Классификация правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.

Файлы: 1 файл

горное право классификация правовых актов контрольная.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

5.7 Полнотекстовый поиск

Как уже отмечалось, данный вид поиска скорее всего не подпадает  под формальное определение классификатора. Вместе с тем его значением в современных поисковых системах трудно пренебречь. Эффективные алгоритмы быстрого поиска на основе метода инвертированных файлов (то есть с построением специальных словарей), реализованные на компьютерах, совершили в области обработки текстовой информации по сути революционный переворот, обеспечив повышение эффективности работы конечного пользователя в сотни раз. Этот вид поиска имеет ряд уникальных возможностей. Основная - это мгновенный поиск документа по любому слову или комбинации слов, соединенных логическими операторами "И", "ИЛИ", "НЕ", условием близости слов. Получаемый в результате такого поиска набор документов абсолютно точен и не зависит от субъективных взглядов экспертов-обработчиков текстов. Вместе с тем для него, как и для всех поисковых инструментов, существуют и определенные ограничения. Автоматическая методика отбора документов требует от пользователя серьезного интеллектуального подхода при формировании поискового запроса. При этом обычно необходимо готовить несколько вариантов запросов с использованием различных синонимичных понятий и терминов.Таким образом, подчеркнем это еще раз, в настоящее время обсуждение современной системы классификации правовых актов невозможно проводить без учета возможностей данного вида поиска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

 

В данном разделе рассматриваются  основные требования, которым должен удовлетворять предметный классификатор.

6.1 Согласованность схемы предметного классификатора 
 со схемой Свода законов Российской Федерации

Для создания в стране единого информационно - правового  пространства необходимо разработать  единую концепцию системы классификации, которая должна обеспечить создание единых средств обработки и поиска нормативных правовых актов, в связи с чем важное значение приобретает вопрос соотношения схемы предметного классификатора и схемы Свода законов Российской Федерации, подготавливаемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.02.95 N 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 14.02.98 N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации".

Главная задача, которую  должно решить издание Свода законов Российской Федерации, - это наведение порядка в законодательстве, устранение его пробельности и противоречивости, его систематизация, обеспечение его стабильности, формирование упорядоченного действующего правового массива.

Главное назначение системы классификации - информационный поиск, и в связи с этим такая организация правового массива, которая обеспечивала бы максимальное удобство для пользования им, - формирование правового массива, максимально удовлетворяющего запросы при поиске.

Если говорить кратко, то Свод законов - форма систематизации нормативных актов, а система классификации, в частности, каждый отдельный классификатор - инструмент для организации поиска. Но, как отмечалось выше, систематизация законодательства невозможна без научно организованного поиска, без системы классификации - это звенья одной цепи. В связи с этим представляется совершенно необходимой согласованность схемы предметного классификатора со схемой Свода законов.

Эта согласованность  не означает полной идентичности. Это невозможно, так как система классификации рассчитана на более широкий круг актов, чем схема Свода. Сами формулировки, используемые в Своде, для обозначения классификационных рубрик, такие, как "Законодательство о ...", неприменимы для классификации судебной практики и ряда других актов. С другой стороны, требования учесть в системе классификации, например, акты по кадровым вопросам объясняют наличие в ней некоторых дополнительных рубрик, по сравнению со схемой Свода.

Вместе с тем, несмотря на некоторые различия, принципиальная и основная по объему часть системы классификации правовых актов и схема Свода законов могут и должны быть согласованы. Это означает, что должно быть установлено максимально возможное соответствие между близкими по содержанию рубриками классификатора и разделами схемы Свода.

 

6.2 Роль и место кодексов и других кодификационных актов в структуре классификатора

Кодексы и другие кодификационные  акты являются системообразующими актами, материал в них упорядочен, выражен  в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру данной отрасли и охватывающей ее нормативно - правовой массив. Это позволяет использовать классификационные схемы кодексов в структуре классификатора. Создание новых кодификационных актов в базовых отраслях законодательства должно найти отражение в системе классификации, поскольку система кодификационных актов оказывает большое влияние на систему законодательства.

В последние годы расширяется  практика создания комплексных кодификационных  актов, являющихся организующим и стабилизирующим фактором для соответствующего комплексного массива ("комплексной отрасли") законодательства. Строение (систему) комплексных кодификационных актов также необходимо учесть в структуре предметного классификатора.

6.3. Учет законодательства субъектов Российской Федерации

Федеральные нормативные  акты, акты субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления образуют единый нормативно - правовой массив.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации  по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а также законы и иные правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовое регулирование осуществляется субъектами Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления могут развивать положения федеральных  законов, детально регламентировать правоотношения, урегулированные федеральным законодательством, либо быть вполне самостоятельными по своему содержанию.

Таким образом, при разработке общей, единой системы классификации  следует стремиться к тому, чтобы  она учитывала особенности регионального и местного правотворчества. Это можно реализовать, если соответственным образом организовать два классификатора: по органу, принявшему акт, и предметный (структура первого подробно рассмотрена в п. 6.1). Но единый массив нормативно - правовых актов требует создания единого предметного классификатора, учитывающего как федеральные акты, так и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Потому в классификатор должны быть введены дополнительные рубрики, отражающие содержание самостоятельных актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. На основе проведенных исследований можно утверждать, что в общеправовой классификатор такие рубрики можно вводить на нижних уровнях, и они не оказывают влияния на принципиальную структуру предметного классификатора.

