Классификация правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.

Файлы: 1 файл

горное право классификация правовых актов контрольная.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      6.8 Глубина классификатора

Степень подробности  разработки предметного классификатора (количество уровней) или глубина  классификатора зависит от характера  и количества документов, относящихся  к рубрике первого уровня. Большое количество ведомственных актов требует более детальной и подробной разработки соответствующего раздела. С точки зрения удобства использования, наиболее оптимален вариант, при котором степень подробности разработки раздела достаточна для поиска и при этом поиск не затруднен большой глубиной - это 4 - 5 уровней.

6.9 Стабильность и изменчивость классификатора

Как уже отмечалось выше (п. 3.5), основная, принципиальная структура  классификатора должна быть стабильна  и неизменна в течение достаточно длительного времени. Вместе с тем постоянное развитие и расширение массива правовых актов неизбежно ведет к корректировкам предметного классификатора. При правильном подходе к построению предметного классификатора эти корректировки должны касаться в основном рубрик нижних уровней.

Для того, чтобы технически предусмотреть возможности изменений, при создании классификатора необходимо на каждом уровне предусматривать резервные  позиции, что позволит вводить в  классификатор новые рубрики, не меняя индексы. Номера индексов должны присваиваться не подряд, а с пропусками. Новые понятия при этом включаются как подчиненные, что не приводит к нарушению иерархии.

При такой структуре  классификатора появляется возможность  реализовать принцип учета развития законодательства.

Структура классификатора должна представлять собой компромисс между стабильностью и изменчивостью. Стабильность должна повышаться от нижних уровней к верхним, изменчивость проявляться в возможности внесения изменений с целью совершенствования классификатора.

Предметный классификатор  правовых актов Российской Федерации, разработанный с учетом рассмотренных  в данном разделе основных требований, приведен в Приложении к настоящей  Концепции.

 

 

 

 

7 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ                     РУБРИК ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

 

Главный принцип построения предметного классификатора - простота его использования при поиске актов - послужил отправной точкой при  выборе рубрик первого уровня.

Необходимостью обеспечить простоту использования классификатора объясняется намеренное ограничение числа рубрик верхних уровней, отдельные отступления от логической схемы его построения.

Порядок расположения рубрик верхнего уровня, на первый взгляд, может  показаться произвольным, однако следует  подчеркнуть, что структура классификатора имеет свою внутреннюю логику построения, а именно: она основана на крупных блоках, имеющих первостепенное значение в жизни общества:

  • государственное устройство и управление;
  • сфера экономики и социальная сфера;
  • правосудие, охрана правопорядка и безопасность;
  • международные отношения.

Выделение самостоятельного раздела 12 "Информация и информатизация" объясняется перспективностью развития данного массива актов и их первостепенным, увеличивающимся значением  в жизни общества и каждого  отдельного гражданина.

Именно такой подход к формированию рубрик первого уровня, на взгляд авторов, обеспечивает проведение эффективного поиска нужной пользователю информации.

Небольшое количество рубрик первого уровня (20) и достаточная  точность их наименований делают классификатор хорошо обозримым и доступным пониманию и даже запоминанию различными группами пользователей.

Второй отправной точкой при формировании рубрик верхнего уровня послужило стремление к соответствию с проектом схемы Свода законов  Российской Федерации. Несмотря на разное назначение (см. п. 7.1), разделы Свода законов и разделы классификатора, на взгляд авторов, должны если не совпадать полностью, то быть как можно ближе друг к другу. Это объясняется тем, что объект систематизации и классификации один, но различается объемом (классифицируется правовой массив, который включает в себя, кроме нормативных правовых актов, и иные правовые акты). Если проанализировать соответствие разделов классификатора правовых актов разделам Свода законов, то можно сделать следующий вывод.

Схема Свода законов  содержит большее число рубрик, так  как не преследует в качестве основной цель простоты использования и максимального  удобства для пользователя, которое  выражается, в частности, в хорошей  обозримости рубрик верхнего уровня. Но следует отметить, что логика построения разделов Свода законов и разделов классификатора во многом совпадают.

В построении рубрик верхнего уровня имеются отдельные логическое отступления, которые неизбежны  при учете наполнения классификатора в дальнейшем конкретным правовым материалом.

1. Раздел "Конституционный  строй" не соответствует полностью  структуре Конституции Российской  Федерации, в частности, "исполнительная  власть" помещена в раздел "Основы  государственного управления", "судебная  власть" - в раздел "Правосудие" (при этом в разделе "Конституционный строй" введены отсылочные рубрики). Такое решение объясняется особым положением Конституции Российской Федерации в системе нашего законодательства как его основы, является отражением реального массива нормативных актов, облегчая пользование классификатором.

2. При решении вопроса  о наименовании разделов классификатора, охватывающих отрасли законодательства, соответствующие отраслям права,  авторы исходили из того, что  в гражданском и уголовном  законодательстве существует большое количество абстрактных норм, которые невозможно распределить по предметным рубрикам, в связи с чем именно эти разделы имеют в своем наименовании слово "право", при выборе наименования остальных разделов авторы отталкивались от предмета регулирования, а не от соответствующей отрасли права.

На этом основано включение  в раздел 3 ("Гражданское право") подраздела 3.12.16 ("Страхование"). Подразумевается, что в этот подраздел будут  включены все акты, относящиеся к  соответствующей области законодательства, что значительно облегчит их рубрикацию и поиск.

4. Необходимо отметить, что в представленной структуре  классификатора есть и некоторые  спорные решения, которые могут  быть уточнены в ходе практической  рубрикации достаточно широкого спектра правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА В ЭЛЕКТРОННОМ И ПЕЧАТНОМ ВИДЕ

 

Предлагаемая система  классификации адаптирована к существующим формам публикации правовых актов.

8.1 Специализированные компьютерные системы

Наиболее эффективная и перспективная форма учета, хранения и распространения правовых документов - специальные компьютерные базы данных (системы). Все описанные в настоящей работе принципы построения системы классификации основаны на технологических возможностях современных справочных систем и не нуждаются в особых комментариях.

8.2 Архивы и картотеки

Представляются неизбежными  некоторые изменения в организации  работы и методике использования  систем классификации в архивах  и картотеках. Несомненно, более  эффективно и удобно сочетать хранение бумажных копий актов с электронной поисковой картотекой. В таком варианте по сути одновременно с архивом ведется специальная компьютерная база данных, где реализованы все возможности системы классификации, а одно из полей указывает физический адрес документа (шкаф, полку и т.п.). Это не означает, что традиционные технологии картотек на бумаге немедленно отомрут или должны быть запрещены: они используются там, где имеются специалисты по их ведению. Но сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность поиска на основе компьютерных технологий и с помощью указателей на бумажных карточках несопоставимы по порядку.

8.3 Хронологические и тематические печатные издания

Методики использования  системы классификации правовых актов в различных типах печатных изданий в принципе уже сложились и не требуют новых разработок. Предлагаемая концепция полностью реализуема на основе существующей практики.

Следует отметить только один достаточно важный аспект, который  надо учесть при публикациях. Будет очень полезно, если и в хронологических, и в тематических печатных изданиях будут указаны индексы документов и их частей согласно предметному классификатору.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе сформулированы основные положения новой концепции классификации правовых актов. Нельзя утверждать, что все представленное в данном материале впервые разработано авторами. Скорее, можно сказать, что предлагаемая концепция в значительной части построена на основе всего предшествующего опыта с учетом современных требований.

В заключение авторы хотели бы поблагодарить многочисленных коллег, специалистов, интересующихся проблемами классификации, обсуждения с которыми существенно помогли в разработке настоящей Концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………… 3

1 Основные определения………………………………………………………………………. 4

  1.1 Правовая информация…………………………………………………………………….. 4

  1.2 Классификатор по отдельному основанию……………………………………………… 4

  1.3 Предметный классификатор……………………………………………………………….4

  1.4 Полнотекстовое индексирование………………………………………………………….5

  1.5 Система классификаций……………………………………………………………………6

2 Назначение и функции систем классификаций……………………………………………....7

  2.1 Информационный поиск – основная задача системы классификации…………………..7

  2.2 Использование системы классификации при систематизации законодательства………7

  2.3 Роль системы классификации в процессе законотворчества……………………………. 8

  2.4 Использование системы классификации в правоприменительной деятельности……… 8

  2.5 Основные требования к  системе классификации………………………………………….8

  2.6 Стандарты в области  классификации правовых актов…………………………………….9

3 Информационный массив подлежащий  классификации……………………………………. 11

  3.1 Основные группы актов,  подлежащие классификации……………………………........... 11

  3.2 Единица классификации……………………………………………………………………. 13

4 Основные группы пользователей. Особенности восприятия и использование ими системы классификации……………………………………………………………………………………. 14

  4.1 Пользователи с юридическим  образованием……………………………………………… 14

  4.2 Пользователи не имеющие  юридического образования, постоянно работающие с правовой информацией……………………………………………………………………………………….15

  4.3 Пользователи, не имеющие  юридического образования, не  регулярно обращающиеся к правовой  информации…………………………………………………………………………….. 15

5 Основания классификации правовой  информации…………………………………………….17

  5.1 Классификация по органу, принявшему акт…………………………………………...........17

  5.2 Классификация по форме  (виду) акта………………………………………………………..18

  5.3 Классификация  по типу акта………………………………………………………………….18

  5.4 Классификация  по хронологии……………………………………………………………….18

  5.5 Классификация  по номеру акта……………………………………………………………… 19

  5.6 Классификация  по предмету регулирования………………………………………………   19

  5.7 Полнотекстовый  поиск………………………………………………………………………...20

6 Структура  предметного классификатора…………………………………………………...........22

  6.1 Согласованность  схемы предметного классификатора  со схемой Свода законов РФ…….22

  6.2 Роль  и место кодексов и других  кодификационных актов в структуре  классификатора….23

  6.3 Учет  законодательства субъектов РФ…………………………………………………………23

  6.4 Учет  динамики развития законодательства…………………………………………………...24

  6.5 Дублирование  понятий…………………………………………………………………………24

  6.6 Справочно-ссылочный  аппарат………………………………………………………………..25

  6.7 Иерархическое  строение классификатора…………………………………………………….25

  6.8 Глубина  классификатора……………………………………………………………………….28

  6.9 Стабильность  и изменчивость классификатора………………………………………………26

7.Особенности  формирования отдельных рубрик  предметного классификатора……………….27

8.Реализация  предметного классификатора в электронном и печатном виде……………………29

  8.1 Специализированные  компьютерные системы…………………………………………….....29

  8.2 Архивы  и картотеки…………………………………………………………………………….29

  8.3 Хронологические  и тематические печатные издания………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………………………………30

Список  использованной литературы……………………………………………………………….. 31

 

 

Информация о работе Классификация правовых актов