Механизм государства и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Оглавление

Введение 3
1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4
2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы. 7
2.1.Основные понятия аппарата государства. 7
2.2.Понятие и основные свойства государственной власти. 9
2.3.Реализация государственной власти. 10
3.Теория разделения властей. 13
3.1.Зарождение института разделения властей. 14
3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15
3.3.Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 18
Заключение 21

Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

   заработную  плату за счет государственного  бюджета);

6) организационные  и финансовые средства, а также  принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

   Механизм  государства и его структура не остаются неизменными. Они

постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают  влияние как

внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и  пр.),так и внешние (международная  обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет

большую территорию, то и система управления им будет  соответствующей, включающей общую структуру механизма государства; в условиях войны возрастает роль армии,

спецслужб, военных  предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня

преступности, коррупции  и других негативных «болезненных»  явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. 
 

   Глава 2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы.

          2.1.Основные понятия аппарата государства.

   Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

   В широком  смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

   Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

   Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

   В более  узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

   В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

   Каждый  государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

   Ряд авторов  выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

   Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями) , а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

   Основное  свойство государственного органа, качественно  его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

  Принципы  деятельности аппарата государства – это основополагающие идеи, которые находятся в основе организации и деятельности аппарата государства. Можно выделить следующие основные принципы:

  • принцип приоритета прав и свобод человека. Он  предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь);
  • принцип демократизма предполагает широкое участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов (ст. 35, 37 Конституции Республики Беларусь);
  • принцип законности выражает такое состояние общества, при котором государственные органы с одной стороны, и граждане – с другой, обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты, Толкование этих актов и применение на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены конституции и законам. Гарантии прав и свобод отражают состояние законности;
  • принцип профессионализма. При его помощи создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высококвалифицированных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;
  • принцип разделения властей предусматривает разделение государственной власти на:

-законодательную;

-исполнительную;

-судебную. 

2.2. Понятие и основные свойства государственной власти.

  Государственная власть исторически возникает как  особая разновидность характеризующейся принудительностью социальной власти, известной не только всякому человеческому обществу в целом, но и отдельным общностям и образованиям людей. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в классовом обществе существует и функционирует наряду с остальными ее разновидностями, однако принципиально отличается от последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по назначению, и по методам осуществления.

  Основоположники марксизма связывали появление  такой особой разновидности власти с происхождением государства и рассматривали ее в качестве одного из признаков, отличающих государство от родовых организаций первобытнообщинного строя. Они называли эту власть организованной силой, раскрывали ее суть через понятие той силы, которая называется «государством»1.

  Государственная власть складывалась между людьми, их общностями и образованиями и, обладая социальной предметностью, не может не выступать в виде специфического базового общественного отношения, в котором обеспечивается возможность властвующего самому действовать сообразно собственной воле и навязывать эту волю подвластным, направлять их жизнедеятельность.

  Это предполагает, что государственная  власть должна обладать необходимыми свойствами. Основными из них являются: верховенство, единство, всеобщность и универсальность, принудительность и обязательность. Благодаря таким свойствам, отражающим и конкретизирующим ее специфическую природу, государственная власть служит основным средством управления разнообразными социальными процессами в любом государстве. Эти свойства можно назвать универсальными, которые подходят для классового общества, а также и правового государства.

  Верховенство  государственной власти означает официальное  расположение ее на высшей ступени  иерархии управляющих в данном государстве  подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В ней преломляется государственный суверенитет, по крайней мере, постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

  Единство  государственной власти коренится  в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства. Она по существу проявляется в законодательной, исполнительной и судебной ветвях.

  Всеобщность и универсальность государственной  власти – взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер, как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации, можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

  Государственная власть как официальный представитель  общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну, как во внутренних, так и во внешних отношениях.

  Принудительность  и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

  Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

  Исходя  из теории разделения властей, необходимо дать характеристику трем ветвям государственной власти. 

                2.3. Реализация государственной власти. 

  Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространенной является деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая – по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья – это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная, в широком смысле, форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

  Проблема  договорных отношений в государственном  управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции  развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений.

  Одна  сторона договорных отношений –  государственный орган, другая сторона договорных отношений – общественная организация. Государственный орган, конечно, не может побудить последнюю к выполнению взятых обязательств. В то же время как договор (соглашение) от имени общественной организации заключает, как правило, ее постоянно действующий выборный орган, то он ответствен перед ней в лице ее общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осуществить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в отношении их ответственность негосударственного характера7.

  Реализация  государственной власти осуществляется в виде различных организационных действий государственного аппарата.

  Государственный аппарат представляет собой систему  органов государства, через которые осуществляются его властные полномочия, функции.

  В основе построения и функционирования государственного аппарата в современных государствах предполагаются его четкое внутреннее строение, формы и методы деятельности, которые составляют единую систему.

  Однородные по своим функциям, структуре, видам выполняемой государственной деятельности различные государственные органы объединяются в отдельные, относительно самостоятельные структурные блоки, выступающие в качестве частных систем (подсистем) по отношению к общей системе государственных органов (госаппарату). Основными подсистемами государственного аппарата в Республике Беларусь являются:

  1. Органы государственной власти (парламент, местные органы власти, избираемые народом). В Республике Беларусь – это Национальное Собрание, местные Советы депутатов.
  2. Органы исполнительной власти. В Республике Беларусь – Правительство, министерства и ведомства, органы исполнительной власти в областях, городах, районах, поселках.
  3. Органы правосудия Конституционный Суд, Высший Хозяйственный суд, Верховный Суд, областные, городские, и районные суды – общей компетенции. Специальной компетенции – хозяйственные суды в г. Минске, областях, военные суды.
  4. Органы государственного контроля и прокуратуры.

Информация о работе Механизм государства и его структура