Конституция Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 68.61 Кб (Скачать)

Во-вторых, возложение на всех, кто находится на территории Республики Беларусь обязанности соблюдать  Конституцию и законы.

В-третьих, само содержание Конституции таково, что она создает  условия для демократического развития страны без революций и потрясений. Важно только, чтобы лица, находящиеся  у власти, все граждане строго руководствовались  конституционными предписаниями. В  этих целях в Конституции закреплена система сдержек и противовесов.

Для исключения каких-либо предпосылок  к насильственному изменению  конституционного строя, а значит и  в конечном итоге самой Конституции, в ее тексте установлен ряд запретов. Например, запрещается создание и  деятельность политических партий и  других общественных объединений, имеющих  целью насильственное изменение  конституционного строя либо ведущих  пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Немаловажное значение в  гарантировании обеспечения политических прав и свобод граждан имеет тот  факт, что особые обязанности Конституция  возлагает на государственные органы и должностные лиц.

Например, Конституционный  Суд Республики Беларусь неоднократно в своих решениях обращал внимание на то, что согласно ст. 59 Конституции  государство обязано принимать  все доступные ему меры для  создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного  осуществления прав и свобод граждан  Республики Беларусь, предусмотренных  Конституцией, в том числе политических.

Кроме того, предусмотрен ряд  санкций по отношению к государственным  органам, нарушающим Конституцию и  принятые в соответствии с ней  законы, включая роспуск, отставку, привлечение к ответственности.

Важнейшим гарантом в обеспечении  прав и свобод граждан выступает  также Президент Республики. Эта  же миссия возложена и на Парламент  и его органы. Однако в системе  государственных органов выделяется специализированный орган, основная задача которого обеспечивать соответствие Конституции  всех иных нормативных актов, т.е. осуществление  конституционного контроля, которую  выполняет Конституционный Суд.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право гражданина и самому защищать свои права и  свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных  лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных  организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.)

Нарушение прав и свобод может сопровождаться причинением  вреда человеку. Конституционная  гарантия в таких случаях состоит  не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения  прав и свобод. Отдельные виды ответственности  за причиненный вред закреплены в  специальном законодательстве.

Гражданин может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные  органы государства лишены права  принимать законы, отменяющие или  умаляющие эти права и свободы. Конституция же гарантирует незыблемость прав и свобод, служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или  любое снижение уровня гарантий тех  или иных прав и свобод требует  созыва Конституционного Собрания.

Таким образом, Конституция  содержит гарантийный механизм обеспечения  прав, свобод и обязанностей граждан, где в качестве конституционных  гарантий выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции Республики Беларусь, в частности подчеркивается, что никто не может быть принужден  к исполнению обязанностей, не предусмотренных  Конституцией и законами республики. Государство обязуется принимать  все доступные ему меры для  создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления  прав и свобод граждан.

То есть Конституция Республики Беларусь устанавливает, регулирует наиболее важные, принципиальные общественные отношения между гражданином  и государством, личностью и обществом  в трех основных сферах: в социально-экономической, в области политических прав и  свобод, а также в области личных прав свобод граждан. Именно эти три  сферы взаимоотношений наиболее полно отражают действительное положение  гражданина в обществе, составляют его реальную общественно-экономическую  основу.

В разделе третьем фиксируются  основные положения, касающиеся избирательной  системы и референдума. Нередко  в конституциях других стран эти  положения отсутствуют.

Раздел четвертый, посвященный  статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях  Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации  и деятельности, полномочий местных  Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими  властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов —  Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие  строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов и  указов, иных нормативных актов подведомственными  Правительству и некоторыми другими  органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением  бюджета, использованием государственной  собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения  места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались  в Законе от 15 марта 1994 г. "О порядке  вступления в силу Конституции Республики Беларусь". Данный раздел Конституции  позволяет правовыми средствами обеспечить "переход" к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением  в действие Конституции. В этом разделе  есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов .

Весь текст Конституции  состоит из 146 статей и ее положен  необходимо трактовать в системной  взаимозависимости.

Конституция является главным, основным законом государства. Это  значит, что на ее основе формируется  вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция  государственных органов. По этой причине  конституцию нередко называют ядром  правовой системы. Часто в самой  конституции указывается, в каких  случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений  должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста  раз. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую  компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового  регулирования. В конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.

Благодаря закрепленному  в конституции правовому статусу  органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое  свойство. Соответствующие правила  закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

В связи с закреплением в части второй статьи 137 Конституции  принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам несомненно можно сделать вывод  и о верховенстве Конституции  по отношению к актам Правительства.

В части третьей вышеназванной  статьи получил некоторое развитие принцип разделения властей (ст. 6, 83, 97 и др.), самостоятельности государственных  органов. Каждый орган государственной  власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь  исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе: такое право может вытекать непосредственно из содержания текста Конституции. Именно с учетом этого  подхода и сформулирован соответствующий  принцип. Логичным в этой ситуации было бы закрепите в законе о Конституционном  Суде Республики Беларусь права Конституционного Суда разрешать споры о компетенции  государственных органов. Однако и  при отсутствии такого права несоответствие декретов, указов, законов Конституции, а также взаимная иерархическая  подчиненность в каждом конкретном случае могут быть проверены в  Конституционном Суде Республики Беларусь.

Вопрос об изменении и  дополнении Конституции рассматривается  палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан  Республики Беларусь, обладающих избирательным  правом.

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов  о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты палата может рассматривать лишь по предложению  Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Таким  образом, в энном случае требуется  инициатива от специально уполномоченного  на то субъекта. Органы и лица, указанные  в ст. 99 Конституции, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед  Палатой представителей о корректировке  Конституции либо ее толковании.

Процедура внесения Президентом  в Палату представителей проектов законов  о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции  в принципе аналогична внесению проектов законов. Что же касается народной инициативы, т.е. когда соответствующее предложение  исходит от 150 тыс. граждан Республики Беларусь, то в законе следовало  бы предусмотреть порядок и сроки  сбора подписей в поддержку проекта. Сейчас, видимо, по аналогии можно использовать процедуру для сбора подписей, предусмотренную для подготовки проведения референдума. Согласно ст. 167 Регламента Палаты представителей, если предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рассматривается в соответствии с Регламентом, за исключением визирования, согласования с субъектом права законодательной инициативы и приложения к законопроекту необходимых материалов.

Согласно ст. 139 Конституции  закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после  двух обсуждений и одобрений Парламентом  с промежутком не менее 3 месяцев.

Положение о том, что изменение  или дополнение Конституции может  осуществляться только после двух обсуждений и одобрений (голосований) с обязательным промежутком времени между ними, известно мировой конституционной  практике. Такой порядок внесения изменений в Конституцию получил  название "двойной вотум". Смысл  этой процедуры в том, что депутаты должны еще раз подумать, необходимы ли те изменения, за которые они первый раз проголосовали, не являются ли они  конъюнктурными и, возможно, недостаточно продуманными.

Интервал между окончанием первого и началом второго  чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее 3 месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так  и при втором обсуждении будет  идентичным. В противном случае будет  нарушение указанного конституционного требования.

Согласно Регламенту Палаты представителей проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты Представителей и другим субъектам, обладающим правом законодательной  инициативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию  докладывается в Палате представителей Президентом Республики Беларусь или  его представителем. Если проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его  согласно Регламенту Палаты представителей докладывает Председатель Палаты представителей или его заместитель. Такой подход не является правомерным, т.к. речь идет о народной инициативе и предпочтительнее, чтобы от имени инициатора выступил уполномоченный на то представитель, например, руководитель инициативной группы.

Информация о работе Конституция Республики Беларусь