Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных норм и особенности их реализации".
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Конституционные нормы права………………………………………6
Понятие конституционных норм и их реализация……………………….6
Специфика конституционных норм……………………………………...16
Глава 2 Реализация конституционных норм………………………………....21
2.1 Процесс реализации конституционных норм……………………………21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………
5) по степени определенности
предписаний. По этому
6) по назначению
в механизме правового
Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов. Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.
Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства. В настоящее время в теоретической литературе обосновывается необходимость формирования такой отрасли.
Рассмотренные основания
классификации конституционно-
Как отмечалось, определенный
правовой результат достигается
обычно действием не одной правовой
нормы, а достаточно широкой совокупности
конституционно-правовых норм. Такие
совокупности родственных правовых
норм именуются конституционно-
Главный критерий объединения
норм в правовой институт - однородность
регулируемых ими отношений, что
влечет за собой и правовое единство
соответствующих норм, объединенных
в институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми
институтами являются только комплексы
норм, выступающие как часть, элемент системы
конституционного права. Только такие
комплексы и можно именовать конституционно-правовыми
институтами. Однако поскольку в правовой
теории и практике не сложилось понятия,
предназначенного для обозначения более
узкого круга взаимосвязанных норм (а
такой определитель необходим), то применяется
также расширительное толкование и использование
понятия института. Например, можно говорить
об институте гражданства, хотя входящие
в него нормы являются составной частью
института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте
объединяются нормы самых различных видов
с учетом той их классификации, которая
была изложена выше. В него могут входить
и нормы Конституции, и нормы текущего
законодательства, т.е. нормы, обладающие
различной юридической силой [2]. В составе
конституционно-правового института могут
быть нормы, различные по территории действия,
по степени определенности правового
предписания и по другим признакам. В качестве
примера можно сослаться на тот же институт
гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся
в Конституции РФ, в конституциях республик,
в федеральных законах; в нем имеются нормы
диспозитивные и императивные, управомочивающие
и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к
тому или иному правовому институту необходимо,
ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет
все свойства, присущие институту в целом,
а их следует учитывать, чтобы правильно
уяснить механизм ее реализации.
1.2
Специфика конституционных
норм.
Специфика реализации
конституционных норм содержится в
их особенностях как норм права, устанавливающих
фундаментальные положения Основного
закона государства и общества. По мнению
В. О. Лучина, "все конституционные нормы
едины с точки зрения их основного назначения.
Это единство обусловлено их ролью и местом
в механизме правового регулирования".
Для полного и всестороннего раскрытия
проблем реализации конституционных норм
следует более подробно остановиться
на анализе особенностей норм Конституции
Российской Федерации.
В своей работе "Конституционные нормы"
Ю. А. Тихомиров писал, что "конституционная
норма - это тоже вид правовой нормы, поэтому
она обладает всеми признаками правовой
нормы вообще. Вместе с тем ей присущи
особенности. Это прежде всего то ведущее
место, которое занимает конституционная
норма, как и конституция в целом, среди
правовых норм". Тут имеют место особые
политико-правовые субъекты конституционных
норм. Специфика объектов конституционного
регулирования в значительной степени
предопределяет структуру, содержание
и другие важнейшие характеристики Конституции.
Собственно юридический аспект действия
Конституции проявляется в ее регулятивных
функциях, к которым, на наш взгляд, относятся:
учредительная, правонаделительная, охранительная
функции. Это соответствует особенностям
назначения Конституции, а также тех способов,
с помощью которых ее нормы воздействуют
на общественные отношения. Одни социальные
связи и явления конституционные нормы
призваны закреплять; для других они служат
непосредственным основанием их возникновения
и развития. Одновременно они охраняют
общественные отношения, провозглашая
цели общественного развития, выступают
в качестве своеобразного нормативного
ориентира [9].
Учредительная функция Конституции выражается
в признании и юридическом оформлении
важнейших социально-экономических и
политических институтов общества. Она
проявляется в закреплении устойчивости
системы общественных отношений, в сохранении
и упрочении основополагающих начал организации
общества и государства. Именно эту функцию
преимущественно выполняют объединенные
в отдельную группу нормы, закрепляющие
основы конституционного строя (гл.1 Конституции
РФ), статус Российской Федерации и ее
субъектов (ст.65-70), общий статус Президента
Российской Федерации (ст.80-82, ч.1 ст.87, ст.91),
Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства
(ст.110), других федеральных органов (ч.1
ст.125, ст.126-129). Вместе с тем учредительная
функция не исчерпывается только фиксированием
и переводом общественных отношений в
правовую форму. В ряде случаев конституционные
нормы выполняют роль фактического и правового
учредителя. Принятием Конституции (либо
на основе изменения ее отдельных положений)
создаются, например, новые государственные
органы: Федеральное Собрание (гл.5), Счетная
палата (п."г" ч.1 ст.103), Уполномоченный
по правам человека (п."д" ч.1 ст.103)
и др.[1].
Учредительной функции
соответствует особый способ конституционного
воздействия - установление, существенно
отличающееся от традиционных средств
правового регулирования: дозволения,
предписания и запрета. Не предусматривая
точно определенных прав и обязанностей
конкретных субъектов, они имеют всеобщий,
универсальный характер, одновременно
обращены ко всем либо ко многим видам
субъектов и обычно не порождают конкретных
правоотношений. Например: "Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны"
(ст.10 Конституции РФ) [10].
