Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:29, курсовая работа
Правовое регулирование - важнейший инструмент управления обществом.
Усложнение экономической и социальной жизни общества, обеспечение гарантий прав, свобод, обязанностей граждан, укрепление правопорядка и дисциплины обуславливают повышение роли правового регулирования.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Общая характеристика правового регулирования расчетных правоотношений.
1.1 Понятие и правовая природа расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Правовые основы расчетно - денежных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Субъекты (участники) расчетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4 Особенности правового регулирования расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Операции с наличными деньгами и их правовое регулирование.
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами . . . . . . . . . . . . .19
2.2 Кассовые операции и операции инкассации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Расчетно-денежные отношения при безналичных расчётах.
3.1 Способы безналичных межбанковских расчетов. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .26
3.2 Порядок безналичных расчетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 3.4 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов. . . . . . . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . .
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О Центральном
банке РФ (Банке России)" Банк России
в пределах полномочий, предоставленных
ему Конституцией РФ и федеральными законами,
независим в своей деятельности от федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
С точки зрения
правового регулирования расчетов это
означает, что вопросы их осуществления
актами Президента РФ, Правительства РФ,
министерств и ведомств напрямую регулироваться
не могут, а изданные акты не могут применяться
без одобрения Банка России.
Однако в отношении Президента РФ не следует
забывать о его конституционных полномочиях.
Конституционный Суд РФ исходит из того,
что при отсутствии соответствующих законодательных
актов, Президент РФ в силу своих конституционных
полномочий может осуществлять правовое
регулирование отдельных вопросов. Например,
до 1 июля 2002 г., т.е. до тех пор, пока не вступила
в силу ст. 15.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях, ответственность за
нарушение порядка работы с денежной наличностью
и порядка ведения кассовых операций определялась
п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N
1006 "Об осуществлении комплексных мер
по своевременному и полному внесению
в бюджет налогов и иных обязательных
платежей".
Если же какой-либо вопрос
урегулирован на законодательном уровне,
то Указы Президента РФ, противоречащие
этому регулированию, применению не подлежат10.
По смежным вопросам
правового регулирования могут либо издаваться
совместные акты (например, акты Банка
России и Государственного таможенного
комитета РФ) либо осуществляться издание
Банком России порядка применения конкретных
актов (например, указов Президента РФ).
Акты Банка России
обозначаются в ГК РФ как банковские правила.
Глава 2. Операции с наличными деньгами и их правовое регулирование.
2.1 Правовое
регулирование расчетов наличными деньгами.
В соответствии с п.
1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан,
не связанные с осуществлением ими предпринимательской
деятельности, могут производиться наличными
деньгами без ограничения суммы или в
безналичном порядке. А вот применительно
к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает
введение ограничений.
На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:
1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб.
При этом применительно к некоторым конкретным
ситуациям расчеты наличными запрещаются
полностью, например, при выдаче банками
кредитов юридическим лицам, при осуществлении
выплат по аккредитиву;
2) по порядку
расчетов - в виде обязательности внесения
наличных средств в кассу юридического
лица - получателя, а не в обслуживающий
его банк для зачисления на банковский
счет.
В отличие от юридических лиц физические
лица могут осуществлять переводы денежных
средств через банки без открытия в них
банковских счетов, т.е. банки вправе принимать
от них наличные деньги для зачисление
(перечисления) на счет получателя, что
является самостоятельной банковской
операцией11.
Что касается
граждан-предпринимателей, то, хотя п.
2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность
введения подобных ограничений и в отношении
них, Банк России таких ограничений не
устанавливает. Это связано с тем, что
имущество граждан-предпринимателей не
разграничивается на то, которое они используют
для осуществления предпринимательской
деятельности, и на то, которое они используют
для личного потребления. Соответственно,
юридически разграничить их платежи на
личные и предпринимательские в большинстве
случаев невозможно.
Пункт
3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской
деятельности граждан применяются правила
ГК РФ о коммерческих организациях, в данном
случае неприменим, поскольку речь идет
не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом
регулировании, осуществляемом Банком
России.
Перечисление
налогов и сборов через банки без открытия
в них банковских счетов могут производить
только физические лица. Юридические лица
такой операции производить не вправе12.
Уплату налогов и сборов наличными деньгами,
т.е. в кассу уполномоченного органа или
через организацию почтовой связи, по
действующему НК РФ могут производить
только физические лица и только при отсутствии
в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако
применительно к конкретным региональным
и местным налогам и сборам существует
возможность закрепления такой возможности
соответственно, в законах субъектов РФ
или в нормативных правовых актах представительных
органов местного самоуправления (п. 4
ст. 58).
2.2 Кассовые операции и операции инкассации.
Помимо собственно расчетов наличными деньгами, к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций, т.е. работы с денежной наличностью, а также порядка осуществления инкассации, т.е. приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
Правовое регулирование по данным вопросам
осуществляется Банком России. По первому вопросу
в отношении юридических лиц, не являющимися
кредитными организациями, действуют
Порядок ведения кассовых операций в РФ,
утвержденный решением Совета директоров
Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение
Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О
правилах организации налично-денежного
обращения на территории Российской Федерации",
а в отношении кредитных организаций -
Положение Банка России от 9 октября 2002
г. N 199-П "О порядке ведения кассовых
операций в кредитных организациях на
территории Российской Федерации".
