Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных норм и особенности их реализации".

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Конституционные нормы права………………………………………6
Понятие конституционных норм и их реализация……………………….6
Специфика конституционных норм……………………………………...16
Глава 2 Реализация конституционных норм………………………………....21
2.1 Процесс реализации конституционных норм……………………………21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

         5) по степени определенности  предписаний. По этому основанию  различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы; 

         6) по назначению  в механизме правового регулирования.  По этому основанию принято  различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие  от уголовного, гражданского права  конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

         Много процедурных  норм содержится в законодательных  актах о выборах депутатов  законодательных (представительных) органов  государственной власти, о проведении референдумов. Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права  объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

         Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства. В настоящее время в теоретической литературе обосновывается необходимость формирования такой отрасли.

         Рассмотренные основания  классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

         Как отмечалось, определенный правовой результат достигается  обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие  совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права.

         Главный критерий объединения  норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что  влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой [2]. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации. 
 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Специфика конституционных  норм. 

         Специфика реализации конституционных норм содержится в их особенностях как норм права, устанавливающих фундаментальные положения Основного закона государства и общества. По мнению В. О. Лучина, "все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения. Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования". Для полного и всестороннего раскрытия проблем реализации конституционных норм следует более подробно остановиться на анализе особенностей норм Конституции Российской Федерации. 
 
                В своей работе "Конституционные нормы" Ю. А. Тихомиров писал, что "конституционная норма - это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм". Тут имеют место особые политико-правовые субъекты конституционных норм. Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции. 
 
                Собственно юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым, на наш взгляд, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира [9]. 
 
                Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства. Именно эту функцию преимущественно выполняют объединенные в отдельную группу нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл.1 Конституции РФ), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст.65-70), общий статус Президента Российской Федерации (ст.80-82, ч.1 ст.87, ст.91), Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства (ст.110), других федеральных органов (ч.1 ст.125, ст.126-129). Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции (либо на основе изменения ее отдельных положений) создаются, например, новые государственные органы: Федеральное Собрание (гл.5), Счетная палата (п."г" ч.1 ст.103), Уполномоченный по правам человека (п."д" ч.1 ст.103) и др.[1].           

          Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования: дозволения, предписания и запрета. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.10 Конституции РФ) [10]. 
 
                Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Конституция, например, не ограничивается установлением системы и основных видов государственных органов, а определяет также их предметы ведения, основные права и обязанности, ведущие линии взаимоотношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией (ст.83-89, 101, 102, 114, 125). Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение. 
 
                Спецификой целей и средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее "самообеспечения", "самозащиты". В широком смысле охранительная функция реализуется Конституцией в целом, а в узком - через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Данная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2 и 18), народовластие (ст.3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории. 
 
                Охранительная функция (ст.4) проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов (ч.1 и 2 ст.15). Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений (ч.4 ст.3), а в ряде случаев и конкретные санкции (ч.2 ст.85). Важную роль в осуществлении охранительной функции Конституции выполняют гарантирующие нормы (ст.8, 12, 17, ч.1 ст.19, 69, 133), запреты (ст.21, ч.1 ст.74) и др. 
 
                Творческие, стимулирующие, созидательные свойства Конституции проявляются в установлении ею целей и задач развития общества и государства. Основной закон выступает как высший политико-правовой ориентир такого развития, как средство и способ социальной ориентации. Программно-целевые положения Конституции дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений. Провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч.1 ст.1) исходит как из сущего, так и из должного; определяет высшие стратегические цели и задачи развития российской государственности, прежде всего связанные с обогащением ее демократического правового потенциала. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2) с учетом содержащихся в ст.18 дополнений обращено не только к нашей повседневной действительности, но имеет и программный характер. Данную функцию выполняет ряд других конституционных норм (ст.37, ч.2 ст.40, ч.2 ст.41, ч.2 ст.65, ст.79).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Реализация конституционных  норм.

2.1 Процесс реализации  конституционных  норм.

          
                Процесс реализации - это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права, на наш взгляд, следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Многие ученые дают иное определение. Например, А. Б. Венгеров полагает, что реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей.

         Имеются различные  точки зрения ученых на разновидности  и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: "использование права", "исполнение обязанностей", "соблюдение запретов", "применение законодательства". М. К. Маликов и другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. Л. С.Явич считал, "что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции - это способы (средства) ее реализации". При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: "...что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями"[13].

         На особенности  реализации конституционных норм влияют волеизъявление субъектов конституционного права, деятельность государственных  органов и волеизъявление третьих  лиц. В частности, реализация ряда этих норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Например, в ст.103 Конституции Российской Федерации изложены вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые она должна разрешить в процессе выполнения своей функции одной из палат законодательного органа власти страны.

         Государственная Дума в течение  трех последних созывов:

         а) многократно принимала  решения о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также об отказе в даче такого согласия;

         б) несколько раз  рассматривала вопрос о доверии  Правительству Российской Федерации  и принимала при этом решения  о недоверии либо отказе в доверии;

Информация о работе Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав