Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.
6.8 Глубина классификатора
Степень подробности разработки предметного классификатора (количество уровней) или глубина классификатора зависит от характера и количества документов, относящихся к рубрике первого уровня. Большое количество ведомственных актов требует более детальной и подробной разработки соответствующего раздела. С точки зрения удобства использования, наиболее оптимален вариант, при котором степень подробности разработки раздела достаточна для поиска и при этом поиск не затруднен большой глубиной - это 4 - 5 уровней.
6.9 Стабильность и изменчивость классификатора
Как уже отмечалось выше
(п. 3.5), основная, принципиальная структура
классификатора должна быть стабильна
и неизменна в течение
Для того, чтобы технически
предусмотреть возможности
При такой структуре
классификатора появляется возможность
реализовать принцип учета
Структура классификатора должна представлять собой компромисс между стабильностью и изменчивостью. Стабильность должна повышаться от нижних уровней к верхним, изменчивость проявляться в возможности внесения изменений с целью совершенствования классификатора.
Предметный классификатор правовых актов Российской Федерации, разработанный с учетом рассмотренных в данном разделе основных требований, приведен в Приложении к настоящей Концепции.
7 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РУБРИК ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА
Главный принцип построения предметного классификатора - простота его использования при поиске актов - послужил отправной точкой при выборе рубрик первого уровня.
Необходимостью обеспечить простоту использования классификатора объясняется намеренное ограничение числа рубрик верхних уровней, отдельные отступления от логической схемы его построения.
Порядок расположения рубрик верхнего уровня, на первый взгляд, может показаться произвольным, однако следует подчеркнуть, что структура классификатора имеет свою внутреннюю логику построения, а именно: она основана на крупных блоках, имеющих первостепенное значение в жизни общества:
Выделение самостоятельного раздела 12 "Информация и информатизация" объясняется перспективностью развития данного массива актов и их первостепенным, увеличивающимся значением в жизни общества и каждого отдельного гражданина.
Именно такой подход к формированию рубрик первого уровня, на взгляд авторов, обеспечивает проведение эффективного поиска нужной пользователю информации.
Небольшое количество рубрик первого уровня (20) и достаточная точность их наименований делают классификатор хорошо обозримым и доступным пониманию и даже запоминанию различными группами пользователей.
Второй отправной точкой при формировании рубрик верхнего уровня послужило стремление к соответствию с проектом схемы Свода законов Российской Федерации. Несмотря на разное назначение (см. п. 7.1), разделы Свода законов и разделы классификатора, на взгляд авторов, должны если не совпадать полностью, то быть как можно ближе друг к другу. Это объясняется тем, что объект систематизации и классификации один, но различается объемом (классифицируется правовой массив, который включает в себя, кроме нормативных правовых актов, и иные правовые акты). Если проанализировать соответствие разделов классификатора правовых актов разделам Свода законов, то можно сделать следующий вывод.
Схема Свода законов содержит большее число рубрик, так как не преследует в качестве основной цель простоты использования и максимального удобства для пользователя, которое выражается, в частности, в хорошей обозримости рубрик верхнего уровня. Но следует отметить, что логика построения разделов Свода законов и разделов классификатора во многом совпадают.
В построении рубрик верхнего уровня имеются отдельные логическое отступления, которые неизбежны при учете наполнения классификатора в дальнейшем конкретным правовым материалом.
1. Раздел "Конституционный
строй" не соответствует
2. При решении вопроса
о наименовании разделов
На этом основано включение в раздел 3 ("Гражданское право") подраздела 3.12.16 ("Страхование"). Подразумевается, что в этот подраздел будут включены все акты, относящиеся к соответствующей области законодательства, что значительно облегчит их рубрикацию и поиск.
4. Необходимо отметить,
что в представленной
8 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА В ЭЛЕКТРОННОМ И ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
Предлагаемая система классификации адаптирована к существующим формам публикации правовых актов.
8.1 Специализированные компьютерные системы
Наиболее эффективная и перспективная форма учета, хранения и распространения правовых документов - специальные компьютерные базы данных (системы). Все описанные в настоящей работе принципы построения системы классификации основаны на технологических возможностях современных справочных систем и не нуждаются в особых комментариях.
8.2 Архивы и картотеки
Представляются неизбежными
некоторые изменения в
8.3 Хронологические и тематические печатные издания
Методики использования системы классификации правовых актов в различных типах печатных изданий в принципе уже сложились и не требуют новых разработок. Предлагаемая концепция полностью реализуема на основе существующей практики.
Следует отметить только один достаточно важный аспект, который надо учесть при публикациях. Будет очень полезно, если и в хронологических, и в тематических печатных изданиях будут указаны индексы документов и их частей согласно предметному классификатору.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе сформулированы основные положения новой концепции классификации правовых актов. Нельзя утверждать, что все представленное в данном материале впервые разработано авторами. Скорее, можно сказать, что предлагаемая концепция в значительной части построена на основе всего предшествующего опыта с учетом современных требований.
В заключение авторы хотели
бы поблагодарить многочисленных коллег,
специалистов, интересующихся проблемами
классификации, обсуждения с которыми
существенно помогли в
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Основные определения…………………………………………………
1.1 Правовая информация……………………………………………………
1.2 Классификатор по отдельному основанию……………………………………………… 4
1.3 Предметный классификатор……………………………………………
1.4 Полнотекстовое индексирование…………………………………………
1.5 Система классификаций……………………………………………
2 Назначение и функции систем классификаций……………………………………………
2.1 Информационный поиск – основная задача системы классификации…………………..7
2.2 Использование системы классификации при систематизации законодательства………7
2.3 Роль системы классификации в процессе законотворчества……………………………. 8
2.4 Использование системы классификации в правоприменительной деятельности……… 8
2.5 Основные требования к
системе классификации………………………
2.6 Стандарты в области классификации правовых актов…………………………………….9
3 Информационный массив
3.1 Основные группы актов,
подлежащие классификации………………
3.2 Единица классификации………………………
4 Основные группы пользователей.
Особенности восприятия и использование
ими системы классификации……………………………………………
4.1 Пользователи с юридическим образованием……………………………………………… 14
4.2 Пользователи не имеющие
юридического образования,
4.3 Пользователи, не имеющие
юридического образования, не
регулярно обращающиеся к
5 Основания классификации
5.1 Классификация по органу,
принявшему акт…………………………………………
5.2 Классификация по форме (виду) акта………………………………………………………..18
5.3 Классификация
по типу акта………………………………………………
5.4 Классификация
по хронологии……………………………………………
5.5 Классификация
по номеру акта…………………………………………
5.6 Классификация
по предмету регулирования……………
5.7 Полнотекстовый
поиск…………………………………………………………………
6 Структура
предметного классификатора…………
6.1 Согласованность
схемы предметного
6.2 Роль
и место кодексов и других
кодификационных актов в
6.3 Учет
законодательства субъектов РФ…
6.4 Учет
динамики развития
6.5 Дублирование
понятий……………………………………………………………
6.6 Справочно-ссылочный
аппарат……………………………………………………………
6.7 Иерархическое
строение классификатора…………………
6.8 Глубина
классификатора…………………………………………
6.9 Стабильность
и изменчивость классификатора…
7.Особенности
формирования отдельных рубрик
предметного классификатора…………
8.Реализация предметного классификатора в электронном и печатном виде……………………29
8.1 Специализированные
компьютерные системы…………………………
8.2 Архивы
и картотеки…………………………………………………
8.3 Хронологические
и тематические печатные
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………