Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………
Духовные ценности, провозглашаемые
в конституциях недемократических
государств, исходят из признания
приоритета интересов общества и
государства над интересами человека.
Например, социалистические конституции
в качестве высших ценностей нередко
признают цели построения коммунизма
и другие постулаты марксистско-
Наконец, важной функцией конституции
является интеграционная, которая заключается
в том, что, комплексно регулируя
основы устройства общества и государства,
конституция устанавливает
2.1 Этапы формирования белорусской конституции
За всю историю развития
Беларуси было принято пять Конституций
(в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.г.). Первые четыре
Конституции Республики Беларусь безусловно
имели свои специфические черты,
однако, общим для них являлось
то, что они имели явно классовый
характер, закрепляли господствующей
лишь одну идеологию, исключали многопартийность,
многообразие форм собственности, все
было подчинено интересам вначале
социалистического, а затем и
коммунистического
В первый период Советской власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и крестьянами (трудящимися), а «эксплуататоры» ограничивались в правах. Классовый подход явно смягчился в период «развитого социализма», хотя все было подчинено интересам укрепления социалистических отношений и развития коммунизма. В области прав и свобод преобладали явно коллективистские начала. Воле большинства должны быть подчинены все, отдельный человек рассматривался в качестве «винтика» в сложной системе отношений в обществе.
Первая Конституция БССР
была принята 3 февраля 1919 года Первым
Всебелорусским съездом Советов (Приложение
А). Образцом для нее стала Конституция
РСФСР. Ее содержание было пронизано
идеей диктатуры пролетариата, которая
и была прямо закреплена в Конституции.
Провозглашено полновластие Советов,
создана принципиально новая
система государственных
В соответствии с Конституцией
БССР высшая власть в республике принадлежала
съезду Советов. В период между съездами
ее осуществлял Центральный
Были и прогрессивные
нормы, которые на практике к сожалению,
не всегда исполнялись. Провозглашена
свобода религиозной и
Вторая Конституция БССР
была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским
съездом Советов рабочих, крестьянских
и красноармейских депутатов (Приложение
В). К этому времени был образован
СССР, в 1924 году принята Конституция
СССР, явившаяся основой для принятия
республиками, вошедшими в его
состав, своих Основных Законов. Вторая
белорусская Конституция
Конституция БССР 1927 года на первый план также ставила права «трудящихся». «Не трудящиеся» лишались ряда прав, например, проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).
В середине 30-х годов ХХ
века в СССР было провозглашено построение
основ социализма. Социалистические
отношения стали
Трудящиеся БССР на протяжении пяти месяцев принимали активное, заинтересованное участие в обсуждении проекта Конституции СССР, одобренного затем 20 ноября 1936 года Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов, а 5 декабря 1936 года – Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. В Конституции фиксировалось, что Советский Союз является социалистическим государством рабочих и крестьян при ведущей роли рабочего класса и что политическую основу его составляют Советы депутатов трудящихся. Основной Закон вводил всеобщее избирательное право с прямым тайным голосованием без всяких ограничений, юридически закреплял равноправие всех граждан независимо от их национальности и расы, провозглашал свободу слова, печати, собраний, право объединения в общественные организации, что расширяло демократические права трудящихся.
В Конституции отмечалось,
что экономическую основу страны
составляют социалистическая система
хозяйства и социалистическая собственность
(государственная и
Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 года. В ней содержались основные политические положения Конституции СССР и подчеркивалось, что в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, в деле обороны БССР добровольно объединилась с другими равноправными советскими республиками в союзное государство – СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином СССР, а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялись одинаковые права с гражданами Белорусской республики. В Конституции БССР был отражен факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательных прав «не трудящихся», закреплено равенство граждан, расширен в целом круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы об обеспечении неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы в последствии на практике.
Таким образом, новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.
В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами государственного управления.
Однако следует отметить,
что элементы парламентаризации
оставались иллюзорными. Законодательствовал
фактически руководящий орган
Четвертая Конституция БССР
была принята Верховным Советом
БССР 13 апреля 1978 года. К этому времени,
в 1977 году, была принята Конституция
СССР, в которой было провозглашено
построение развитого социализма и
общенародного государства. По существу
эти положения нашли отражение
и в республиканской
Следует отметить, что Конституция 1978г. после десяти лет действия претерпела некоторые существенные изменения в 1989-1990г.г. В 1989 году были внесены крупные изменения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 году были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, приведшие к ликвидации монополии коммунистической партии на власть.
По предыдущей Конституции
Беларуси государство имело явно
выраженный авторитарный аспект. Начиная
с 1989 года прежнюю Конституцию
Конституция 1978 года в 90-е
годы ХХ века стремительно превращалась
в архаичный документ. Это в
решающей мере обуславливалось тем,
что в конце 80-х – начале 90-х
годов в общественном сознании с
новой силой встала проблема обретения
республиками бывшего СССР государственного
суверенитета, устранения монополии
одной партии на власть, утверждения
политического и
Изменения в Конституции 1978г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси.
27 июля 1990 года была принята
Декларация Верховного Совета "О
государственном суверенитете
Декларация стимулировала
принятие целого ряда новых законодательных
актов Республики Беларусь. Многие
ее идеи были включены в проекты
разрабатываемых нормативных