Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.

Оглавление

Введение 3
Понятие товарного знака 4
История товарных знаков 5
Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак 9
Виды товарных знаков 10
Особые статусы товарных знаков 15
Иные виды знаков и средств индивидуализации 16
Критерии охраноспособности товарных знаков 19
Порядок предоставления правовой охраны 26
Передача права на товарный знак 30
Защита права на товарный знак 37
Международные соглашения по товарным знакам 40
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

ПЗИ Курсач.docx

— 82.16 Кб (Скачать)

Существуют фирмы, которые  намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования таких общеизвестных  товарных знаков, создавая знаки, сходные  с ними до степени смешения, вводя  таким образом потребителей в  заблуждение. В целях решения  этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают  специальную охрану общеизвестных  знаков.

Не существует четкого  определения общеизвестного товарного  знака. Так же нет общей, чёткой схемы  определения общеизвестности товарного  знака. Однако должны быть определены факторы, которые следует рассматривать  при определении, является знак общеизвестным  или нет. Эти факторы включают степень известности или репутацию  знака в соответствующем секторе  потребления, а также срок действия, продление и географическое распространение  использования данного знака.

 

Иные виды знаков или средств индивидуализации.

Сертификационный  знак

Сертификационный знак не является товарным знаком. Сертификационный знак указывает на то, что товары или услуги, в связи с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с определенными  стандартами. Законодательство о товарных знаках не распространяется на сертификационные знаки. Законом о техническом  регулировании предусмотрена регистрация  сертификационных знаков, которые указывают на установленные стандарты, соблюдаемые для товаров, снабженных знаком.

Основное различие между  товарными знаками и сертификационными  знаками состоит в том, что  первые могут быть использованы только определенными предприятиями, в  том числе и членами ассоциации, владеющей коллективным знаком, в  то время как последний может  использоваться любым лицом, соблюдающим  определенные стандарты.

Фирменное наименование

Фирменное наименование охраняется в соответствии со ст. 1473 IV части  ГК РФ. Фирменное наименование —  это наименование, под которым  коммерческая организация (юридическое  лицо) выступает в гражданском  обороте и которое определено в его учредительных документах и было включено в единый государственный  реестр юридических лиц при государственной  регистрации юридического лица. Не следует путать его с таким  понятием как Фирменный стиль (Firm style)[12]. Хотя следует подчеркнуть, что  как Фирменное наименование, так  и Фирменный стиль широко используются при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков  и используется как инструмент продвижения  товаров и услуг фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей и являются составляющими  такого маркетингового понятия как  «бренд». Юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ должно иметь  полное наименование и может иметь  сокращенное наименование на русском  языке. Юридическому лицу принадлежит  исключительное право использования  своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации.

Наименование  места происхождения товара

Наименование места происхождения  товара — в соответствии со ст. 1516 IV части ГК РФ это обозначение, содержащее наименование[13] страны, городского или  сельского поселения, местности  или географического объекта[14], ставшее известным в отношении  товара, особые свойства которого определяются исключительно[15] характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. На использование такого наименования может быть признано исключительного право производителей товара. Примером такого наименования может служить наименование коньяк, для производимых в одноименной французской провинции крепких алкогольных напитков.

 

Коммерческое  обозначение

Коммерческое обозначение  — в соответствии со ст. 1538 IV части  ГК РФ это обозначения, используемые юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им предприятий, при  этом не являющимися их фирменными наименованиями, зарегистрированными  в едином государственном реестре  юридических лиц. Оно не подлежит обязательному включению в учредительные  документы и единый государственный  реестр юридических лиц.

Право на коммерческое обозначение  может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для  индивидуализации которого такое обозначение  используется.

Предприятие может использовать свое коммерческое обозначение в  порядке и на условиях, которые  предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

У предприятия прекращается право на коммерческое обозначение, если оно не использует его непрерывно в течение года.

 

Экологический знак

Особую группу знаков[16] составляют экологические. Типичным представителем такого экологического знака является Знак одобрения экологами Российской Федерации, который присваивается  в результате Конкурса Одобрения  Экологов Российской Федерации. Любая  организация, любой товаропроизводитель может получить на свой товар персональный знак «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® или тождественный ему «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИИ»©® Знак Одобрения Экологов Российской Федерации и право на его тиражирование в случае если товар и его производство согласно проведенному Конкурсу на присвоение Знака Одобрения Экологов Российской Федерации отвечает экологическим требованиям. Наличие знака «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® означает, что данный вид товара (услуги, технологии или метода) в том числе применяемого в экологии соответствует установленным действующим требованиям, безопасен для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; имеет подтвержденные показатели качества и эффективности продукции, заявленных изготовителем. В конкурсный оценочный перечень включен тест ЭКОТЕМ©® (Экологический тест Есиной-Мусина)

 

Критерии охраноспособности товарного знака.

Заявляемые на регистрацию  обозначения не всегда регистрируются в качестве товарного знака. Объясняется это тем, что существует ряд установленных Законом оснований, препятствующих регистрации.

Закон говорит и о невозможности  регистрации определенных видов  обозначений, и о невозможности  регистрации в целом охраноспособных элементов в связи с создавшейся в отношении этого обозначения ситуацией. В первом случае речь идет об абсолютных основаниях для отказа в регистрации (статья 6 Закона), которые при экспертизе всегда принимаются во внимание независимо от каких-либо обстоятельств. Во втором случае речь идет об иных (относительных) основаниях для отказа в регистрации, которые препятствуют регистрации обозначений в качестве товарных знаков (статья 7 Закона) лишь при определенных условиях.

Наиболее распространено такое абсолютное основание, как  отсутствие у обозначения различительной способности. Это обозначения, воспроизводящие отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения; простые геометрические фигуры; реалистические или схематические изображения товаров заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; общепринятые наименования, которые представляют собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров, общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Закон выделяет еще одну группу обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Однако Закон допускает исключение из этого правила - если подобное обозначение является лишь составной (незначительной) частью всего заявляемого обозначения, оно может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак. При этом, однако, требуется согласие соответствующего компетентного органа.

В случае, если заявляемое обозначение  состоит из обозначения, вошедшего  во всеобщее употребление как обозначение  товаров определенного вида, оно  также не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Под  таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного  товара, которое в результате его  длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием. Такими обозначениями стали, например, «рубероид», «термос», «целлофан» и другие.

Если говорить об общепринятых символах и терминах, то под ними понимают условные обозначения, применяемые  в науке и технике, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства  или область деятельности, к которым относятся товары, указанные в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака. К общепринятым терминам относятся характерные для конкретных областей науки и техники лексические единицы -слова, словосочетания и т.п.

Следующая группа обозначений, которые не могут регистрироваться в качестве товарных знаков, это простые наименования товаров (хлеб, пиво, бумага), указание веса, объема, цены на товар, адреса изготовителя товара или посреднической фирмы, указание материала или состава сырья, из которого изготовлен товар, и т.п. Эти неохраноспособные обозначения могут входить в качестве незначительных элементов в товарный знак.

Анализируя абсолютные основания, необходимо иметь в виду, что они, в свою очередь, также разделены  на две группы. Уже говорилось о первой группе обозначений, которые в случае их незначительного положения в товарном знаке не препятствуют регистрации товарного знака в целом. Обозначения же второй группы, даже если они занимают весьма незначительное положение в товарном знаке, делают регистрацию товарного знака невозможной. К обозначениям этой группы относятся ложные или способные ввести потребителя в заблуждение обозначения, например обозначения, порождающие у потребителя представление об определенном качестве товара или его изготовителе и т.п., которые не соответствуют действительности. К обозначениям этой группы относятся также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, например слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.

Как уже говорилось, вторая группа оснований для отказа в  регистрации называется «иными» основаниями.

С точки зрения проведения экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков «иные» основания можно разделить  на две группы. Основания первой группы приведены в первой части статьи 7 Закона, и именно в отношении этих оснований проводится экспертиза заявленного обозначения.

Так, в соответствии с  абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров. При этом учитываются только действующие, «живые» регистрации товарных знаков или заявки на регистрацию товарных знаков, т.е. не учитываются:

  • товарные знаки, регистрация которых аннулирована в соответствии со статьей     29  Закона
  • товарные знаки, заявки на регистрацию которых считаются отозванными или отозваны соответственно на основании пунктов 3 или 4 статьи 10 Закона
  • заявки, по которым приняты решения об отказе, возможность оспаривания которых исчерпана
  • заявки, по которым в адрес заявителей были направлены уведомления о невозможности регистрации товарных знаков в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.

Проводя экспертизу заявок на регистрацию товарных знаков, необходимо знать, что понимается под тождественными обозначениями и обозначениями, сходными до степени смешения.

Если все элементы обозначения  совпадают с элементами другого обозначения, оно считается тождественным этому обозначению.

Если обозначение имеет  по сравнению с другим обозначением отдельные отличия, но в целом  ассоциируется с ним, то оно считается сходным до степени смешения с этим обозначением.

И еще один фактор необходимо принимать во внимание при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков - товары и услуги, для которых  зарегистрирован или регистрируется товарный знак, если тождественные товарные знаки имеют одинаковые (однородные) перечни, то их сосуществование невозможно. Более поздний знак не может быть зарегистрирован. При установлении однородности товаров определяется потенциальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Установление однородности товаров достаточно сложный процесс, когда учитываются род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

Следующее из «иных» оснований  для отказа в регистрации -тождество  или сходство до степени смешения (опять-таки принимается во внимание и однородность товаров) с товарными знаками других лиц, охраняемыми в силу международных договоров Российской Федерации. К таким товарным знакам, в частности, относятся товарные знаки, признанные в Российской Федерации общеизвестными товарными знаками в соответствии со статьей 6bls Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Препятствием для регистрации  обозначения является наличие международного знака, заявленного или зарегистрированного, и соответственно охраняемого на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.

Информация о работе Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции