Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………
Решение о прекращении обсуждения по проекту закона принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.
В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность. Запрет на изменение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране).
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, I о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).
Учитывая специфичность субъектов, в Регламенте Палаты представителей предусмотрено, что проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом либо его представителем. Если же проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей либо его заместитель. В последнем случае не вполне правомерно лишение представителя граждан, инициирующих корректировки Конституции, докладывать проект на сессии Палаты представителей.
В части третьей статьи
140 Конституции в целях
К сожалению, у нас нет практики толкования Конституции. В 1997 году был лишь единственный случай, когда Парламент по предложению Президента принял конституционный закон о толковании Конституции. В случае отсутствия ясности, противоречивости практики применения конституционных норм следовало бы чаще Парламенту пользоваться данным правомочием.
Парламенту принадлежит право аутентичного толкования Конституции и законов. В Основном Законе закреплено право толковать Конституцию. В отличие от казуального толкования Основного Закона Конституционным Судом толкование Конституции Парламентом может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм и при отсутствии спора.
Под толкованием (интерпретацией) понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Только после уяснения смысла нормы должно следует толкование содержания акта. При этом необходимо достоверно и обоснованно раскрыть материальное содержание норм Конституции или закона, которые вызвали противоречивое мнение.
С принятием нового Основного Закона, когда закрепленные в Нем правила имеют прямое действие, неизмеримо возрастает ценность правильного их уяснения и как следствие — точная интерпретация.
Толкование Конституции, закона обеспечивает их устойчивость. Например, стабильность Конституции США во многом изменяется активной ролью Верховного Суда этой страны в интерпретации ее норм. Адекватно отражая смысл конституционных норм в конкретных исторических условиях, акты толкования снимают необходимость ее корректировки.
В целях повышения значимости
актов о толковании Конституции
в ней закреплено, что они принимаются
квалифицированным большинством голосов
депутатов Парламента. Это исключает
девальвацию конституционных
Толкование Конституции
(закона) не должно противоречить самому
толкуемому акту и не должно создавать
новых правоотношений. Вполне допустимо,
чтобы рассмотрению вопроса о
толковании акта или его отдельных
положений предшествовало рассмотрение
и принятие решений Парламента по
вопросу о целесообразности внесения
необходимых изменений и
Акт о толковании должен вступать в действие со дня вступления в действие толкуемого акта. Хотя мы не исключаем, что вопрос об определении даты введения его в действие должен принадлежать органу, толкующему акт (Парламенту, Конституционному Суду), если иное не предусмотрено Конституцией. Например, необходимость учитывать требования части шестой ст. 104 Конституции.
Толкование Конституции (закона) должно даваться парламентом в форме закона (в первом случае - конституционного), а Конституционным Судом - в виде заключения.
Для практики важное значение
имеет решение вопроса о судьбе
уже вынесенных судебных решений, основанных
на ином понимании толкуемого акта
(в том числе и Конституции),
чем оно было дано в акте о толковании.
По существу речь идет о соотношении
аутентического нормативного толкования
акта (т.е. дачи толкования самим же
органом, издавшим толкуемый акт
или соответствующим
2.3 Особенности белорусской Конституции
Конституция Республики Беларусь
является системным выражением Беларуси
как европейского государства. Все
наиболее важные европейские конституционные
ценности в ней восприняты. Действующая
редакция Конституции Республики Беларусь
устанавливает эффективную
Потенциал Конституции высок
в силу закрепленных в ней не только
юридических норм, но и принципов,
имеющих базовый характер. Вся
правовая пирамида должна быть выстроена
на основе Конституции. Тогда можно
обеспечить системность и
Как в экономике, так и в праве должен быть прогноз последствий введения в действие нормативного правового акта. Инициатор проекта должен, по прошествии трех - шести месяцев, проинформировать вышестоящий субъект власти о том, насколько такой прогноз сбылся. (источник).
Действующая Конституция и законодательство не исключают иные, чем практикуемые, более эффективные формы контроля представительных органов за исполнением законов. В этой части потенциал надо использовать более эффективно.
При установлении юридической ответственности меры взыскания должны быть сбалансированными; ответственность должна быть соразмерной правомерно достигаемым целям (см. Ст.23 Конституции).
Конституционный контроль - важнейшее средство обеспечения нормотворчества, отвечающего современному уровню развития государства. В этот процесс должны включиться не только Конституционный суд, но и Совет Республики как палата территориального представительства, прокуратура, суды (районные, городские, областные).
Составной частью идеологии белорусского государства должна стать правовая идеология. Ученым и практикам следует объединить свои усилия не в поиске умозрительных истин, а в решении актуальных проблем современного развития белорусского государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив правовые
аспекты, касающиеся Конституции как
основного закона Республики Беларусь,
можно сделать следующие
1. Термин «конституция»
был известен еще в Древнем
Риме: так называли акты императора,
имевшие высшую юридическую
2. Дата принятия конституции
в истории любого государства
представляет собой важнейшую
веху, отмечающую переломный момент
его развития. Обычно конституция
не является актом
3. Конституция не является документом, выражающим абстрактную волю или общее согласие. Как и право в целом, конституция отражает влияние экономически и политически господствующих сил.
4. В настоящее время
в юридической литературе
Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).
5. Любая конституция обладает
совокупностью различных
6. Структура Конституции
представляет собой систему
7. Важнейшее значение
для определения места и роли
Конституции, формирования
8. Процедура внесения
Президентом в Палату
9. В целях исключения
какого-либо давления на волю
депутатов предусмотрена норма
о недопустимости изменения и
дополнения Конституции в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