Правонаделительная функция раскрывает
позитивный аспект конституционного воздействия.
Она служит установлению основ правового
статуса определенной категории субъектов
права и обеспечению необходимых связей
между ними. Такую функциональную нагрузку
несут те конституционные предписания,
которые предусматривают права и позитивные
требования к участникам регулируемых
отношений. Конституция, например, не ограничивается
установлением системы и основных видов
государственных органов, а определяет
также их предметы ведения, основные права
и обязанности, ведущие линии взаимоотношений.
Речь прежде всего идет о нормах, которые
наделяют участников конституционных
правоотношений соответствующей компетенцией
(ст.83-89, 101, 102, 114, 125). Конституционные нормы,
выполняющие данную функцию, являются
обязывающими. Они воздействуют на поведение
соответствующих субъектов посредством
дозволений и предписаний. Реализуются
же как в общих, так и в конкретных правоотношениях
(в форме соблюдения), но преобладающей
формой реализации указанных норм в деятельности
государственных и общественных органов,
их должностных лиц выступает применение.
Спецификой целей и средств воздействия
отличается охранительная функция. Она
характеризует Конституцию, во-первых,
с точки зрения направленности ее норм
на защиту основ конституционного строя
и присущих обществу и государству институтов,
во-вторых, указывает на механизм ее "самообеспечения",
"самозащиты". В широком смысле охранительная
функция реализуется Конституцией в целом,
а в узком - через содержащиеся в ней специализированные
нормы либо их структурные элементы. Данная
функция осуществляется в различных формах,
с использованием разнообразных приемов
и способов воздействия конституционных
норм на общественные отношения. Конституция
устанавливает охраняемые и защищаемые
ею объекты. В качестве таковых выступают
высшие социальные ценности: человек,
его права и свободы (ст.2 и 18), народовластие
(ст.3), суверенитет Российской Федерации,
целостность и неприкосновенность ее
территории.
Охранительная функция (ст.4) проявляется
в установлении верховенства Конституции
в системе нормативных и правоприменительных
актов (ч.1 и 2 ст.15). Она выражается также
в том, что конституционные нормы предусматривают
наличие ответственности как системы
средств и способов охраны и защиты данного
вида общественных отношений (ч.4 ст.3),
а в ряде случаев и конкретные санкции
(ч.2 ст.85). Важную роль в осуществлении
охранительной функции Конституции выполняют
гарантирующие нормы (ст.8, 12, 17, ч.1 ст.19,
69, 133), запреты (ст.21, ч.1 ст.74) и др.
Творческие, стимулирующие, созидательные
свойства Конституции проявляются в установлении
ею целей и задач развития общества и государства.
Основной закон выступает как высший политико-правовой
ориентир такого развития, как средство
и способ социальной ориентации. Программно-целевые
положения Конституции дают нормативный
прогноз и осуществляют как бы опережающее
регулирование, определяют требования
к возникновению новых общественных отношений.
Провозглашение Российской Федерации
демократическим федеративным правовым
государством с республиканской формой
правления (ч.1 ст.1) исходит как из сущего,
так и из должного; определяет высшие стратегические
цели и задачи развития российской государственности,
прежде всего связанные с обогащением
ее демократического правового потенциала.
Признание человека, его прав и свобод
высшей ценностью (ст.2) с учетом содержащихся
в ст.18 дополнений обращено не только к
нашей повседневной действительности,
но имеет и программный характер. Данную
функцию выполняет ряд других конституционных
норм (ст.37, ч.2 ст.40, ч.2 ст.41, ч.2 ст.65, ст.79).
Глава 2 Реализация конституционных норм.
2.1 Процесс реализации конституционных норм.
Процесс реализации - это переход какого-либо
определенного явления в иное качественное
состояние, а также использование свойств
этого явления. Под реализацией права,
на наш взгляд, следует понимать соблюдение
его норм как государством и обществом
в целом, так и государственными органами
и должностными лицами, гражданами и их
объединениями. Многие ученые дают иное
определение. Например, А. Б. Венгеров полагает,
что реализацию права можно определить
как такое социальное поведение субъектов
права, в котором воплощаются предписания
правовых норм, как форму практической
деятельности по осуществлению прав, выполнению
обязанностей.
Имеются различные точки зрения ученых на разновидности и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: "использование права", "исполнение обязанностей", "соблюдение запретов", "применение законодательства". М. К. Маликов и другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. Л. С.Явич считал, "что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции - это способы (средства) ее реализации". При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: "...что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями"[13].
На особенности реализации конституционных норм влияют волеизъявление субъектов конституционного права, деятельность государственных органов и волеизъявление третьих лиц. В частности, реализация ряда этих норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Например, в ст.103 Конституции Российской Федерации изложены вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые она должна разрешить в процессе выполнения своей функции одной из палат законодательного органа власти страны.
Государственная Дума в течение трех последних созывов:
а) многократно принимала решения о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также об отказе в даче такого согласия;
б) несколько раз рассматривала вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и принимала при этом решения о недоверии либо отказе в доверии;
Информация о работе Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав