Классификация правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.

Файлы: 1 файл

горное право классификация правовых актов контрольная.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем анализ существующего массива, экспертиза проектов на соответствие действующему законодательству определяют необходимость в активном использовании всего комплекса поисковых инструментов.

4.1.3 Специалисты, занятые правоприменительной деятельностью

Правоприменительная деятельность - сложный процесс, ведущий к разрешению конкретного дела или вопроса  и принятию правового решения, начинается (после установления и исследования фактических обстоятельств дела) с осмысления всех нормативных актов, регулирующих данную юридическую ситуацию, и выбора правовых норм, подлежащих применению. Системность материала, полученного в результате поиска с помощью предметного классификатора, имеет большое значение для юристов, занимающихся правоприменительной деятельностью.

Вместе с тем в  силу того, что многие практические задачи не предполагают глубокого анализа  какой-то определенной проблемы, а требуют быстрого и точного поиска одного конкретного документа, в правоприменительной деятельности существенную роль в получении информации играет именно комплекс поисковых инструментов, включающий и полнотекстовый поиск, и поиск по отдельным реквизитам.

4.2 Пользователи, не имеющие юридического образования, 
 постоянно работающие с правовой информацией

Специалисты, не имеющие  юридического образования, но постоянно  работающие с правовой информацией, значительно реже обращаются к предметному  классификатору, предпочитая осуществлять поиск с использованием алфавитных указателей и особенно полнотекстового поиска по словам и словосочетаниям, или (если известны реквизиты документа) с помощью классификатора по органу, принявшему акт, по номеру акта, по времени издания актов (по хронологии). Это связано с тем, что данная категория пользователей хуже ориентируется в системе права и в системе законодательства (следовательно, и в предметном классификаторе), а системность материала не имеет для них большого значения. Если такие специалисты все-таки обращаются к предметному классификатору, то используют один - два раздела, в которых благодаря накопленному опыту хорошо ориентируются, причем используют наряду с другими классификаторами. Типичные пользователи этой группы - бухгалтеры, экономисты. Они пользуются правовой информацией часто, осуществляя, как правило, несложные запросы с заранее известными им реквизитами документа.

4.3 Пользователи, не имеющие юридического образования,  
нерегулярно обращающиеся к правовой информации

Практически не применяют  предметный классификатор пользователи, не имеющие юридического образования  и работающие с правовой информацией  нерегулярно. При поиске ответа на возникший  вопрос они предпочитают использовать классификаторы, имеющие линейную структуру, так как именно такой поиск им понятен. Чаще всего осуществление такого поиска заканчивается обращением за помощью к специалистам из перечисленных выше групп.

Из сказанного можно  сделать вывод, что при создании системы классификации наиболее важно оценить требования, предъявляемые первой группой пользователей, как наиболее высокие. При соответствии требованиям пользователей - юристов система классификации сможет удовлетворить потребности и других групп пользователей.

При этом каждая группа пользователей может выбрать наиболее удобный классификатор (группу классификаторов), отвечающий цели поиска и соответствующий уровню квалификации пользователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Ниже кратко характеризуются  наиболее значимые основания классификации  правовой информации, играющие важную роль в системе классификации  правовых актов.

5.1 Классификация по органу, принявшему акт

По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и акты международных организаций.

Федеральные акты можно  подразделить на:

  • акты органов законодательной власти;
  • акты Президента Российской Федерации;
  • акты органов исполнительной власти (акты Правительства Российской Федерации и акты других федеральных органов исполнительной власти, в том числе министерств и ведомств);
  • акты органов судебной власти.

Акты субъектов Российской Федерации можно подразделить на:

  • акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации;
  • акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • акты судебной власти (акты конституционных (уставных) судов, мировых судей).

Акты органов местного самоуправления подразделяются на:

  • акты местных представительных органов;
  • акты местной администрации;
  • акты органов территориального общественного самоуправления населения.

Акты международных  организаций можно подразделить на:

  • акты универсальных (глобальных) международных организаций;
  • акты региональных международных организаций;
  • акты международных организаций, образованных на двусторонней основе.

Органы, принимающие акты, могут быть перечислены в алфавитном порядке в словаре, который появляется при выборе указанного поля, либо информационный массив может быть разделен на четыре иерархические группы: "федеральные правовые акты", "правовые акты субъектов Российской Федерации", "правовые акты органов местного самоуправления" и "акты международных организаций", которые в свою очередь подразделяются на соответствующие подрубрики.

 

5.2 Классификация по форме (виду) акта

Акты одного и того же органа могут быть подготовлены в разной форме. Закон может существовать в форме основ законодательства, кодекса, закона. Ведомственные акты издаются в форме приказов, положений, инструкций, писем и т.д.

Классификация по форме акта имеет  линейную структуру. С помощью словаря, в котором перечисляются все  виды и формы актов, можно выделить информационный массив, состоящий из актов одного или нескольких видов.

5.3 Классификация по типу акта

В связи с тем, что  в настоящее время круг правовых актов, для которых требуется  юридическая классификация, существенно  расширяется (в разделе 4 описаны различные группы правовых актов), представляется разумным использовать классификацию актов по следующим типам:

  • нормативно - правовые акты;
  • индивидуально - правовые акты;
  • договоры публичного права;
  • акты судебной практики.

При создании, например, комплексных компьютерных систем по широкому кругу актов данное деление информационных массивов абсолютно необходимо для того, чтобы при поиске не происходило смешения различных типов документов. Очень часто на практике происходит смешение оснований классификации, когда деление по типу акта включается в предметный указатель, что неверно. Поэтому более правильно при создании комплексных систем использовать и это основание классификации.

В изданиях и системах с набором однотипных актов деление  по этому классификационному основанию  не требуется.

