Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.
Вместе с тем анализ существующего массива, экспертиза проектов на соответствие действующему законодательству определяют необходимость в активном использовании всего комплекса поисковых инструментов.
4.1.3 Специалисты,
занятые правоприменительной
Правоприменительная деятельность - сложный процесс, ведущий к разрешению конкретного дела или вопроса и принятию правового решения, начинается (после установления и исследования фактических обстоятельств дела) с осмысления всех нормативных актов, регулирующих данную юридическую ситуацию, и выбора правовых норм, подлежащих применению. Системность материала, полученного в результате поиска с помощью предметного классификатора, имеет большое значение для юристов, занимающихся правоприменительной деятельностью.
Вместе с тем в силу того, что многие практические задачи не предполагают глубокого анализа какой-то определенной проблемы, а требуют быстрого и точного поиска одного конкретного документа, в правоприменительной деятельности существенную роль в получении информации играет именно комплекс поисковых инструментов, включающий и полнотекстовый поиск, и поиск по отдельным реквизитам.
4.2 Пользователи, не имеющие
юридического образования,
постоянно работающие с правовой
информацией
Специалисты, не имеющие юридического образования, но постоянно работающие с правовой информацией, значительно реже обращаются к предметному классификатору, предпочитая осуществлять поиск с использованием алфавитных указателей и особенно полнотекстового поиска по словам и словосочетаниям, или (если известны реквизиты документа) с помощью классификатора по органу, принявшему акт, по номеру акта, по времени издания актов (по хронологии). Это связано с тем, что данная категория пользователей хуже ориентируется в системе права и в системе законодательства (следовательно, и в предметном классификаторе), а системность материала не имеет для них большого значения. Если такие специалисты все-таки обращаются к предметному классификатору, то используют один - два раздела, в которых благодаря накопленному опыту хорошо ориентируются, причем используют наряду с другими классификаторами. Типичные пользователи этой группы - бухгалтеры, экономисты. Они пользуются правовой информацией часто, осуществляя, как правило, несложные запросы с заранее известными им реквизитами документа.
4.3 Пользователи, не имеющие
юридического образования,
нерегулярно обращающиеся к
правовой информации
Практически не применяют предметный классификатор пользователи, не имеющие юридического образования и работающие с правовой информацией нерегулярно. При поиске ответа на возникший вопрос они предпочитают использовать классификаторы, имеющие линейную структуру, так как именно такой поиск им понятен. Чаще всего осуществление такого поиска заканчивается обращением за помощью к специалистам из перечисленных выше групп.
Из сказанного можно сделать вывод, что при создании системы классификации наиболее важно оценить требования, предъявляемые первой группой пользователей, как наиболее высокие. При соответствии требованиям пользователей - юристов система классификации сможет удовлетворить потребности и других групп пользователей.
При этом каждая группа пользователей может выбрать наиболее удобный классификатор (группу классификаторов), отвечающий цели поиска и соответствующий уровню квалификации пользователя.
5 ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.
5.1 Классификация по органу, принявшему акт
По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и акты международных организаций.
Федеральные акты можно подразделить на:
Акты субъектов Российской Федерации можно подразделить на:
Акты органов местного самоуправления подразделяются на:
Акты международных организаций можно подразделить на:
Органы, принимающие акты, могут быть перечислены в алфавитном порядке в словаре, который появляется при выборе указанного поля, либо информационный массив может быть разделен на четыре иерархические группы: "федеральные правовые акты", "правовые акты субъектов Российской Федерации", "правовые акты органов местного самоуправления" и "акты международных организаций", которые в свою очередь подразделяются на соответствующие подрубрики.
5.2 Классификация по форме (виду) акта
Акты одного и того же органа могут быть подготовлены в разной форме. Закон может существовать в форме основ законодательства, кодекса, закона. Ведомственные акты издаются в форме приказов, положений, инструкций, писем и т.д.
Классификация по форме акта имеет линейную структуру. С помощью словаря, в котором перечисляются все виды и формы актов, можно выделить информационный массив, состоящий из актов одного или нескольких видов.
5.3 Классификация по типу акта
В связи с тем, что в настоящее время круг правовых актов, для которых требуется юридическая классификация, существенно расширяется (в разделе 4 описаны различные группы правовых актов), представляется разумным использовать классификацию актов по следующим типам:
При создании, например, комплексных компьютерных систем по широкому кругу актов данное деление информационных массивов абсолютно необходимо для того, чтобы при поиске не происходило смешения различных типов документов. Очень часто на практике происходит смешение оснований классификации, когда деление по типу акта включается в предметный указатель, что неверно. Поэтому более правильно при создании комплексных систем использовать и это основание классификации.
В изданиях и системах с набором однотипных актов деление по этому классификационному основанию не требуется.
5.4 Классификация по хронологии (по времени принятия акта)
Акты располагаются по дате их принятия. Данное основание классификации может быть использовано как дополнительный классификационный признак при формировании информационного массива по другим основаниям классификации.
Хронологический принцип
реализуется с помощью
Использование этого
основания классификации
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют еще одну дату - дату подписания Президентом Российской Федерации.
Как основание для
отдельных классификаторов
5.5 Классификация по номеру акта
Акты одного органа можно классифицировать по номеру, присвоенному акту при его принятии. Для актов, подлежащих государственной регистрации, можно также предусмотреть возможность включения в систему классификации, наряду с классификатором, имеющим основанием деления информационного массива номер принятия (издания) акта, и классификатор, имеющий основанием деления номер государственной регистрации акта.
5.6 Классификация по предмету регулирования
В основе подавляющего большинства существующих и существовавших в прошлом систематизаций (как официальных, так и неофициальных) правовых актов и, соответственно, тех классификаторов, на которых этих систематизации основаны, лежит предмет правового регулирования. Но для того, чтобы решить, в какой мере надо и можно следовать по этому пути при разработке общеправового классификатора, необходимо точно определить, что следует понимать под предметом правового регулирования.
В принципе, основанием для
предметной классификации актов
могут служить отрасли
Не отвечает задачам всеобъемлющего правового классификатора и систематизация нормативных актов такому предметному критерию как "тема" акта, т.е. по тематическому признаку (тематическая классификация).
Подавляющее большинство
нормативных актов и