Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная сущность Конституции
2) Регулирующая роль и юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………
В дальнейшем, 25 августа 1991г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978г.
Объявление в 1991г. БССР независимым
государством явилось новым этапом
развития белорусской государственности
и требовало новой идеологии,
нового сознания и мышления. Сложностью
осмысления процессов преобразования
того времени в обществе и государстве
можно, очевидно, объяснить то длительное
время, которое прошло от принятия Декларации
о суверенитете БССР 1990г. до Конституции
1994г. Одновременно это доказывает новое
отношение к Конституции. В ней
должен был быть так или иначе
подведен итог процессам формирования
государства на иной социально-экономической
основе, закреплены ориентиры общественного
развития, его перспективы. Содержательность
Конституции свидетельствует о
том, что и разработчики, и обсуждавшие
и принимавшие Конституцию
В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994г. Согласно Конституции 1994г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.
В статье 6 Конституции было
закреплено разделение властей в
государстве на законодательную, исполнительную
и судебную. Государственные органы
в пределах своих полномочий самостоятельны:
они взаимодействуют между
Необходимость конституционной реформы в 1996г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.
Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.
Конституционная реформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
В результате внесения в
Конституцию Республики Беларусь изменений
и дополнений законодательная власть
больше не находится в привилегированном
положении. Парламент приобрел более
свойственное ему название, означающее
окончательный отказ от советской
модели высшего органа государственной
власти, и более совершенную структуру,
которая соответствует
Принятие новой редакции Конституции в 1996г. подвело своеобразный “правовой итог” политическому кризису того времени, что свидетельствует об осознании места и роли Конституции в политической и правовой жизни общества, о потенциале Конституции в качестве реально действующего юридического документа, и, что еще важнее, о признании этого потенциала и этих возможностей.
В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако, следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом, характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое, демократическое, светское государство.
Учитывая всю важность
Конституции Республики Беларусь как
Основного Закона государства можно
сделать вывод о ее действительном
значении в области развития правового
государства и гражданского общества,
а текст этого документа
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь
Структура Конституции представляет
собой систему группировки
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом :
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел И. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент - Национальное собрание
Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла норм Конституции.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь, глав).
В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие .
Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Так, например, к числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:
- право на жизнь ;
- обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности ;
- никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность ;
- никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи и близких родственников ;
- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе и от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство и др.
Не допускается монополизация
средств массовой информации государством,
общественными объединениями
Обеспечить выражение
политической воли граждан призвана
статья 35 Конституции, в соответствии
с которой гарантируется
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений. Изъятия из этого права предусматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут быть членами политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели.
Конституция предоставляет гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.
Граждане Беларуси имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также, в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
Каждый имеет право
направлять личные и коллективные обращения
в государственные органы, а должностные
лица обязаны рассмотреть
Уровень благополучия граждан
во многом определяется наличием у
них социально-экономических
на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека;
- на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку;
- на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением (в отношении лиц. которые работают по найму), на отдых и др.
Не менее важное значение для граждан имеют и культурные права. Конституция гарантирует каждому право на образование; право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения; свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.
Наиболее общей гарантией прав и свобод граждан, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод.
Конституция Республики Беларусь
гарантирует государственную
В защите конституционных
прав и свобод заинтересованы все
граждане государства, т.к. это единственный
документ, на основе которого может
стабильно функционировать
Конституция Республики Беларусь как основополагающий документ для организации и развития государства и общества содержит ряд норм, обеспечивающих ее так называемую самозащиту.
Во-первых, это меры, направленные на ее стабильность, предотвращение необдуманных корректировок.