 

 

 

6.4 Учет динамики развития законодательства

Поскольку российское законодательство находится в стадии обновления и  совершенствования, особенно важно  при создании классификатора учитывать  динамику его развития.

Учет динамики развития законодательства реализуется по четырем  основным направлениям:

1. учет ведущихся законопроектных  работ (на структуру классификатора, несомненно, оказывают влияние еще  не ставшие законами проекты  крупных законов - в настоящее время такие, как проекты Трудового кодекса, ГПК, Кодекса об административных правонарушениях и др.);

2. введение понятий,  отражающих перспективные направления  законодательства (например, в последнее  время получил широкое распространение  термин "экологическая безопасность", который употребляется в действующем законодательстве, законопроектах, международных договорах);

3. учет получивших  признание научных концепций  развития отрасли законодательства (проведению систематизации законодательства, в частности в форме кодификации, обычно предшествует создание научной концепции развития отрасли законодательства, что также целесообразно учесть в структуре классификатора);

4. учет международного  и иностранного опыта развития  законодательства.

6.5 Дублирование понятий

Процесс взаимопроникновения  смежных отраслей права и создание комплексных массивов нормативных  актов неизбежно приводит к возрастанию  вероятности создания классификатора с многократным дублированием рубрик. Это выражается в том, что указателей (ссылок) на одну и ту же классификационную единицу (структурную часть документа) может быть несколько и они будут находиться в различных разделах классификатора.

Явление дублирования вытекает из двойственного основания классификации. Некоторые отрасли законодательства (уголовное, гражданско - процессуальное и уголовно - процессуальное, уголовно - исполнительное законодательство, законодательство о семье и браке, в значительной мере - законодательство о государственном устройстве) проблема двойственного основания классификации правовых норм почти не затрагивает.

Но гражданское законодательство, имея довольно мощную отраслевую основу в виде Гражданского кодекса и  постепенно "нарастающих" на него отраслевых законов (об акционерных  обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о банкротстве, об ипотеке и др.), в то же время в значительной части рассредоточено по комплексным актам, где тесно переплетено с нормами других отраслей законодательства, главным образом административного.

"Отраслевую" часть  гражданского законодательства, содержащую наиболее общие абстрактные правовые нормы, невозможно без многократного дублирования распределить по рубрикам, объединяющим нормы об определенных отраслях хозяйства, экономики, социально - культурной сферы. Точно так же конкретные гражданско - правовые нормы по вопросам строительства, промышленности, транспорта, культуры и т.д. нельзя распределить по рубрикам раздела "гражданское право" без серьезного ущерба для их понимания и поиска этих норм.

Таким образом, определенное дублирование рубрик в предметном классификаторе неизбежно, но структура классификатора должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать отнесение каждого документа к минимально необходимому числу рубрик.

Другими словами, при  создании классификатора авторы руководствовались принципом минимизации дублирования рубрик, который обусловлен дублированием как объективной необходимостью.

Технологически эта  проблема во многом решается за счет введения аппарата ссылок между различными рубриками.

6.6 Справочно - ссылочный аппарат

Выявление связей между  элементами классификатора возможно с  помощью использования справочно - ссылочного аппарата.

Аппарат ссылок отражает перекрестные связи между ветвями  классификационного дерева, способствует уточнению и разграничению содержания рубрик. Ссылка представляет собой неотъемлемую часть рубрики, без которой невозможно полное понимание структуры классификатора.

Целесообразно использовать ссылки "см. также", "см.".

Ссылка "см. также" отражает частичное пересечение содержания между рубриками. Ссылка симметричная - присутствует в обеих связанных рубриках.

Ссылка "см." содержит наименование понятия, не находящего отражения  в данной рубрике, и одновременно указывает его место в классификаторе. Эта ссылка адресует пользователя классификатора от предполагаемого им местонахождения понятия к фактическому, принятому в классификаторе. Необходимость в таких ссылках возникает тогда, когда понятия, относящиеся к одному правовому институту, оказываются разнесены в рубрики, которые не стоят рядом друг с другом, что может вызвать трудности при поиске по классификатору.

6.7 Иерархическое строение классификатора

Предметный классификатор  является иерархической системой: понятия, составляющие его содержание и обозначающие его структурные элементы (рубрики, подрубрики), находятся в состоянии подчинения понятию более высокого уровня. Иерархическое строение отражено в способе индексации - количество элементов индекса соответствует иерархическому уровню рубрики.

Индекс рубрики - цепочка  цифр, разделенная точками. Нижестоящая рубрика имеет индекс, включающий в себя последовательно цифры, обозначающие индексы вышестоящих рубрик. Каждый уровень определяет не значимость подрубрики, а степень обобщения при логической группировке понятий.

В структуре понятий внутри раздела действует принцип исчерпания: при необходимости наличия нескольких уровней рубрик каждая рубрика верхнего уровня должна исчерпываться рубриками более низкого уровня. При невозможности (или отсутствии необходимости) перечислить в рубриках низшего уровня отдельно все понятия, входящие в рубрику более высокого уровня, можно использовать рубрику, объединяющую все оставшиеся понятия. Эта рубрика имеет название "Прочие..." или "Иные вопросы...".

  • В каждой отрасли законодательства имеются акты, регулирующие общие вопросы данной отрасли. Соответствующий раздел должен иметь подрубрику "Общие вопросы", но при условии, что, кроме этой подрубрики, имеются и другие подрубрики. В эту подрубрику помещаются основополагающие акты, а также акты, имеющие отношение ко всему содержанию раздела.

Информация о работе Классификация правовых актов