Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:29, курсовая работа
Правовое регулирование - важнейший инструмент управления обществом.
Усложнение экономической и социальной жизни общества, обеспечение гарантий прав, свобод, обязанностей граждан, укрепление правопорядка и дисциплины обуславливают повышение роли правового регулирования.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Общая характеристика правового регулирования расчетных правоотношений.
1.1 Понятие и правовая природа расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Правовые основы расчетно - денежных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Субъекты (участники) расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4 Особенности правового регулирования расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Операции с наличными деньгами и их правовое регулирование.
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами . . . . . . . . . . . . .19
2.2 Кассовые операции и операции инкассации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Расчетно-денежные отношения при безналичных расчётах.
3.1 Способы безналичных межбанковских расчетов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .26
3.2 Порядок безналичных расчетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 3.4 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов. . . . . . . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . .
Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, подписанного лицами, имеющими право подписи расчетных документов, и заверенного оттиском печати.
Отзыв расчетных документов возможен
до момента списания денежных средств
с корреспондентского счета банка плательщика.
Законодательно закрепленным основанием
для таких действий является п. 2 ст. 405
ГК РФ.
4. Кредитная организация
не вправе определять и контролировать
направления использования средств клиента
и устанавливать другие не предусмотренные
законом или договором банковского счета
ограничения его права распоряжаться
денежными средствами по своему усмотрению23.
Это означает, что при осуществлении расчетных
операций кредитные организации не должны
вникать в сущность отношений между плательщиком
и получателем средств. Их контроль касается
только формальных моментов, связанных
с предоставлением документов и правильностью
их оформления.
В качестве примеров
правомерного отказа кредитной организации
в проведении расчетной операции можно
привести следующие случаи:
- несоответствие
платежного поручения требованиям банковских
правил и неустранение клиентом этих несоответствий;
- отсутствие
документальных оснований для проведения
валютной операции;
- отсутствие
платежного поручения и достаточных денежных
средств для уплаты налога на добавленную
стоимость за иностранных лиц, не состоящих
на учете в налоговых органах РФ, при перечислении
денежных средств таким налогоплательщикам
налоговыми агентами.
5. Поручения плательщика
исполняются кредитной организацией в
пределах остатка средств на счете либо
за счет кредитования счета.
Однако платежные
поручения принимаются кредитной организацией
независимо от наличия денежных средств
на счете плательщика.
В целом
значение безналичных расчетов велико.
Они способствуют концентрации денежных
ресурсов в банках. Временно свободные
денежные средства предприятий, хранящиеся
в банках, являются одним из источников
кредитования, способствуют нормальному
кругообороту средств в народном хозяйстве.
В современных условиях при избытке ресурсов
в коммерческих банках безналичные расчеты
должны способствовать вовлечению денежных
средств в реальный сектор экономики,
что позволит банкам увеличить прибыльность
своих операций, а предприятиям развивать
производство. Расширение сферы безналичных
расчетов позволяет более точно определить
размер эмиссии и изъятия наличных денег
из обращения. Развитие безналичных расчетов
приводит к сокращению потребности в наличных
деньгах и к экономии издержек обращения.
Заключение.
Итак, в сфере финансово-правового
регулирования безналичные деньги функционируют
наряду с наличными. Это в том смысле, что
они имеют свое пространство функционирования
и обязательны к приему в качестве платежей
тогда, когда их использование предписано
законодательством РФ. Следовательно,
аналогично сфере гражданско-правового
регулирования, в сфере финансово-правового
регулирования законным средством платежа
сегодня следует признавать не только
наличные, но и безналичные деньги, выраженные
в рубле как денежной единице.
В заключении можно сказать, что выделение расчетных операций в качестве самостоятельного объекта гражданско-правового регулирования впервые было произведено ГК РСФСР 1964 г., который в отличие от ныне действующего ГК РФ практически не содержал норм прямого действия - регулирование оборота было отдано на откуп ведомственному нормотворчеству.
В действующем ГК РФ нормы о расчетах выделены в специальную главу, что, безусловно, лишний раз свидетельствует о признании отношений, возникающих при безналичных расчетах через банк, самостоятельным объектом гражданско-правового регулирования.
Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования расчетных отношений, хотелось бы предложить следующее определение. Расчетные правоотношения - это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, как правило, в виде сделок, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частно - правовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях.
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ. 1993г. – М.: Дело, 2001;
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.10.2010);
3. "Кодекс Российской Федерации Об административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред.
от 23.09.2010);
4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации"
от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2010);
5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
центральном банке Российской Федерации
(банке России)" (ред. от 25.11.2009);
6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О
банках и банковской деятельности"
(ред. от 04.10.2010);
7. Приказ Министерства финансов РФ от
24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении правил
указания информации в полях расчетных
документов на перечисление налогов, сборов
и иных обязательных платежей в бюджетную
систему Российской Федерации";
8. Письмо Банка России от 4 января 2003 г.
N 17-44/1 "О переводах денежных средств
по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов";
9. Письмо Банка России и Министерства
РФ по налогам и сборам от 12 ноября2002 г.
N 151-Т, ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах,
связанных с уплатой организациями налогов
и сборов";
10. Приложение N 1 к Положению Банка России
от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации
налично-денежного обращения на территории
Российской Федерации";
11. Положения Банка России от 3 октября 2002
г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской
Федерации ";
12. Курбатов, А. И. Обеспечение баланса частных
и публичных интересов - основная задача
права на современном этапе // Хозяйство
и право. 2001. N 6. С. 88;
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование расчётных правоотношений