Гражданско-правовое регулирование расчётных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование - важнейший инструмент управления обществом.
Усложнение экономической и социальной жизни общества, обеспечение гарантий прав, свобод, обязанностей граждан, укрепление правопорядка и дисциплины обуславливают повышение роли правового регулирования.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Общая характеристика правового регулирования расчетных правоотношений.
1.1 Понятие и правовая природа расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Правовые основы расчетно - денежных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Субъекты (участники) расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4 Особенности правового регулирования расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Операции с наличными деньгами и их правовое регулирование.
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами . . . . . . . . . . . . .19
2.2 Кассовые операции и операции инкассации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Расчетно-денежные отношения при безналичных расчётах.
3.1 Способы безналичных межбанковских расчетов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .26
3.2 Порядок безналичных расчетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 3.4 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов. . . . . . . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Копия КП ГП1.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

              Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  
С точки зрения правового регулирования расчетов это означает, что вопросы их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России. 

           Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих законодательных актов, Президент РФ в силу своих конституционных полномочий может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов. Например, до 1 июля 2002 г., т.е. до тех пор, пока не вступила в силу ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций определялась п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".  
                   
Если же какой-либо вопрос урегулирован на законодательном уровне, то Указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат10 
По смежным вопросам правового регулирования могут либо издаваться совместные акты (например, акты Банка России и Государственного таможенного комитета РФ) либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).  
Акты Банка России обозначаются в ГК РФ как банковские правила.  
 
 

Глава 2. Операции с наличными деньгами и их правовое регулирование.

2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами.  
                   
В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений. 

На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами: 

1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб. 

              При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам, при осуществлении выплат по аккредитиву;  
2) по порядку расчетов - в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица - получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет. 

              В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией11 
Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность введения подобных ограничений и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления предпринимательской деятельности, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно. 

Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.  
Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе12

             Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).   

2.2 Кассовые операции и операции инкассации. 

                   Помимо собственно расчетов наличными деньгами, к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций, т.е. работы с денежной наличностью, а также порядка осуществления инкассации, т.е. приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.  

                   Правовое регулирование по данным вопросам осуществляется Банком России.  По первому вопросу в отношении юридических лиц, не являющимися кредитными организациями, действуют Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации", а в отношении кредитных организаций - Положение Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".  
При этом кредитные организации, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, при совершении кассовых операций руководствуются актами для обычных юридических лиц.  
Основные правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.  
Все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях. 

              Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежаще оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. 

              Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации. 

               Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию устанавливаются ежегодно на основании расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом в кредитную организацию13 
                   
При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору. По юридическим лицам, не представившим расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитную организацию, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.  
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. 

                 Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.                             
Разрешается хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трех дней (для районов Крайнего Севера - пяти дней, предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.  
Кроме того, юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т.п..  

                 Предусмотрена также возможность выдачи наличных денег работникам под отчет (например, для оплаты командировочных расходов, горючесмазочных материалов и т.п.). Такая выдача не подпадает под понятие расчетов, поскольку в этом случае речь идет не о выплате доходов работнику, а о предоставлении ему права оплатить определенные расходы самого юридического лица. По израсходованным суммам работник должен будет отчитаться перед бухгалтерией, а неизрасходованные суммы сдать обратно в кассу.  
Получать наличные деньги со своих счетов в кредитных организациях (через кассы этих кредитных организаций) юридические лица также могут только на цели, установленные нормативными актами (в частности, это касается выдачи заработной платы и выплат социального характера и стипендий и т.п.). Выдача денег кредитной организацией в таких случаях осуществляется на основании чека.  
                    
Получение наличных денег может производиться и с использованием банковских карт. Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.

               Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией14, в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляется исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования. 

                 Инкассация также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации, а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу указания Банка России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности").   

2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.                                    
                 
В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 

Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года.  
За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных

размеров оплаты труда15

                   Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы16.                                               
Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо - плательщика (и соответственно, на его должностных лиц).   

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование расчётных правоотношений