Семинар №3
Тема: « Механизм государства. Его структура»
- Механизм (аппарат) государства. Понятие, признаки и виды государственных органов.
1. Понятие и особенности
государственного механизма
Функции государства реализуются
через государственный механизм.
В юридической литературе понятие
«механизм государства» не является
однозначным. Одни ученые под механизмом
государства понимают аппарат государства,
т.е. систему его органов, с помощью
которых осуществляется государственная
власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко);
другие включают сюда органы государства
и государственные организации.
При этом различаются два вида
государственных организаций: 1) осуществляющие
охранительную функцию государства
(вооруженные силы, полиция, разведка,
спецслужбы, пенитенциарные учреждения);
2) реализующие экономическую и
социально-культурную функции (образовательные,
научно-исследовательские учреждения,
предприятия связи, транспорта и
др.). Органы государства образуют государственный
аппарат. Включение государственных
организаций в механизм государства
обусловлено тем, что государство
не только является политической организацией,
но и выполняет экономическую, культурную,
социальную и иные функции. Государственные
организации непосредственно претворяют
в жизнь государственно-властные
предписания и создают материальные
и духовные блага. Таким образом,
механизм государства понимается в
двух аспектах: в узком смысле -- как
органы государства и в широком -- как совокупность государственных
органов и учреждений. Принято выделять
следующие особенности механизма государства:
1) это целостная иерархическая
система государственных органов
и учреждений. Целостность обеспечивается
едиными принципами организации
и деятельности, едиными задачами
и целями;
2) первичные структурные
звенья механизма составляют
государственные органы и учреждения;
3) механизм служит средством
осуществления государственной
власти и функций государства;
4) для обеспечения государственно-властных
велений механизм имеет непосредственные
орудия принуждения -- тюрьмы, вооруженные
силы и др.;
5) сложность и многообразие
органов государства и государственных
организаций.
Структура механизма изменчива
и во многом зависит от изменения
задач управления, которые стоят
перед государством на том или
ином этапе его развития. Важнейшим
структурным элементом механизма
является орган государства. В отличие от государственных
учреждений орган государства характеризуется
следующими признаками:
а) представляет собой автономную
часть государства, которая учреждается
в установленном законом порядке
(посредством выборов, назначения и
др.);
6) наделен властными полномочиями
определенного содержания и объема,
которые закреплены в нормативных
правовых актах;
в) имеет право издавать
обязательные к исполнению акты (нормативные
правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение
в случаях и в объеме, устанавливаемых
в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными
функциями, которые нередко не совпадают
с функциями государства и
осуществляются в специфических
организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных
служащих, имеющих особый статус и
выполняющих свои полномочия на профессиональной
основе.
Система государственных
органов и учреждений, посредством
которых осуществляются задачи и
функции государства, именуется
государственным аппаратом. Для
выполнения своих функций и задач
органы государственной власти наделены
властными полномочиями. На структуру
государственного аппарата и принципы
его формирования оказывают влияние различные
факторы исторического, культурного, экономического,
политического и иного характера. На каждом
этапе исторического развития общества
в зависимости от тех конкретных задач
и функций, которые выполняет государственная
власть, могут меняться характер и структура
государственного аппарата, его органов.
В демократическом правовом обществе
сущность государства, его органов выражается
в обеспечении прав и свобод личности,
безопасности граждан и общества в целом.
Основным структурным элементом государственного
аппарата является государственный орган.
Каждый орган государственной власти
представляет собой относительно самостоятельное,
структурно обособленное звено государственного
аппарата, осуществляющее строго определенные
функции, регламентируемые законодательством.
Органы государственной власти обладают
рядом таких характерных качеств или признаков,
которые позволяют отличать их от других
органов негосударственных общественно-политических
организаций. Во-первых, порядок организации
и деятельности органов государственной
власти основан на единстве правовых принципов,
закрепленных в конституции страны и других
законодательных актах. Во-вторых, органы
государственной власти для выполнения
возложенных на них функций и задач наделены
государственно-властными полномочиями.
В-третьих, между органами государственной
власти и функциями государства существует
тесная обратная связь. В-четвертых, органы
государственной власти для обеспечения
возложенных на них задач и функций располагают
необходимыми материальными средствами.
Государственный аппарат включает в себя
систему органов государственной власти,
посредством которых осуществляется государственное
управление обществом. Органы государственной
власти выступают от имени государства,
представляя государство в целом как в
международных, так и во внутригосударственных
отношениях. Решая конкретные задачи и
выполняя функции в определенных областях
общественной жизни, органы государственной
власти таким образом участвуют в решении
наиболее общих задач государства в осуществлении
его функций. Органы государственной власти
взаимосвязаны общими правовыми принципами.
Они выполняют функции и задачи государства
в соответствии со своими полномочиями.
Органы государства имеют единую правовую
базу, а порядок их организации и деятельности
определяется конституцией страны и другими
нормативно-правовыми актами.
Принципы организации
и деятельности органов государственной
власти
Правовые принципы организации
и деятельности органов государственной
власти следующие:
1. Приоритет прав и
свобод человека и гражданина.
Их непосредственное действие; обязанность
государственных органов и должностных
лиц признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина. Человек, его права
и свободы по Конституции --
высшая ценность, поэтому Конституция
ограничивает государственную власть,
обязывая ее признавать, соблюдать
и защищать эти права, допуская
их ограничение только временно
и в особо предусмотренных
Конституцией исключительных случаях.
Конституционная обязанность государства
соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина
состоит в создании условий
для их реализации и механизма
их защиты. Обеспечение таких
условий и защита прав и
свобод человека и гражданина
входят в функции всех органов
государственной власти и органов
местного самоуправления. Конституция
также устанавливает, что права
человека и гражданина являются
непосредственно действующими и
определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием.
Деятельность органов государственной
власти, должностных лиц, органов
местного самоуправления должна
быть подчинена обеспечению прав
и свобод человека и гражданина.
При несоблюдении этого принципа
вступает в действие механизм
судебного конституционного контроля
и судебной защиты прав и
свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд Российской
Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона,
применённого или подлежащего
применению в конкретном деле.
Развивается также практика прямого
применения Конституции, прежде
всего в сфере защиты прав
и свобод граждан и в деятельности
других звеньев судебной власти
-- судов общей юрисдикции и
арбитражных судов. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
в суд могут быть обжалованы
решения и действия (или бездействие)
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц и государственных
служащих, посягающие на права и свободы
граждан. Принцип народовластия. Принцип
народовластия проявляется в демократической
организации государства, органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
республиканской форме правления, при
которых носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
выступает ее многонациональный народ.
Это означает, что все конституционные
правомочия органов государственной власти
и органов местного самоуправления исходят
от народа. Народ осуществляет свою власть
непосредственно в форме всеобщего голосования
(референдума), а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
2. Верховенство Конституции.
Конституция имеет высшую юридическую
силу и прямое действие. Ее
верховенство гарантируется Конституционным
Судом Российской Федерации. Органы
государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица должны сверять свои юридически
значимые действия, прежде всего
с Конституцией, руководствоваться
ею. Нормы Конституции имеют непосредственное
применение. Это означает, что органы законодательной
власти при разработке и принятии законов
должны руководствоваться конституционными
положениями, т.е. эти законы не должны
противоречить нормам Конституции. А органы
исполнительной и судебной власти при
применении законов в первую очередь должны
руководствоваться нормами Конституции.
3. Принцип разделения
властей. Одной из незыблемых
основ конституционного строя
демократического правового общества
является осуществление государственной
власти на основе разделения
на законодательную, исполнительную
и судебную. Целями принципа разделения
государственной власти являются,
во-первых, упорядочение работы государственного
аппарата, в том числе специализированные
направления деятельности органов
государственной власти и, во-вторых,
недопущение концентрации государственной
власти в одних и тех же
органах, чтобы не было произвола
и злоупотребления этой властью.
Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны при
осуществлении своих конституционных
полномочий. Система разделения властей
не нарушает единства государственной
власти, а, наоборот, создает определенное
равновесие (баланс) между самостоятельными
ветвями государственной власти при осуществлении
своих полномочий. Разделение государственной
власти реально существует, прежде всего,
на уровне народовластия, прямого или
представительного, выражаемого органами
законодательной, исполнительной и судебной
власти в форме осуществления своих конституционных
функций, а также взаимодействия, взаимного
контроля, «сдержек и противовесов» между
ними. Законодательные органы издают законы,
на основании которых действуют органы
исполнительной и судебной власти, осуществляют
бюджетный контроль, назначают или утверждают
должностных лиц органов исполнительной
и судебной власти. Органы исполнительной
власти претворяют в жизнь принятые органами
законодательной власти законы. Глава
государства (президент) утверждает и
публикует принятые парламентом законы,
вносит в парламент законопроекты, назначает
судей, членов правительства, осуществляет
помилование и т. д. Органы судебной власти
осуществляют правосудие, применяя законы
при решении конкретных дел. Высшие органы
судебной власти также дают толкование
Конституции. А при несоответствии конституции
предписаний законов и других нормативно-правовых
актов, признают их не имеющими юридической
силы.
4. Принцип законности -- основной
метод осуществления деятельности
органов государственной власти.
Принцип законности в деятельности
органов государственной власти
означает, во-первых, что все органы
государства и их должностные
лица должны действовать строго
в рамках закона, во-вторых, обеспечивать
исполнение законов всеми подчиненными
организациями и учреждениями, в-третьих,
обеспечивать охрану и защиту
прав и свобод граждан. Принцип
законности закреплен в ст. 15 Конституции
Российской Федерации, где сказано: «Органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституции
и законы». При осуществлении своих полномочий
в отношении государственных органов
действует принцип: запрещено все то, что
не разрешено законом.
5. Принцип федерализма
в организации и деятельности
органов государственной власти
означает, что:
все государственные органы
образуют единую систему органов
государственной власти;
между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации разграничены
предметы ведения (полномочия) -- вопросы
исключительного ведения Феде рации,
вопросы совместного ведения, вопросы
исключительного ведения субъектов
Российской Федерации;
во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
равноправны между собой;
субъекты Федерации самостоятельно
устанавливают собственную систему
органов государственной власти;
субъекты Федерации участвуют
в формировании федеральных органов
государственной власти (выборы Президента
Российской Федерации, депутатов.
Государственной Думы Федерального
Собрания, представительство в Совете
Федерации Федерального Собрания, участие
в формировании судейского корпуса, дача
согласия на назначение прокурора субъекта
Федерации и др.).
6. Принцип равного доступа
граждан к государственной службе.
Конституция Российской Федерации
закрепляет, что граждане Российской
Федерации в соответствии со
своими способностями и профессиональной
подготовкой имеют равный доступ
к государственной службе. При
приеме на государственную службу
и при ее прохождении не
допускается каких бы то ни
было прямых или косвенных
ограничений или преимуществ
в зависимости от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
или должностного положения, места
жительства, наличия или отсутствия
гражданства субъектов Федерации,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным
объединениям, созданным в порядке,
предусмотренном Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
Это положение полностью соответствует
п. «с» ст. 25 Международного пакта
о гражданских и политических
правах, согласно которому каждый
гражданин должен иметь без
какой бы то ни было дискриминации
и без необоснованных ограничений
право допускаться в своей
стране на общих условиях равенства
к государственной службе. Вакантная
государственная должность замещается
на конкурсной основе с учетом профессиональной
подготовки и личных качеств.