Конституция Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 68.61 Кб (Скачать)

Решение о прекращении  обсуждения по проекту закона принимается  большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена  норма о недопустимости изменения  и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную  стабильность. Запрет на изменение  Конституции в последние шесть  месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений  в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране).

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных  законов, акты о толковании Конституции  считаются принятыми, если за них  проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции  могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума  считается принятым, если за него проголосовало  большинство граждан, внесенных  в списки для голосования.

Законы о внесении изменений  и дополнений в Конституцию, I о  введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются  принятыми, если за них проголосовало  не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило  должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

Учитывая специфичность  субъектов, в Регламенте Палаты представителей предусмотрено, что проект закона о  внесении изменений и дополнений в Конституцию докладывается  в Палате представителей Президентом  либо его представителем. Если же проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей либо его заместитель. В последнем случае не вполне правомерно лишение представителя граждан, инициирующих корректировки Конституции, докладывать проект на сессии Палаты представителей.

В части третьей статьи 140 Конституции в целях обеспечения  ее большей стабильности и исходя из важности закрепленных основополагающих положений предусмотрено, что разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного  голосования. Таким образом, Парламент  не может принимать законы об изменении  Конституции. Вместе с тем не исключается  право Парламента дополнять указанные  разделы, однако такие дополнения не должны изменять суть содержащихся в  разделах I, II, IV, VIII положений.

К сожалению, у нас нет  практики толкования Конституции. В 1997 году был лишь единственный случай, когда Парламент по предложению  Президента принял конституционный  закон о толковании Конституции. В случае отсутствия ясности, противоречивости практики применения конституционных  норм следовало бы чаще Парламенту пользоваться данным правомочием.

Парламенту принадлежит  право аутентичного толкования Конституции  и законов. В Основном Законе закреплено право толковать Конституцию. В  отличие от казуального толкования Основного Закона Конституционным  Судом толкование Конституции Парламентом  может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм и при отсутствии спора.

Под толкованием (интерпретацией) понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Только после уяснения смысла нормы должно следует толкование содержания акта. При этом необходимо достоверно и обоснованно раскрыть материальное содержание норм Конституции или закона, которые вызвали противоречивое мнение.

С принятием нового Основного  Закона, когда закрепленные в Нем  правила имеют прямое действие, неизмеримо возрастает ценность правильного их уяснения и как следствие —  точная интерпретация.

Толкование Конституции, закона обеспечивает их устойчивость. Например, стабильность Конституции  США во многом изменяется активной ролью Верховного Суда этой страны в интерпретации ее норм. Адекватно  отражая смысл конституционных  норм в конкретных исторических условиях, акты толкования снимают необходимость  ее корректировки.

В целях повышения значимости актов о толковании Конституции  в ней закреплено, что они принимаются  квалифицированным большинством голосов  депутатов Парламента. Это исключает  девальвацию конституционных норм.

Толкование Конституции (закона) не должно противоречить самому толкуемому акту и не должно создавать  новых правоотношений. Вполне допустимо, чтобы рассмотрению вопроса о  толковании акта или его отдельных  положений предшествовало рассмотрение и принятие решений Парламента по вопросу о целесообразности внесения необходимых изменений и дополнений в подлежащий толкованию акт, которые  исключали бы необходимость принятия решения о толковании акта или его отдельных положений.

Акт о толковании должен вступать в действие со дня вступления в действие толкуемого акта. Хотя мы не исключаем, что вопрос об определении  даты введения его в действие должен принадлежать органу, толкующему акт (Парламенту, Конституционному Суду), если иное не предусмотрено  Конституцией. Например, необходимость  учитывать требования части шестой ст. 104 Конституции.

Толкование Конституции (закона) должно даваться парламентом  в форме закона (в первом случае - конституционного), а Конституционным  Судом - в виде заключения.

Для практики важное значение имеет решение вопроса о судьбе уже вынесенных судебных решений, основанных на ином понимании толкуемого акта (в том числе и Конституции), чем оно было дано в акте о толковании. По существу речь идет о соотношении  аутентического нормативного толкования акта (т.е. дачи толкования самим же органом, издавшим толкуемый акт  или соответствующим уполномоченным органом) и казуального толкования даваемого судами (общими, хозяйственными). Подход к определению их соотношения  должен быть следующий: аутентическое  нормативное толкование обладает верховенством. Этот вывод не противоречит мнению о том, что судебные прецеденты как источники права должны быть признаны в нашей республике, получить свое развитие. Однако они не могут доминировать по отношению к решению законодателя. И только Конституционный суд вправе проверить конституционность закона, принятого Парламентом, о толковании Конституции.

 

 

2.3 Особенности белорусской Конституции

 

Конституция Республики Беларусь является системным выражением Беларуси как европейского государства. Все  наиболее важные европейские конституционные  ценности в ней восприняты. Действующая  редакция Конституции Республики Беларусь устанавливает эффективную систему  власти, достаточно полный и современный  перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, оптимальный  уровень отношений между человеком, обществом и государством. Анализ конституционных принципов и  норм позволяет сделать вывод  о том, что, разумно и адекватно  руководствуясь Конституцией, можно  обеспечить высокий уровень нормотворчества, а отдавая ей приоритет (в случае возникших противоречий между Основным Законом и подконституционными  актами) - обеспечить соответствующее  Конституции правоприменение.

Потенциал Конституции высок  в силу закрепленных в ней не только юридических норм, но и принципов, имеющих базовый характер. Вся  правовая пирамида должна быть выстроена  на основе Конституции. Тогда можно  обеспечить системность и непротиворечивость всего массива законодательства.

Как в экономике, так и  в праве должен быть прогноз последствий  введения в действие нормативного правового  акта. Инициатор проекта должен, по прошествии трех - шести месяцев, проинформировать вышестоящий субъект  власти о том, насколько такой  прогноз сбылся. (источник).

Действующая Конституция  и законодательство не исключают  иные, чем практикуемые, более эффективные  формы контроля представительных органов  за исполнением законов. В этой части  потенциал надо использовать более  эффективно.

При установлении юридической  ответственности меры взыскания  должны быть сбалансированными; ответственность  должна быть соразмерной правомерно достигаемым целям (см. Ст.23 Конституции).

Конституционный контроль - важнейшее средство обеспечения  нормотворчества, отвечающего современному уровню развития государства. В этот процесс должны включиться не только Конституционный суд, но и Совет  Республики как палата территориального представительства, прокуратура, суды (районные, городские, областные).

Составной частью идеологии  белорусского государства должна стать  правовая идеология. Ученым и практикам  следует объединить свои усилия не в поиске умозрительных истин, а  в решении актуальных проблем  современного развития белорусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, изучив правовые аспекты, касающиеся Конституции как  основного закона Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы.

1. Термин «конституция»  был известен еще в Древнем  Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период  феодализма в Европе, но уже  для названия различных актов.  Современное значение термин  «конституция» приобрел в ходе  буржуазных революций.

2. Дата принятия конституции  в истории любого государства  представляет собой важнейшую  веху, отмечающую переломный момент  его развития. Обычно конституция  не является актом законодательного  произвола, ее принятие, как правило,  исторически обусловлено.

3. Конституция не является  документом, выражающим абстрактную  волю или общее согласие. Как  и право в целом, конституция  отражает влияние экономически  и политически господствующих  сил.

4. В настоящее время  в юридической литературе приводится  много определений конституции,  в основе их берется регулируемый  конституцией предмет, а также  ее место в системе правовых  актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция  — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной  власти и определяющий ее взаимоотношения  с обществом и гражданами (индивидуумами).

5. Любая конституция обладает  совокупностью различных свойств  -юридических, политических и  идеологических. Их соотношение  и степень выраженности в каждой  стране имеют свою специфику.  Степень их выраженности во  многом зависит от содержания  конституции. Указанные свойства  позволяют установить место конституции  в общей системе правовых источников  государства, определить ее влияние  на политическое, экономическое,  социальное, духовное развитие общества.

6. Структура Конституции  представляет собой систему группировки  конституционных норм и последовательное  их расположение. Конституционные  нормы включаются в разделы  и главы.

7. Важнейшее значение  для определения места и роли  Конституции, формирования всей  правовой системы с учетом  иерархии нормативных актов имеет  раздел VIII. В нем решаются вопросы  действия Конституции и порядка  ее изменения.

8. Процедура внесения  Президентом в Палату представителей  проектов законов о внесении  изменений и дополнений в Конституцию,  о толковании Конституции в  принципе аналогична внесению  проектов законов.

9. В целях исключения  какого-либо давления на волю  депутатов предусмотрена норма  о недопустимости изменения и  дополнения Конституции в период  чрезвычайного положения. Особые  условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24.11.1996 и 17.10.2004). - Мн.: Беларусь, 2004. - 91с.
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. No22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» // Газета "Звязда", 1998 г., No 242
  3. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. No196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» // Газета «Звязда», 1998 г., No 219.
  4. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1996 г. No818г-XIII «О порядке формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» // Ведамасцi Вярхо¡нага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., No 35, ст.635
  5. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. No361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Газета «Звязда», 2000 г., No 143-144.
  6. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. No3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., No 24, ст.463.
  7. Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. No651-XII «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» // «Народная газета», 1991 г.
  8. Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. No99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь» // Газета "Звязда", 1998 г., No 50
  9. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. No415-П/III «О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28.09.2001 No4/2560.
  10. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. - 832с.
  11. Василевич Г.А. Верховенство права как основополагающий конституционный принцип // Право Беларуси. - 2003. - No 13. - С.58
  12. Василевич Г.А. Конституционное правосудие как эффективный инструмент правового государства // Право Беларуси.- 2004 г. - No 15. - с.61
  13. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. -М.:Юристъ, 1995. - 448с.
  14. Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2000 г. – 118с.
  15. Кунцевич К.Н. Сравнительный конституционализм. – Мн.: МИУ, 2003.- 180с.
  16. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право. Курс лекций.– М.: Юрист, 2002 – 455с.
  17. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юстицинформ, 2004. – 512с.
  18. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. – 688 с.
  19. Основы идеологии белорусского государства./ Под обш. Ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491с.
  20. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.В. Решетникова. - Мн., 2002. – 213с.
  21. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. - Мн., 2003. – 439с.
  22. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. – М.: БЕК, 1996 – 399с.
  23. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004. – 700с.

Информация о работе Конституция Республики Беларусь