При этом кредитные
организации, у которых отозваны лицензии
на осуществление банковских операций,
при совершении кассовых операций руководствуются
актами для обычных юридических лиц.
Основные правила
ведения кассовых операций заключаются
в следующем.
Все юридические
лица обязаны хранить свободные денежные
средства на банковских счетах в кредитных
организациях.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежаще оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации.
Лимит остатка наличных денег в кассе,
а также сроки сдачи наличных денег в кредитную
организацию устанавливаются ежегодно
на основании расчета по установленной
форме, представляемого юридическим лицом
в кредитную организацию13.
При наличии у юридического
лица нескольких счетов в различных кредитных
организациях оно обращается в одну из
них по своему выбору. По юридическим лицам,
не представившим расчета на установление
лимита остатка наличных денег в кассе
ни в одну из обслуживающих их кредитную
организацию, лимит остатка кассы считается
нулевым, а не сданная в кредитную организацию
наличность - сверхлимитной. Лимит остатка
кассы может пересматриваться в течение
года по мотивированному ходатайству
юридического лица.
Предприятия
обязаны сдавать в банк всю денежную наличность
сверх установленных лимитов остатка
наличных денег в кассе в порядке и сроки,
согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные
и вечерние кассы банков, инкассаторам
и в объединенные кассы при предприятиях
для последующей сдачи в банк, а также
предприятиям связи для перечисления
на счета в банках на основе заключенных
договоров.
Разрешается
хранить в своих кассах наличные деньги
сверх установленных лимитов только для
выдачи заработной платы, выплат социального
характера и стипендий не свыше трех дней
(для районов Крайнего Севера - пяти дней,
предприятий, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, - до 5 дней), включая день получения
денег в банке.
Кроме того, юридическим
лицам, не имеющим задолженности по платежам
в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается
по согласованию с обслуживающими их банками
расходовать поступающую в их кассы денежную
выручку на цели, предусмотренные федеральными
законами и иными правовыми актами, а также
принятыми в их исполнение нормативными
актами Банка России. В частности, такими
целями являются выдача заработной платы
и выплаты социального характера, закупка
сельскохозяйственной продукции у населения,
оплата командировочных расходов и т.п..
Предусмотрена также возможность выдачи
наличных денег работникам под отчет (например,
для оплаты командировочных расходов,
горючесмазочных материалов и т.п.). Такая
выдача не подпадает под понятие расчетов,
поскольку в этом случае речь идет не о
выплате доходов работнику, а о предоставлении
ему права оплатить определенные расходы
самого юридического лица. По израсходованным
суммам работник должен будет отчитаться
перед бухгалтерией, а неизрасходованные
суммы сдать обратно в кассу.
Получать наличные
деньги со своих счетов в кредитных организациях
(через кассы этих кредитных организаций)
юридические лица также могут только на
цели, установленные нормативными актами
(в частности, это касается выдачи заработной
платы и выплат социального характера
и стипендий и т.п.). Выдача денег кредитной
организацией в таких случаях осуществляется
на основании чека.
Получение наличных
денег может производиться и с использованием
банковских карт. Осуществление приема
и выдачи наличных денег кредитными организациями
в качестве предоставления услуг своим
клиентам называется кассовым обслуживанием.
Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией14, в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляется исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования.
Инкассация также является банковской
операцией. Данные операции могут осуществлять
банки и расчетные небанковские кредитные
организации, а также небанковские кредитные
организации инкассации, зарегистрированные
и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с
этой даты утратили силу указания Банка
России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации
небанковских кредитных организаций,
осуществляющих операции по инкассации,
и особенностях лицензирования их деятельности").
2.3 Ответственность
за нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых
операций.
В соответствии со ст.
15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
осуществление расчетов наличными деньгами
с другими организациями сверх установленных
размеров, неоприходование (неполное оприходование)
в кассу денежной наличности, несоблюдение
порядка хранения свободных денежных
средств, а равно накопление в кассе наличных
денег сверх установленных лимитов влекут
наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от четырехсот
до пятисот минимальных размеров оплаты
труда.
Проверки
соблюдения определенного Банком России
порядка ведения кассовых операций и работы
с денежной наличностью осуществляют
кредитные организации не реже одного
раза в два года.
За невыполнение
обязанностей по контролю за соблюдением
правил ведения кассовых операций на должностных
лиц кредитных организаций налагается
административный штраф в размере от двадцати
до тридцати минимальных
размеров оплаты труда15.
Дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса
РФ об административных правонарушениях,
рассматривают налоговые органы16.
Причем за осуществление
расчетов наличными деньгами сверх установленных
пределов штраф должен налагаться на юридическое
лицо - плательщика (и соответственно,
на его должностных лиц).
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование расчётных правоотношений