «Теории государства и права» под редакцией М. Н. Марченко2.
В других российских
учебниках понятие «
Для удобства изложения вопроса аппарат государства и механизм государства будут считаться синонимами.
В данном случае предполагается рассмотреть осуществление государственной власти, ее функционирование, а не структурное построение системы государственных органов, поэтому в данном контексте наиболее соответствует термин «механизм»6.
Одну подсистему механизма образуют высшие органы государства. Это представительные органы, глава государства, правительство. Они находятся в поле зрения народа, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другую подсистему составляют органы правопорядка: суд, прокуратура, силовые структуры (армия, разведка и др.). Последние выполняют решения высших органов государства.
К
органам примыкают
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако при любых изменениях главное содержание деятельности механизма (аппарата) государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Итак, механизм государства – целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизма государства.
Во - первых, механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во - вторых, структурными первичными элементами являются государственные органы и учреждения, в которых работает государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных элементов механизма друг другу и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который нередко испытывают государства.
В - третьих, каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.
В - четвертых, для обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи.
В-
пятых, механизм государства призван
надежно гарантировать и
Таким образом, анализ
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Это связано с тем, что аппарат государства создается для выполнения его функций, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Не случайно, поэтому органы государства и учреждении вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе вверх берут функции, вытекающие из социальных или национальны противоречий, то вслед за этим выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы учреждения насилия и принуждения.
Структура механизма
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и
соподчиненности
при осуществлении своих
функций.
Особенностью государственных
государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами
и возможностями
которые связаны с силой
общеобязательных
управленческих решений (
правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты,
губернаторы,
администрации краев и
2) государственные
организации – это такие
государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять
охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы
безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные
учреждения – это такие
государства, которые властными полномочиями (за исключением их
администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую
деятельность
по выполнению функций
воспитательно-образовательной,
больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр
и т.д.);
4) государственные
предприятия – это такие
государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их
администрации)
не обладают, а осуществляют хозяйственно-
деятельность,
производят продукцию, либо
выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для
удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти
о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся
управлением.
Государственные служащие
положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут
подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности,
связанные
с непосредственным
органа (депутаты,
президент, глава
лица, занимающие
должности для
вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в)
лица, занимающие
должности, учреждаемые
исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты,
руководители
структурных подразделений
обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных
лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают