Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.
3) Относительная стабильность системы классификации.
Несмотря на продолжающееся обновление российского законодательства, можно говорить об относительной его стабильности. В его основе лежат федеральные кодексы (в их числе уже приняты новые Гражданский, Семейный, Арбитражный процессуальный, Таможенный, Уголовный, Лесной, Водный кодексы) и ряд крупных федеральных законов, являющихся кодифицированными актами. Поскольку система классификации отражает систему законодательства, она также должна быть относительно стабильной.
2.6 Стандарты в области классификации правовых актов
Для того, чтобы обеспечить устойчивость системы классификации правовых актов, целесообразно ввести определенные стандарты в области их классификации. Естественно, что в качестве стандартов может быть избрана наиболее стабильная и общепризнанная часть системы классификации.
С позиций имеющегося опыта представляется разумным в качестве рекомендованного стандарта в области классификации правовых актов ввести принципиальную структуру предметного классификатора, выражающуюся в его 2 - 3 верхних уровнях рубрик. Предварительный анализ предшествующих разработок показал, что только принципиальная структура предметного классификатора, и только при серьезном научном обосновании, может оставаться относительно стабильной в течение достаточно продолжительного времени. Одним из серьезных условий стабильности системы классификации также является лояльное отношение к такой системе большого числа специалистов в этой области, что достигается такой методикой разработки классификатора, которая предусматривает широкое его общественное обсуждение на каждом этапе работы.
Количество рекомендуемых в качестве стандарта уровней не следует делать единым для всех разделов классификатора - где-то это будут два уровня (например, в семейном праве), где-то - три уровня (для разделов, обнимающих более обширный и более детализированный нормативный материал), но основная идея заключается в том, что не следует стремиться к мельчайшей детализации стандартов.
При таком подходе
детальная доработка
Введение такого стандарта позволит сделать важный шаг на пути к единому информационно - правовому пространству в стране и существенно облегчит для сотен тысяч пользователей работу с различными информационными правовыми системами.
Проблема введения такого стандарта очень непроста. Как показывает практика, очень важно, но и очень трудно добиться того, чтобы значительная часть специалистов - разработчиков на практике восприняла более или менее единую систему классификации. Поэтому методика введения подобного стандарта должна быть тщательно продумана и, как минимум, должна предусматривать три этапа.
Первый этап. Непосредственная
разработка стандарта классификации.
Обязательно необходимо широкое
обсуждение среди специалистов с
организацией соответствующих публикаций
и проведением специальных
Второй этап. Практическая апробация новой концепции на реальном массиве правовых актов. Широкая публикация результатов в виде справочно - правовой системы.
Третий этап. Утверждение нового стандарта.
Очевидно, что такая процедура займет определенное время, но только такой серьезный подход к проблеме, по мнению авторов, может позволить достичь реальных результатов.
Отметим, что введение стандартов в остальных типах классификаторов (иных, чем иерархический предметный) не представляется оправданным. Для классификаторов, где основанием классификации являются реквизиты документов, а также для полнотекстового поиска это не требуется в силу очевидности правил организации поиска. Для алфавитных и фасетных классификаторов ввод стандартов является значительно более трудной задачей в силу того, что соответствующие словари существенно более объемны и, как показала российская практика, менее стабильны.
3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАССИВ, ПОДЛЕЖАЩИЙ КЛАССИФИКАЦИИ
3.1 Основные группы актов, подлежащие классификации
Система классификации строится так, чтобы максимально учитывать все правовые акты, как нормативные, так и индивидуальные, в том числе судебные решения, а также международные и внутригосударственные договоры. В принципе не исключается возможность использовать эту систему классификации (конечно, только некоторые входящие в нее классификаторы, в первую очередь предметный) и для учета определенных положений научной доктрины.
3.1.1 Правовые акты
Правовые акты можно разделить на две основные группы: нормативные правовые и индивидуально - правовые.
3.1.1.1 Нормативные правовые акты
Нормативный правовой акт - это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений.
Нормативные акты характеризуются многообразием в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, методов воздействия на эти отношения, органов, принявших акты, формы актов, их юридической силы. В информационных правовых системах необходимо учитывать весь нормативный массив в его многообразии: законы и подзаконные акты, включая акты министерств и ведомств.
Учету подлежат не только нормативные акты, принятые уже в Российской Федерации, но и акты Совета Министров СССР и РСФСР, законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета СССР и РСФСР, не утратившие силу, а также декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР, постановления ЦИК СССР и РСФСР, если они действуют до сих пор.
В существующие информационные
правовые системы входит большое
число ведомственных
3.1.1.2. Индивидуально - правовые акты
В отличие от нормативных
правовых актов индивидуально - правовой
акт адресован конкретному субъ
Определенный круг организаций и специалистов интересуют индивидуально - правовые акты органов власти (решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т.п.), акты, касающиеся отдельных предприятий, и другие акты, не имеющие нормативного значения.
Представляется вполне возможным введение в систему классификации без дополнительных сложностей рубрик, отражающих и акты, не имеющие общего нормативного значения, при условии, что это не окажет влияния на общую концепцию системы классификации.
Такая полнота позволит в дальнейшем достичь единообразия в классификации правовых актов для разных потребностей.
3.1.1.3 Договоры публичного права
Из правовых актов в особую группу выделяются договоры публичного права, которые, в свою очередь, можно разделить на международные и внутригосударственные.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди внутригосударственных договоров важное значение имеют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3.1.1.4 Судебная практика
В информационный массив, подлежащий классификации, входят и акты судебной практики:
Все вышеперечисленные судебно - правовые акты входят в информационный массив, подлежащий классификации, и распределяются с помощью предметного классификатора по соответствующим разделам.
3.1.2 Научная доктрина
Представляется в принципе возможным, чтобы система классификации, отражающая объективно существующую систему права и законодательства, позволяла бы в определенной (но, разумеется, не исчерпывающей) мере учитывать и научную доктрину (теоретические работы, комментарии законодательства, комментарии юридической практики и т.д.). Работу в этом направлении целесообразно начинать с создания библиографической базы данных, отражающей научную доктрину. После накопления библиографического материала появится возможность для создания информационного массива, включающего в себя положения, более широко отражающие научную доктрину (например, высказанные в литературе предложения о совершенствовании действующего законодательства).
3.2 Единица классификации
Для осуществления точного поиска правовой информации по определенному вопросу нормативный акт должен классифицироваться (рубрицироваться) не только в целом, но и по нормативным частям, из которых он состоит. Это становится особенно необходимым с увеличением в российском законодательстве количества комплексных актов, содержащих нормы разных отраслей права.
При этом очень важно правильно выбрать единицу классификации.
В связи с тем, что норму права далеко не всегда можно выделить как отдельную, целостную единицу текста, представляется целесообразным за единицу классификации принять структурную единицу акта. При таком подходе не будет "потеряна" ни одна содержательная часть акта, каждая найдет свою "нишу" в классификаторе.
Нормативные правовые акты в зависимости от вида акта, как правило, структурированы по-разному, что видно из следующей таблицы соответствия основным видам нормативных актов определенных структурных единиц.
Вид акта |
Структурная единица |
Конституция, кодексы, законы, иные акты |
Разделы, главы, статьи, части статей, пункты, подпункты, абзацы |
Указы, постановления, положения, приказы |
Пункты, подпункты, абзацы |
Наиболее целесообразным является такой подход: рубрицируются структурные единицы, носящие нормативный характер и имеющие четко очерченные границы, обозначения (статьи, пункты, подпункты). Часть статьи или абзац рубрицируются лишь в отдельных случаях, когда содержат отдельное нормативное положение, не связанное с предыдущей или последующей частью статьи или с предыдущим или последующим абзацем.
Ведомственные акты, небольшие по объему, структурированные только по абзацам, рубрицируются в целом. Это связано с тем, что их содержание обычно относится к одной - двум рубрикам предметного классификатора и рубрицировать каждый абзац в таких случаях нецелесообразно.
4 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
Система классификации правовых актов строится так, что может быть использована различными категориями пользователей, среди которых можно выделить пользователей с юридическим образованием, пользователей, не имеющих юридического образования, но постоянно работающих с правовой информацией, и пользователей, не имеющих юридического образования, нерегулярно, эпизодически обращающихся к правовой информации.
Внутри каждой из этих
категорий пользователей
4.1 Пользователи с юридическим образованием
Из всех классификаторов, входящих в систему классификации правовых актов, пользователи - юристы чаще всего предпочитают обращаться к предметному классификатору, используя его как основное средство поиска информации вместе с другими классификаторами по отдельным основаниям, играющими в этом случае вспомогательную роль. В зависимости от поставленной задачи варианты использования классификаторов при таком поиске могут быть самые разнообразные, но при этом предметный классификатор имеет первостепенное значение. Это объясняется тем, что предметный классификатор отражает систему права и систему законодательства, а именно системность материала и нужна юристу для достижения поставленных целей.
4.1.1 Специалисты по систематизации законодательства
Специфика работы в данной области рассматривалась в п. 3.2.
Юристам, занимающимся систематизацией законодательства, важно сформировать полный перечень правовых актов и весь массив норм по исследуемой проблеме и определить их взаимосвязи друг с другом и другими актами и нормами, а также их место в системе законодательства. Для решения этих задач более всего приспособлен предметный классификатор.
Остальные классификаторы
имеют вспомогательное
4.1.2 Специалисты, занятые законопроектной деятельностью
Особенности применения системы классификации в данной области рассматривались в п. 3.3.
Специалистам, занимающимся
законопроектной работой, важно
выявить пробелы в