5.4 Классификация по хронологии (по времени принятия акта)

Акты располагаются  по дате их принятия. Данное основание  классификации может быть использовано как дополнительный классификационный  признак при формировании информационного  массива по другим основаниям классификации.

Хронологический принцип  реализуется с помощью поискового поля "дата принятия акта", который  позволяет расположить все акты, образующие информационный массив, в  хронологическом порядке; выделить акты, принятые за определенный период времени; сформировать информационный массив актов, принятых до или после определенной даты; найти конкретный акт по дате его принятия.

Использование этого  основания классификации требует  определенности в отношении того, что следует считать датой  принятия акта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют еще одну дату - дату подписания Президентом Российской Федерации.

Как основание для  отдельных классификаторов можно  использовать дату подписания законов  Президентом Российской Федерации, а также дату регистрации ведомственных актов в Министерстве юстиции Российской Федерации, т.к. эти даты имеют существенное практическое значение.

5.5 Классификация по номеру акта

Акты одного органа можно  классифицировать по номеру, присвоенному акту при его принятии. Для актов, подлежащих государственной регистрации, можно также предусмотреть возможность включения в систему классификации, наряду с классификатором, имеющим основанием деления информационного массива номер принятия (издания) акта, и классификатор, имеющий основанием деления номер государственной регистрации акта.

5.6 Классификация по предмету регулирования

В основе подавляющего большинства  существующих и существовавших в  прошлом систематизаций (как официальных, так и неофициальных) правовых актов  и, соответственно, тех классификаторов, на которых этих систематизации основаны, лежит предмет правового регулирования. Но для того, чтобы решить, в какой мере надо и можно следовать по этому пути при разработке общеправового классификатора, необходимо точно определить, что следует понимать под предметом правового регулирования.

В принципе, основанием для  предметной классификации актов  могут служить отрасли законодательства - основные звенья горизонтальной структуры  системы законодательства. Но на основе только такого деления невозможно классифицировать все законодательство, в частности, потому, что понятие "отрасль законодательства" охватывает разнопорядковые явления. Кроме отраслевых нормативных актов, содержащих нормы одной отрасли права, существуют и широко распространены комплексные акты, содержащие нормы нескольких отраслей права. Соответственно, кроме отраслей законодательства, в основном совпадающих с отраслями права (такова, например, отрасль "уголовное законодательство"), существуют отрасли законодательства, объединяющие акты и нормы разных отраслей права (например, "транспортное законодательство").

Не отвечает задачам  всеобъемлющего правового классификатора и систематизация нормативных актов  такому предметному критерию как "тема" акта, т.е. по тематическому признаку (тематическая классификация).

Подавляющее большинство  нормативных актов и содержащихся в них правовых норм посвящено  регулированию отношений, связанных  с определенными объектами материального  мира (земля, воды, леса, здания, квартиры, валютные ценности и т.п.), либо с определенными областями человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение, изобретательство и т.д.), либо с определенными функциями власти или сферами управления (бюджет, оборона страны, охрана государственных границ, таможенный режим и т.п.). Такие нормативные акты как бы имеют "тему", которой они посвящены.Тематическая классификация, как бы ни была она удобна, в особенности для пользователей, не имеющих юридического образования, в чистом виде может быть использована, как правило, для систематизации лишь ограниченных нормативных массивов (например, актов определенного министерства или одного органа местного самоуправления).В общеправовом классификаторе классификация нормативных актов только по тематическому признаку невозможна. Главное препятствие этому - существование в законодательстве отраслей и нормативных актов, образованных по иному признаку: на базе определенных, давно сложившихся, самостоятельных отраслей права (конституционного или государственного, гражданского, уголовного, процессуального и некоторых других). Предметом соответствующих отраслей законодательства и актов является не определенная "тема", а определенная (как правило, очень широкая) область общественных отношений: отношений имущественно - равноправных, трудовых, отношений, связанных с совершением преступлений, с их раскрытием и наказанием за них, и т.д.Выход из положения состоит в том, чтобы, используя классификацию нормативных актов по предметному признаку, то есть по предмету правового регулирования, при этом соединить возможности предметно - отраслевой и предметно - тематической классификации. Такая классификация как бы сочетает классификации по отраслевому и тематическому признакам. Предметом регулирования, лежащим в основе этой классификации, являются общественные отношения определенного вида, однородные по своей природе - гражданские, трудовые и т.п. (предметно - отраслевая классификация) либо области разнородных по природе общественных отношений, объединяемых тематическим признаком - отношения, связанные с охраной государственной границы, отношения торгового мореплавания и т.п. (предметно - тематическая классификация). Основание предметной классификации - сочетание сложившихся самостоятельных отраслей законодательства с комплексными, регулирующими различные сферы общественной жизни.Данное основание классификации отражает как горизонтальную, так и вертикальную структуру законодательства и содержание актов, составляющих информационный массив. Оно имеет наиболее важное значение при осуществлении информационного поиска, поскольку позволяет охватить весь массив нормативных актов целиком. При этом, что крайне важно, классификация всегда происходит по содержательному, а не формальному признаку. Поисковый признак "предмет" имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из системы юридических понятий, отражающих содержание актов, образующих информационный массив. Этот поисковый признак в наибольшей степени отвечает потребностям пользователя, за фигурой которого в действительности скрываются разные категории пользователей.Разработка предметного классификатора является основной целью данной работы. Более подробно он будет рассмотрен в следующей главе. Как уже было сказано выше, под предметным классификатором понимается иерархический предметный классификатор. Вопрос об использовании в конкретной системе алфавитных и фасетных классификаторов решается разработчиками каждой системы самостоятельно.

Информация о работе Классификация правовых актов