Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:52, курсовая работа
Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.
Введение 3
Понятие товарного знака 4
История товарных знаков 5
Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак 9
Виды товарных знаков 10
Особые статусы товарных знаков 15
Иные виды знаков и средств индивидуализации 16
Критерии охраноспособности товарных знаков 19
Порядок предоставления правовой охраны 26
Передача права на товарный знак 30
Защита права на товарный знак 37
Международные соглашения по товарным знакам 40
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Существуют фирмы, которые
намерены извлекать недобросовестную
выгоду из существования таких
Не существует четкого
определения общеизвестного товарного
знака. Так же нет общей, чёткой схемы
определения общеизвестности
Иные виды знаков или средств индивидуализации.
Сертификационный знак
Сертификационный знак не
является товарным знаком. Сертификационный
знак указывает на то, что товары
или услуги, в связи с которыми
он используется, сертифицированы владельцем
знака в отношении
Основное различие между
товарными знаками и
Фирменное наименование
Фирменное наименование охраняется
в соответствии со ст. 1473 IV части
ГК РФ. Фирменное наименование —
это наименование, под которым
коммерческая организация (юридическое
лицо) выступает в гражданском
обороте и которое определено
в его учредительных документах
и было включено в единый государственный
реестр юридических лиц при
Наименование места происхождения товара
Наименование места
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение
— в соответствии со ст. 1538 IV части
ГК РФ это обозначения, используемые
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями для
Право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Предприятие может использовать
свое коммерческое обозначение в
порядке и на условиях, которые
предусмотрены договором аренды
предприятия или договором
У предприятия прекращается право на коммерческое обозначение, если оно не использует его непрерывно в течение года.
Экологический знак
Особую группу знаков[16] составляют экологические. Типичным представителем такого экологического знака является Знак одобрения экологами Российской Федерации, который присваивается в результате Конкурса Одобрения Экологов Российской Федерации. Любая организация, любой товаропроизводитель может получить на свой товар персональный знак «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® или тождественный ему «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИИ»©® Знак Одобрения Экологов Российской Федерации и право на его тиражирование в случае если товар и его производство согласно проведенному Конкурсу на присвоение Знака Одобрения Экологов Российской Федерации отвечает экологическим требованиям. Наличие знака «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® означает, что данный вид товара (услуги, технологии или метода) в том числе применяемого в экологии соответствует установленным действующим требованиям, безопасен для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; имеет подтвержденные показатели качества и эффективности продукции, заявленных изготовителем. В конкурсный оценочный перечень включен тест ЭКОТЕМ©® (Экологический тест Есиной-Мусина)
Критерии охраноспособности товарного знака.
Заявляемые на регистрацию обозначения не всегда регистрируются в качестве товарного знака. Объясняется это тем, что существует ряд установленных Законом оснований, препятствующих регистрации.
Закон говорит и о невозможности
регистрации определенных видов
обозначений, и о невозможности
регистрации в целом
Наиболее распространено такое абсолютное основание, как отсутствие у обозначения различительной способности. Это обозначения, воспроизводящие отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения; простые геометрические фигуры; реалистические или схематические изображения товаров заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; общепринятые наименования, которые представляют собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров, общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.
Закон выделяет еще одну группу обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Однако Закон допускает исключение из этого правила - если подобное обозначение является лишь составной (незначительной) частью всего заявляемого обозначения, оно может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак. При этом, однако, требуется согласие соответствующего компетентного органа.
В случае, если заявляемое обозначение состоит из обозначения, вошедшего во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, оно также не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием. Такими обозначениями стали, например, «рубероид», «термос», «целлофан» и другие.
Если говорить об общепринятых
символах и терминах, то под ними
понимают условные обозначения, применяемые
в науке и технике, обозначения,
символизирующие отрасль
Следующая группа обозначений, которые не могут регистрироваться в качестве товарных знаков, это простые наименования товаров (хлеб, пиво, бумага), указание веса, объема, цены на товар, адреса изготовителя товара или посреднической фирмы, указание материала или состава сырья, из которого изготовлен товар, и т.п. Эти неохраноспособные обозначения могут входить в качестве незначительных элементов в товарный знак.
Анализируя абсолютные основания, необходимо иметь в виду, что они, в свою очередь, также разделены на две группы. Уже говорилось о первой группе обозначений, которые в случае их незначительного положения в товарном знаке не препятствуют регистрации товарного знака в целом. Обозначения же второй группы, даже если они занимают весьма незначительное положение в товарном знаке, делают регистрацию товарного знака невозможной. К обозначениям этой группы относятся ложные или способные ввести потребителя в заблуждение обозначения, например обозначения, порождающие у потребителя представление об определенном качестве товара или его изготовителе и т.п., которые не соответствуют действительности. К обозначениям этой группы относятся также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, например слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.
Как уже говорилось, вторая группа оснований для отказа в регистрации называется «иными» основаниями.
С точки зрения проведения экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков «иные» основания можно разделить на две группы. Основания первой группы приведены в первой части статьи 7 Закона, и именно в отношении этих оснований проводится экспертиза заявленного обозначения.
Так, в соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров. При этом учитываются только действующие, «живые» регистрации товарных знаков или заявки на регистрацию товарных знаков, т.е. не учитываются:
Проводя экспертизу заявок на регистрацию товарных знаков, необходимо знать, что понимается под тождественными обозначениями и обозначениями, сходными до степени смешения.
Если все элементы обозначения совпадают с элементами другого обозначения, оно считается тождественным этому обозначению.
Если обозначение имеет по сравнению с другим обозначением отдельные отличия, но в целом ассоциируется с ним, то оно считается сходным до степени смешения с этим обозначением.
И еще один фактор необходимо
принимать во внимание при экспертизе
заявок на регистрацию товарных знаков
- товары и услуги, для которых
зарегистрирован или
Следующее из «иных» оснований для отказа в регистрации -тождество или сходство до степени смешения (опять-таки принимается во внимание и однородность товаров) с товарными знаками других лиц, охраняемыми в силу международных договоров Российской Федерации. К таким товарным знакам, в частности, относятся товарные знаки, признанные в Российской Федерации общеизвестными товарными знаками в соответствии со статьей 6bls Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Препятствием для регистрации
обозначения является наличие международного
знака, заявленного или