Механизм государства и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Оглавление

Введение 3
1.Понятия, структура механизма государства и его признаки. 4
2.Понятие государственного аппарата его признаки и принципы. 7
2.1.Основные понятия аппарата государства. 7
2.2.Понятие и основные свойства государственной власти. 9
2.3.Реализация государственной власти. 10
3.Теория разделения властей. 13
3.1.Зарождение института разделения властей. 14
3.2.Возникновение и развитие теории разделения властей. 15
3.3.Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 18
Заключение 21

Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

  Первой  научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать  работу Дж. Локка (1632-1704) . Локк в своих  взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

  “Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства” , — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти” .

  Развил  до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. -Л. Монтескье (1689-1755) . Еще в 1721 году в своих “Персидских письмах” он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд “О духе законов” (работа над которым шла около 20 лет) , в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей. Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга” . Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть) . “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их” . “Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем” . Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

  Доктрина, созданная Ш. -Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести. Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день. Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская декларация прав человека (1789 г.) .Декларация независимости Североамериканских соединенных штатов. 

  Идеи, положенные в основу Американской декларации, пришли преимущественно из Старого света. Вполне естественно, что война освободительных революций, начатая во Франции, несла те же идеи, которые были и в Новом свете. Декларация была принята 4 июля 1776 года вторым Континентальным конгрессом в период Войны за независимость в Северной Америке. Ее автором является Томас Джефферсон.“Все люди равны от рождения, — провозглашает Декларация, — они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами; среди них право на жизнь, на свободу, на личное счастье” . Только для ограждения этих и иных прав учреждается государство. Как только государственная власть перестает служить этим целям, она перестает быть легитимной. Декларация 1776 года подтверждает верность принципам равенства и свободы, наличие у каждого человека неотчуждаемых прав, включающих право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав, — говорится в Декларации, — учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых” . Учреждение новой объединенной власти вызвало и установление гарантий против ее возможного посягательства на свободу. Соответственно в декларации провозглашается, что, если власть, учрежденная для защиты прав, становится на пути их попрания, “то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью” .

  По декларации государственную власть в масштабах  конфедерации осуществлял конгресс, в котором были представлены все 13 штатов, причем каждый из них имел один голос. Конгресс имел право заключать мир и объявлять войну, формировать вооруженные силы и вступать в союзы, чеканить монету и некоторыми другими полномочиями. Однако все наиболее существенные полномочия конгресс мог осуществлять с согласия не менее 9 штатов из 13. Конфедерация почти не располагала средствами, позволявшими ей принудить штаты к исполнению ее решений. Практика функционирования конфедеральной власти очень быстро выявила ее полную несостоятельность. Назревали острые конфликты между штатами. Необходимы были срочные меры по спасению положения, но осуществить их без достаточной прочной и эффективной власти было невозможно.

  В 1787 году в Филадельфии собрался Конвент, в котором приняли участие 55 делегатов, представлявших 12 из 13 штатов. Председателем конвента был избран Дж. Вашингтон. На заседании конвента было принято решение о создании новой конституции. 17 сентября 1787 г. Конституция США вступила в силу. 

      3.3 Разделение властей  в парламентарных  монархиях и республиках. 

  Разделению властей в парламентских республиках можно посвятить еще одну работу, поэтому Я остановлюсь только на краткой характеристике института разделения властей в парламентарских монархиях и республиках.

  Все современные  демократические теории государства и права признают народ единственным носителем и источником власти. Власть народ осуществляет как непосредственно (референдум, народная законодательная инициатива) , так и через своих представителей. Таким органом народного представительства, которому доверяется решение самых важных государственных дел и установление законов государства, является парламент.В триаде властей (законодательная, исполнительная и судебная) парламент — носитель законодательной власти и высший представительный орган — занял первое место. Как уже отмечалось выше, в Европе доминируют государства с парламентской формой правления. При этом важно иметь в виду, что к числу стран с парламентской формой правления принадлежат как монархические, так и республиканские государства. (В Западной Европе их взаимоотношение примерно равно. Из 12 государств, входивших в 1994 году в европейский союз, 6 — республики и 6 — монархии.) Во всех парламентарных республиках и монархиях главными институтами, образующими конституционный механизм власти, являются: глава государства, парламент, правительство, высшие судебные органы. Они представляют определенную ветвь власти и обладают необходимой предметной компетенцией. Вполне естественно, что орган законодательной власти осуществляет полномочия, связанные с разработкой и принятием законов. Правительство управляет государственными делами и обеспечивает исполнение законов. Суд осуществляет правоприменительную деятельность. На него возложена защита прав и интересов каждого человека от любых преступных посягательств. Его главное назначение — быть стражем личной свободы.

  На практике реальная схема разделения властей, механизм реализации этого принципа выглядит намного сложнее. Связанно это с тем, что в данной группе стран, в отличии от президентских  республик, разделение властей проводится не столь жестко. Взаимопереплетение функций и компетенций законодательной и исполнительной власти иногда столь значительно, что позволяет порой усомниться в реальности осуществления этого принципа. Все это дает право на точку зрения, что в действительности разделение властей в парламентских странах отсутствует. Посмотрим, как обстоит дело на практике.

  Во всех странах с парламентской формой правления имеется, как правило, единоличный глава государства — монарх или президент. Его положение обычно описывается формулой: “Царствует, но не управляет” . Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Его полномочия осуществляют другие государственные органы, в основном правительство. Однако глава государства пользуется большим авторитетом. Вот почему, говорят. Что в этих странах глава государства обладает не властью, а влиянием. Порядок замещения главы государства различен в монархиях и республиках. Монарх занимает свой пост пожизненно.

  В парламентарных республиках главой государства является президент. Он высшее должностное лицо государства и верховный представитель страны. Он избирается на определенный срок. (Правда, известны случаи пожизненного избрания президента.) В отличие от президентских республик и стран со смешанной формой правления в парламентарных странах президент избирается, как правило, не населением непосредственно (хотя есть и исключение, например, Австрия, Ирландия, Португалия) , а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев.

  Конституционные акты содержат обычно весьма широкий  перечень полномочий, принадлежащих  главе государства. Так, согласно Конституции Испании, король является и законодателем, и руководителем исполнительной власти, и главой администрации президента и вооруженных сил. Но в действительности король Испании ни одно из этих полномочий не осуществляет самостоятельно. Монарх — политически не ответственное лицо. Его акты не имеют никакой законной силы, если не скреплены подписью главы правительства или, в зависимости от конкретного решаемого вопроса, иного высшего должностного лица. (Это так называемый институт контрасигнатуры.) Глава государства в парламентских монархиях и республиках, действительно пользуется не властью, а влиянием. Тем не менее, это влияние порой столь значительно, что может воздействовать на процесс формирования ведущих государственных институтов. А это в свою очередь, сказывается на механизме реализации принципа разделения властей. Носителем законодательной власти в рассматриваемых странах является парламент. Его положение в системе государственных органов определяется тем, что он является высшим представительным органом. Большинство парламентов имеют двухпалатную структуру. Порядок формирования палат в разных странах различен. Нижняя палата состоит всегда из депутатов, избираемых путем свободного, тайного, всеобщего, равного избирательного права. Верхняя палата формируется по другим принципам. Так в федерациях это представители субъектов федерации, а в Англии, например, верхнюю палату представляют пэры и духовная верхушка, что является пережитком сословно-представительной монархии.

  В странах  с парламентарными формами правления  партии играют исключительно важную роль во всей деятельности парламента. В некоторых странах именно лидер победившей партии становится премьер-министром страны. При всех особенностях политической и организационной структуры парламента и его палат довольно отчетливо прослеживается тенденция — не допустить, чтобы партия, явно доминирующая в парламенте, полностью подчинила себе руководящие и вспомогательные органы и саму процедуру работы. Определенная система противовесов действует и в данном случае. Мнения и голос меньшинства обязательно должны быть услышаны. В этом одна из характерных особенностей парламентской демократии. Особую важную часть полномочий парламента составляет его участие в формирование других государственных органов и контроль за деятельностью исполнительной власти. В странах с парламентарными формами правления представительный орган всегда имеет решающую роль в формировании правительства. Также правительство подотчетно перед парламентом. К числу наиболее распространенных и известных форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти относятся устные и письменные вопросы депутатов, интерпелляции, контрольные и следственные комиссии, институт парламентской ответственности правительства. 

Парламент также  имеет ряд полномочий в сфере  внешней политики и обороны. К  компетенции представительного  органа относятся вопросы войны  и мира. На основе закона осуществляется ратификация международных договоров и соглашений. 

Объем полномочий, осуществляемых высшим представительным органом во всех парламентских государствах. Остается весьма значительным. Парламент повсеместно, несмотря на определенное ограничение его властных полномочий или их фактическое урезание, продолжает быть важнейшим элементом всей системы разделения властей. 

Носителем исполнительной власти во всех странах с парламентской  формой правления является правительство. Независимо от названия — совет министров, кабинет, федеральный совет, государственный совет и т.п. — оно всегда остается коллегиальным органом, осуществляющим функции управления государственными делами. Правительство должно обеспечить исполнение законов, и оно руководит государственными делами. Конечно, стратегические цели и задачи государства призван определять парламент. В настоящее время правительство, как правило, обладает законодательной инициативой. За правительством или даже за главой закрепляются также важнейшие полномочия, как выработка национальной политики и ее осуществление. В связи с этим многие исследователи предпочитают использовать термин не “исполнительная” , а “правительственная” власть.

Информация о работе Механизм государства и его структура