Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.

Оглавление

Введение 3
Понятие товарного знака 4
История товарных знаков 5
Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак 9
Виды товарных знаков 10
Особые статусы товарных знаков 15
Иные виды знаков и средств индивидуализации 16
Критерии охраноспособности товарных знаков 19
Порядок предоставления правовой охраны 26
Передача права на товарный знак 30
Защита права на товарный знак 37
Международные соглашения по товарным знакам 40
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

ПЗИ Курсач.docx

— 82.16 Кб (Скачать)

Большая часть положений  этого документа была воспроизведена в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», вступившем в действие с 17 октября 1992 г.

Помимо этого Закона правовое регулирование отношений, связанных с товарными знаками и знаками обслуживания, осуществляется на основе норм некоторых законов Российской Федерации, подзаконных актов, а также международных договоров, в которых участвует Россия. Кроме того, необходимо указать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, статья 132 ГК устанавливает, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят, в частности, «права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)». Эта статья говорит еще об одном аспекте правовой охраны - «использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя». Часть вторая Гражданского кодекса также содержит ряд норм, относящихся к правам на товарные знаки и знаки обслуживания. Например, глава 54 устанавливает возможность передачи прав на товарный знак, знак обслуживания по договору коммерческой концессии и подробно регламентирует порядок осуществления такой сделки.

Статья 10 Закона РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных знаках» среди форм недобросовестной конкуренции называет и несанкционированное использование чужих средств индивидуализации.

 Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак.

В соответствии со статьей 4 Закона за владельцем товарного знака  закрепляется исключительное право  на этот знак. Исключительный характер права означает, что владелец товарного знака обладает монополией на реализацию тех правомочий, которые заложены в данном субъективном праве. То есть никто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не может осуществлять правомочия, составляющие содержание его исключительного права на товарный знак.

Каковы же эти правомочия ? Прежде всего - правомочие пользования. Оно может реализовываться путем маркировки товаров, услуг; введения маркированных товаров в хозяйственный оборот, размещения знака в деловой документации, в рекламе и т.п.

Маркировка означает простановку  товарного знака либо на самом товаре, либо на его упаковке. Если речь идет об услугах, то знак обслуживания может размещаться, например, на одежде обслуживающего персонала в виде эмблемы, значка. Введение в хозяйственный оборот маркированных товаров означает, в частности, продажу этих товаров, предложение к продаже, хранение с целью дальнейшей продажи и т.п.

Если речь идет об использовании  знака в деловой документации, то, как правило, имеется в виду сопроводительная документация к реализуемому товару. Если знак используется в рекламе, то, как правило, - без товара, например, до того, как реально началась реализация товара на потребительском рынке.

Следующее правомочие - правомочие распоряжения. Реализуется путем передачи права на товарный знак (в виде уступки или лицензии) полностью или частично другому лицу, продления срока действия регистрации товарного знака, внесения в нее изменений или подачи заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака. Обо всех этих действиях подробно будет рассказано в соответствующих разделах настоящей работы.

Исключительное право  на товарный знак означает также право  владельца товарного знака запрещать  другим лицам использовать этот знак. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве; территорией  страны регистрации; сроком, на который  данный товарный знак зарегистрирован.

Пункт 2 статьи 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы  как нарушения прав владельца  товарного знака. Нарушением признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Исключительное право  на товарный знак у первоначального  владельца возникает вследствие регистрации знака (или иных предусмотренных  законодательством оснований). Если происходит уступка товарного знака, то у последующего владельца право на товарный знак возникает вследствие заключения сделки, т.е. из договора.

Для прекращения исключительного  права на товарный знак также установлено  несколько оснований. Прежде всего - истечение срока действия регистрации товарного знака. Если владелец товарного знака не подаст заявления о продлении срока действия регистрации, она прекращает свое действие и тем самым прекращается действие исключительного права на товарный знак.

Владелец товарного знака  может также активно отказаться от своего исключительного права, подав  заявление об отказе от регистрации товарного знака.

Действие исключительного  права может быть прекращено вследствие аннулирования регистрации товарного  знака, последовавшей на основании решения Высшей патентной палаты ввиду превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Регистрация товарного знака  может быть аннулирована на основании решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине неиспользования товарного знака. Такое решение может быть принято в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона в случае подачи любым заинтересованным лицом заявления о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака вследствие его неиспользования в течение пятилетнего периода. При этом необходимо помнить, что пятилетний период неиспользования товарного знака должен быть непрерывным и следовать либо непосредственно после регистрации товарного знака, либо предшествовать подаче заявления.

Кроме того, Законом установлено, что помимо аргументов заинтересованного лица Высшая патентная палата обязательно знакомится с аргументами владельца товарного знака, его объяснением сложившейся ситуации. Так, в частности, могут быть приняты во внимание доказательства владельца, свидетельствующие, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.

 

 

Виды товарных знаков.

Выполняя одну и ту же функцию и имея в связи  с этим некоторые общие признаки, товарные знаки в то же время весьма разнообразны. В литературе встречаются различные принципы их классификации, но все они основаны на положениях Закона. Статья 5 Закона устанавливает неисчерпывающий перечень видов товарных знаков. Закон различает словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации.

Наиболее распространены словесные товарные знаки, так как  они обладают большей различительной способностью, чем другие виды знаков. Они могут восприниматься и на слух, и визуально, что делает их более доступными потребителю, например при посредстве устной рекламы. Словесные товарные знаки могут представлять собой отдельное слово или словосочетание, например существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность приобрело использование в качестве словесного товарного знака целой значимой фразы - слогана.

С течением времени попытки  найти удачное и свободное (никем не зарегистрированное) обозначение становится все труднее. Поэтому все чаще появляются искусственно образованные (иногда их называют фантазийными) слова, которые как правило, используются для обозначения (маркировки) фармацевтических препаратов, химических веществ и т.п. Зачастую такое новое слово содержит указание на какой-либо химический элемент, входящий в препарат или вещество, но иногда такой связи не прослеживается, да и цели такой не ставится.

К изобразительным  обозначениям могут относиться изображения живых существ, предметов, природных или созданных человеком объектов, фигуры любых форм - квадраты, овалы, прямоугольники, ромбы и т.п., композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение названных объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в различной степени стилизованы. В большинстве случаев изображения являются абстрактными. Возможно и использование символов, но использование общепринятого символа в обозначении может повлечь отказ в регистрации товарного знака.

Наиболее привлекательными и охраноспособными обозначениями являются достаточно простые, лаконичные изображения, не перегруженные всевозможными декорирующими элементами. Такое обозначение легче запоминается, внимание потребителя не рассеивается на многочисленные составляющие элементы, присущие, например, сложным изобразительным элементам.

Объемный товарный знак — это изображение какого-либо объекта, фигуры, комбинации линий и т.п. в трех измерениях - длине, ширине и высоте. По существу это изображение формы изделия либо его упаковки. При этом необходимо, однако, иметь в виду, что объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Оно должно обладать различительной способностью, т.е. быть оригинальным, непохожим на другие изделия аналогичного назначения. Чаще всего в качестве объемных товарных знаков охраняется оригинальная упаковка товара, например коробка для конфет или печенья, банка или бутылка для напитка, флакон для духов или туалетной воды и т.п.

К комбинированным  обозначением относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Например, комбинированным является обозначение, которое состоит из стилизованного изображения какого-либо архитектурного сооружения и слова либо словосочетания. Зачастую словесным элементом комбинированного знака служит часть фирменного наименования владельца товарного знака.

Огромное распространение  в последние годы получили комбинированные товарные знаки в виде этикеток для напитков, лекарственных препаратов, оберток для конфет, печенья. В качестве комбинированных товарных знаков заявляются фрагменты коробок для конфет, чая, сигарет и т.д.

Помимо прямо названных  Законом видов товарных знаков различают звуковые, световые, обонятельные и другие товарные знаки. Предусмотрев возможность подачи заявок на регистрацию в качестве товарных знаков таких видов обозначений, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания определили форму представления таких изображений и способ описания заявляемого обозначения. Так, если заявляется звуковое (световое) обозначение, то оно представляется в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео)кассете. В качестве описания звукового обозначения может быть представлена нотная запись. При невозможности описать обозначение подобным способом может быть дано указание на вид звука — например, шум какого-то происхождения. Если заявляется световое обозначение, то приводится характеристика световых символов и/или сигналов, их последовательности, длительности свечения и других особенностей.

Особое место  среди товарных знаков занимают коллективные знаки. Их отличие от других видов  товарных знаков заключается в статусе  субъекта права на знак, в режиме использования знака. Об этих особенностях будет сказано далее. В качестве же коллективного знака может быть зарегистрировано любое из перечисленных выше обозначений - словесное, изобразительное, комбинированное и т.д.

Необходимо также  указать на существование цветных  и черно-белых товарных знаков. Цвет или цветовое сочетание товарного знака определяет заявитель, Патентное ведомство регистрирует обозначение в том цвете, в котором он заявляется. При этом и правовая охрана товарному знаку предоставляется в том виде, и, соответственно цвете, в каком он зарегистрирован, то есть если знак зарегистрирован черно-белым, то и охраняется в таком же исполнении. Причем нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование не только самого товарного знака, но и обозначения, сходного с ним до степени смешения. Когда мы видим варианты исполнения товарного знака в различных цветовых сочетаниях, мы очень редко можем сказать, что видим принципиально другое обозначение. Таким образом, регистрация товарного знака в каком-либо одном цветовом сочетании в большинстве случаев косвенным образом охраняет это обозначение, выполненное в другом цветовом сочетании. 

 

Особый статус товарных знаков

Коллективный  знак

Коллективный знак обычно принадлежат группе или ассоциации предприятий. Они предназначены  для использования членами группы или ассоциации. Коллективный знак, таким образом, отличает товары или  услуги членов ассоциации от товаров  и услуг других предприятий. Назначение коллективного знака состоит  в информировании потребителей в  отношении определенных конкретных свойств товара, для которого используется коллективный знак. Предприятие, использующее коллективный знак, может, кроме того, пользоваться своим собственным  товарным знаком. Коллективный товарный знак охраняется в соответствии со ст. 1510 IV части ГК РФ. Коллективные товарные знаки и сертификационные знаки  также охраняются в большинстве  стран мира.

 

Общеизвестный товарный знак

Общеизвестными товарными  знаками в соответствии со ст. 1508 IV части ГК РФ признаются товарные знаки, ставшие широко известными в Российской Федерации среди соответствующих  потребителей в отношении маркируемых ими товаров в результате своего интенсивного использования. Правовая охрана на общеизвестный товарный знак действует бессрочно.

Товарный знак может быть признан общеизвестным по решению  соответствующих органов исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Информация о работе Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции