Институт брака в семейном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы являются систематизация, оценка, разработка приоритетных направлений семейного права в области института брака.
Поставленная цель предопределяет задачи комплексного изучения:
1. Проанализировать понятие брака в российском семейном праве;
2. Охарактеризовать условия, порядок и последствия заключения брака;
3. Раскрыть предусмотренные российским законодательством основания прекращения брака;
4. Сравнить расторжение брака в органах ЗАГСа и в судебных органах;
5. Выявить правовые последствия расторжения брака.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие условий брака 6
1.1. Понятие брака 6
1.2. Условия брака 13
1.3. Порядок заключения брака, последствия заключения брака 23
Глава 2 Расторжение брака 28
2.1. Основания прекращения брака, расторжение брака в органах ЗАГСа 28
2.2. Расторжение брака в суде 33
2.3. Последствия расторжения брака 42
Глава 3 Признание брака недействительным 46
3.1. Основания и порядок 46
3.2. Последствия признания брака недействительным 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

Кочергина. ДОРАБОТКА диплома Третьяков.docx

— 133.17 Кб (Скачать)

     Включить  в Семейный кодекс понятие брака  невозможно, т.к. брак это комплексное  явление, состоящее не только из правовых, этических и моральных норм, но и из духовных и физических элементов, которые не могут регулироваться правом. 

1.2. Условия брака 

     Базовой нормой, устанавливающей условия  заключения брака, является ст. 12 СК РФ. Анализ последней свидетельствует, что, как и ранее, законодательно разграничиваются условия, допускающие  заключение брака, и обстоятельства, препятствующие его заключению. Конкретный перечень последних определен в  ст. 14 СК РФ. Среди них: наличие другого  зарегистрированного брака; наличие  близкого родства, а также отношений, связывающих усыновителей и усыновленных; признанная судом вследствие психического расстройства недееспособность хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. Юридическое  значение данных обстоятельств выражается в том, что наличие любого из них  исключает заключение брака, а заключенный  брак может быть признан недействительным в судебном порядке. Поэтому позиция  авторов, включающих отсутствие препятствий  к заключению брака, предусмотренных  семейным законодательством, в число  условий его заключения14, представляется нам спорной. Это влечет за собой, по нашему мнению, не вызываемое потребностями практики применения законодательства расширение перечня условий заключения брака. Как совершенно справедливо подчеркивается в литературе, наличие подобных обстоятельств только препятствует возникновению брачного правоотношения, но не является необходимым условием, порождающим его.

     Собственно  условия заключения брака установлены  п. 1 ст. 12 СК РФ: для заключения брака  необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в  брак, и достижение ими брачного возраста. Их правовое значение состоит  в том, что они являются обязательными (причем в совокупности) для государственной  регистрации и признания брака  действительным. В семейно-правовой литературе к условиям заключения брака  традиционно относят взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.15 Сравнительно-правовой анализ действующего и прежнего семейного законодательства позволяет сделать вывод о расширении перечня данных условий за счет включения в него такого обстоятельства, как разнополость лиц, вступающих в брак.

     В частности, согласно ст. 15 КоБС РСФСР16 для заключения брака требовалось взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Употребление законодателем общего понятия «лица» может быть объяснено тем, что возможность брака только между мужчиной и женщиной рассматривалась в качестве естественной (биологической), а потому и единственно возможной предпосылки его заключения. Поэтому для обозначения субъектов брачного правоотношения законодатель и применил традиционное понятие «лицо». Однако в конце XX в. в мире отчетливо проявилась тенденция к формированию однополых союзов лиц, что повлекло за собой появление, а в дальнейшем и значительное увеличение числа государств, где подобные союзы в форме зарегистрированных партнерств были легализованы (США, Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Германия и др.). Отечественное семейное законодательство исключает браки между однополыми лицами, что потребовало конкретизации условий их заключения путем уточнения субъектов брачных правоотношений. С учетом сказанного полагаем, что разнополость лиц, вступающих в брак, имеет самостоятельное юридическое значение как обязательное условие заключения брака.

     Итак, условиями заключения брака являются, во-первых, взаимное добровольное согласие будущих супругов. Во-вторых, разнополость лиц, вступающих в брак. В-третьих, достижение ими брачного возраста.

     Возможность вступления в брак предполагает наличие  определенной физической и психической  зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. Как известно, в  разных странах он устанавливается  по-разному с учетом исторических, национальных, религиозных традиций и других факторов. В РФ брачный  возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в  восемнадцать лет (п. 1 ст. 13 СК РФ), т.е. совпадает  с возрастом гражданского совершеннолетия. Одновременно СК РФ традиционно для  отечественного семейного законодательства допускает возможность снижения брачного возраста и содержит ряд  положений, не известных прежнему законодательству.

     Так, Основами законодательства Союза ССР  и союзных республик о браке  и семье 1968 г. (ч. 2 ст. 10) устанавливалось, что законодательством союзных  республик может предусматриваться  снижение брачного возраста, но не более  чем на два года. Учитывая, что  брачный возраст определялся  Основами в восемнадцать лет, на общегосударственном  уровне принципиально исключалась  возможность заключения брака до достижения шестнадцати лет. Достаточно интересна практика реализации указанной  нормы республиканским семейным законодательством. В РСФСР, Белоруссии, Молдавии, Таджикистане, Литве и  Эстонии снижение брачного возраста допускалось не более чем на два  года, а на Украине, в Азербайджане, Узбекистане и Туркмении - не более  чем на один год; в Казахстане, Латвии, Киргизии и Армении брачный возраст  мог быть снижен только для женщин и не более чем на один год; в  Грузии снижение брачного возраста вообще не предусматривалось.17

     Действующий СК РФ (п. 2 ст. 13) содержит иную регламентацию  данного вопроса, рассчитанную на две  ситуации. Первая из них применяется  в отношении лиц, достигших, а  вторая - не достигших возраста шестнадцати  лет.

     Применительно к лицам, достигшим шестнадцати  лет, действует правило, установленное  абз. 1 п. 2 ст. 13 СК РФ. Им предусмотрено, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати  лет. Данная редакция представляется  не вполне удачной. Вызывает возражение употребление в тексте статьи словосочетания «разрешить вступить в брак». Это  создает впечатление о расширении перечня условий, допускающих заключение брака шестнадцатилетними лицами, за счет разрешения на вступление в брак органами местного самоуправления. Поэтому  редакция абз. 1 п. 2 ст. 13 СК должна быть изменена. Думается, что, как и в  прежнем семейном законодательстве, речь должна идти о праве органа местного самоуправления именно на снижение брачного возраста, но не о каком-либо разрешении на вступление в брак. Теоретически сделанный вывод объясняется  отсутствием среди условий заключения брака, установленных ст. 12 СК РФ, каких-либо дополнительных требований для лиц, не достигших брачного возраста, в  том числе согласия родителей, государственных  или муниципальных органов и  т.п. на брак несовершеннолетних.

     По  сравнению с ранее действовавшим  семейным законодательством, допускавшим  снижение брачного возраста только в  исключительных случаях (ст. 15 КоБС РСФСР), действующий СК РФ расширяет основания  снижения брачного возраста до 16 лет. Теперь брачный возраст может быть снижен в силу уважительных причин. Правоприменительная  практика относит к ним беременность, рождение ребенка, фактические брачные  отношения и др. Показательно, что  Кодекс не содержит даже примерного перечня  таких обстоятельств, которые могли  бы обусловить снижение брачного возраста. Тем самым оценка их уважительности производится органами местного самоуправления по собственному усмотрению. Следовательно, основанием для снижения брачного возраста могут выступать любые обстоятельства, которые будут признаны уважительными  органами местного самоуправления.

     Например, на территории Ростовской области рассматриваемые  нами вопросы урегулированы Областным  законом от 12 мая 1996 г. № 18-ЗС (в ред. Областного закона от 30 июля 1998 г. № 8-ЗС) «Об условиях и порядке регистрации  брака несовершеннолетних граждан  в Ростовской области». Статья 2 последнего предусматривает, что «при наличии  уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак, вправе своим  правовым актом по просьбе данных лиц, с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати  лет».18

     В дополнение к проведенному нами анализу  условий заключения брака лицами, достигшими шестнадцати лет, необходимо отметить неправомерность условия  относительно согласия законных представителей в силу его противоречия абз. 1 п. 2 ст. 13 и ст. 12 СК РФ. Поскольку семейное законодательство находится согласно ст. 72 «к» Конституции РФ19 в совместном ведении РФ и ее субъектов, здесь принципиальное значение имеет установление четкого соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 СК РФ регулирование семейных отношений законами субъектов РФ допускается по вопросам, прямо отнесенным Кодексом к их ведению, а также по вопросам, непосредственно не урегулированным им. Применительно к предмету настоящей статьи следует отметить, что условия и порядок вступления в брак лиц, достигших возраста шестнадцати лет, не могут устанавливаться законами субъектов РФ. Соответствующие отношения составляют предмет регулирования федерального закона, т.е. СК РФ.

     СК  РФ, как отмечалось ранее, не предусматривает  согласия третьих лиц, включая родителей (усыновителей, попечителей), на заключение брака. Поэтому их согласие или, наоборот, возражения против снижения брачного возраста не имеют юридического значения, в том числе и для органов  местного самоуправления. Они могут  снизить брачный возраст с  учетом интересов несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет, и  вопреки мнению их законных представителей. Конститутивное значение имеет только мнение самих лиц, желающих заключить  брак.

     СК  РФ не восполняет пробела в семейном законодательстве относительно того, кто конкретно может обратиться в орган местного самоуправления с ходатайством о снижении брачного возраста. По мнению ряда авторов, данное право предоставлено самим несовершеннолетним, желающим зарегистрировать брак; их законным представителям (родителям, усыновителям, приемным родителям или попечителям); органам, исполняющим попечительские функции или обязанности.20 Данное суждение вызывает возражения. Во-первых, в отличие от КоБС РСФСР (ст. 15) СК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 13) прямо связывает снижение брачного возраста с наличием просьбы именно самих несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак. Во-вторых, как было отмечено ранее, позиция законных представителей несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет, при решении вопроса о снижении брачного возраста не имеет принципиального значения для органа местного самоуправления. Поэтому мы полагаем, что заявление о снижении брачного возраста может быть подано в орган местного самоуправления только лично лицами, желающими вступить в брак и достигшими шестнадцатилетнего возраста. При этом обязательна письменная форма такого заявления.

     Таким образом, проведенное нами исследование убеждает в известной преемственности  прежнего и действующего российского  законодательства о браке и семье  относительно брачного возраста как  обязательного условия заключения брака. СК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 13) предусматривает  возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. Тем  самым на уровне федерального закона минимальный брачный возраст  устанавливается в шестнадцать  лет.

     Однако  снижение брачного возраста допускается  и ниже шестнадцати лет. С учетом конституционного разграничения компетенции  между РФ и ее субъектами СК РФ предоставляет  субъектам РФ право своим законом  установить порядок и условия, при  наличии которых вступление в  брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати  лет (абз. 2 п. 2 ст. 13 СК). Целесообразность данной нормы с учетом многонационального состава населения нашей страны и, как следствие, наличия существенных различий в исторических, национальных, культурных и иных традициях; акселерации, влекущей возникновение фактических  брачных отношений и до достижения шестнадцати лет, и других обстоятельств  не вызывает сомнений.

     Заключение  брака несовершеннолетними лицами, которым был снижен брачный возраст, не является обязательным. Он может  быть либо вообще не зарегистрирован  ими либо зарегистрирован в любой  момент до достижения восемнадцати лет  независимо от времени, прошедшего с  момента принятия муниципальным  органом решения о снижении брачного возраста. По нашему мнению, в целях  предотвращения ранних и, как правило, нестабильных браков целесообразно  установить определенные сроки, к примеру, от трех до шести месяцев (с момента  вынесения решения о снижении брачного возраста), в течение которых  допускается заключение брака несовершеннолетними  лицами. По своей юридической природе  такие сроки должны иметь пресекательный характер. Следовательно, их истечение  повлечет прекращение предоставленного несовершеннолетнему лицу права  на заключение брака до достижения им возраста восемнадцати лет. Это не исключает возможности повторного обращения несовершеннолетних, не зарегистрировавших брак в установленные сроки, в  органы местного самоуправления с новым  ходатайством о снижении брачного возраста. В таком случае вопрос должен решаться в общем порядке, установленном  СК РФ.

     Регистрация брака обусловливает согласно абз. 1 п. 2 ст. 21 ГК РФ приобретение лицом, не достигшим возраста восемнадцати лет, дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак. «До  введения в действие СК РФ исключалась  возможность возникновения полной гражданской дееспособности до достижения возраста шестнадцати лет. В настоящее  время такая возможность имеется, поскольку п. 2 ст. 21 ГК РФ распространяется на все случаи вступления в брак до восемнадцати лет, в том числе  и до достижения шестнадцати лет, если специальным законом субъекта РФ допускается вступление в брак до достижения данного возраста».21

     Представляется, что регистрация брака до восемнадцатилетнего  возраста не должна автоматически приводить  к признанию гражданской дееспособности в полном объеме вне зависимости  от возраста вступления в брак. Думается необходимо внести изменения в Гражданский  кодекс РФ, а в частности в пункт 2 статьи 21 ГК РФ, уточнив, что гражданин, вступивший в брак до достижения 18 летнего  возраста получает не полную, а частичную  дееспособность. Вряд ли более ранний возраст обеспечивает требуемую  для полной дееспособности в сфере  гражданских правоотношений интеллектуальную и волевую зрелость. Не случайно, поэтому законодатель выделяет дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и разрешает  самостоятельное осуществление  ими достаточно ограниченного круга  действий (п. 2 ст. 26 ГК).

     Коллизия  норм гражданского и семейного законодательства особенно остро проявляется в  связи с тем, что отсутствие в  СК РФ ограничений права субъектов  РФ на установление своим законом  возраста, допускающего в виде исключения с учетом особых обстоятельств вступление в брак до достижения возраста шестнадцати  лет, создает принципиальную возможность  регистрации брака не только с  пятнадцати-четырнадцати лет, но и в  более раннем возрасте. Следовательно, и такие вступившие в брак лица должны быть признаны полностью дееспособными. С учетом высказанных замечаний  считаем целесообразным ограничить сферу применения п. 2 ст. 21 ГК РФ только случаями, когда вступление в брак до достижения восемнадцати лет допускается  именно федеральным законом, что  исключит возможность возникновения  гражданской дееспособности в полном объеме до достижения лицом возраста шестнадцати лет.

     В свете сказанного обращает на себя внимание следующее. Эмансипация, т.е. объявление лица, достигшего шестнадцати  лет, полностью дееспособным в порядке  ст. 27 ГК РФ, не влияет на его брачную  дееспособность (равно как и на иные элементы его семейно-правового  статуса). Поэтому для заключения брака эмансипированным несовершеннолетним требуется разрешение органов местного самоуправления на снижение брачного возраста. Думается, что между эмансипацией и брачной дееспособностью должна быть более тесная связь. Посмеем  утверждать, что факт эмансипации  может заменить собой разрешение органов местного самоуправления на снижение брачного возраста.

Информация о работе Институт брака в семейном праве