Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных норм и особенности их реализации".
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Конституционные нормы права………………………………………6
Понятие конституционных норм и их реализация……………………….6
Специфика конституционных норм……………………………………...16
Глава 2 Реализация конституционных норм………………………………....21
2.1 Процесс реализации конституционных норм……………………………21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………
в) рассматривала вопрос и назначала на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) неоднократно принимала решения о назначении на должность Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) дважды рассматривала вопрос и приняла решение о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
е) неоднократно принимала решения об объявлении амнистии;
ж) рассматривала вопрос, но не приняла решения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Однако имеются
конституционные нормы, реализация
которых осуществляется в результате
воздержания от совершения действий.
Например, ч.2 ст.55 Конституции РФ предусматривает,
что в Российской Федерации не
должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека
и гражданина. А в части 5 ст.13 Конституции
РФ запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни. Это достигается только путем активного
бездействия под воздействием возможного
наступления санкций за нарушение конституционных
норм [11].
Есть специфические конституционные нормы,
реализация которых зависит от желания
либо нежелания субъекта конституционного
права воспользоваться своим правом. Так,
в ч.4 ст.29 Конституции РФ определено, что
каждый имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию. Но это не означает, что каждый
обязан это делать. В Конституции Российской
Федерации закреплены права на пользование
родным языком, на свободный выбор языка
общения, воспитания, обучения и творчества,
на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным
ценностям. Эти конституционные нормы
могут быть реализованы исключительно
по усмотрению субъекта либо он может
не воспользоваться предоставленным ему
данной конкретной нормой правом. Но конституционную
норму, предусмотренную в ч.2 ст.85 Конституции,
в которой указано, что Президент Российской
Федерации вправе приостанавливать действие
актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в случае
их противоречия Конституции Российской
Федерации, федеральным законам и международным
обязательствам Российской Федерации
или нарушения прав и свобод человека
и гражданина до вынесения решения по
этому вопросу соответствующим судом,
нельзя даже теоретически рассматривать
в отрыве от обязательств, возложенных
на главу государства.
Данная норма должна
быть применена Президентом
Ряд конституционных норм возлагают конкретные
обязанности и обязательства на субъектов
конституционного права. Например, в ст.2
Конституции РФ подчеркнуто, что признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства,
а в ч.2 ст.15 указано, что органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Статья 44 (ч.3) Конституции
РФ закрепила обязанность каждого заботиться
о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и
культуры. Указанные обязанности и обязательства
должны выполняться независимо от волеизъявления
конкретного субъекта.
В Конституции содержатся и такие конституционные
нормы, которые гарантируют субъектам
конституционного права защиту от принуждения
к применению нежелательных деяний. В
части 1 ст.29 предусмотрено, что каждому
гарантируется свобода мысли и слова.
И в то же время указано, что никто не может
быть принужден к выражению своих мнений
и убеждений или отказу от них (ч.3). В статье
30 закреплено право каждого на объединение.
И одновременно подчеркнуто, что никто
не может быть принужден к вступлению
к какое-либо объединение или пребыванию
в нем. Это дополнительная гарантия свободного
волеизъявления субъекта конституционного
права на реализацию своих прав и свобод
по своему личному усмотрению.
К особой группе конституционных норм
следует отнести нормы, реализация которых
должна учитывать волеизъявление и права
третьих лиц. В первую очередь это нормы,
прямо направленные на воздержание от
нарушения прав третьих лиц. В части 3 ст.17
Конституции РФ предписано, что осуществление
прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы третьих
лиц. Именно в развитие этого положения
в тексте Конституции РФ и принятых на
ее основе законах закреплены специфические
нормы. Так, в ч.2 ст.21 Конституции РФ предусмотрено,
что никто не может быть без добровольного
согласия подвергнут медицинским, научным
или иным опытам, а в ч.1 ст.24 указано, что
сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия не допускаются.
Можно условно выделить специальную группу
конституционных норм, реализация которых
обеспечивается непосредственно и буквально
исходя из текста Конституции. В ч.3 ст.81
Конституции РФ указано, что одно и то
же лицо не может занимать должность Президента
Российской Федерации более двух сроков
подряд, а в ч.1 ст.85 записано, что Президент
Российской Федерации может использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Для реализации указанных норм не требуется
принятия каких-либо дополнительных правовых
актов. Однако реализация ряда конституционных
норм прямо увязана с действием других
правовых актов. Так, в ч.1 ст.66 Конституции
указано, что статус республики определяется
Конституцией Российской Федерации и
конституцией республики. Никто не может
быть лишен права на рассмотрение его
дела в том суде и тем судьей, к подсудности
которых оно отнесено законом - так гласит
ч.1 ст.47 Конституции. Названные конституционные
нормы реализуются в совокупном применении
с иными правовыми актами [15].
Недопустимым, по нашему мнению, является
отнесение к какой-либо форме реализации
конституционных норм фактов нарушения
требований Конституции. В целях обеспечения
механизма реализации конституционных
прав и свобод человека предусмотрены
специальные нормы Конституции РФ. В части
2 ст.55 Конституции закреплено, что в Российской
Федерации не должны издаваться законы,
отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина. Статья 57 Конституции
РФ определила, что законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют. В случаях принятия актов либо совершения
действий, противоречащих изложенным
требованиям, данные конституционные
деликты в большей мере могут быть отнесены
к правонарушениям. А вот активное выполнение
предписаний этих норм является их реализацией.
Следует подчеркнуть, что "стадия реализации
прав и обязанностей участников конституционно-правовых
отношений - завершающая в механизме конституционного
регулирования и в известной мере решающая,
поскольку позволяет установить, достигнуты
ли цели, поставленные законодателем в
процессе принятия конституционного законодательства,
насколько эффективно его политико-правовое
воздействие на развитие общественных
отношений".
Конституционные нормы претворяются в
реальную жизнь, воплощаются в реальных
конкретных деяниях (действиях и бездействии)
государственных органов, а также граждан
и их объединений. Изложенный анализ специфики
и особенностей реализации конституционных
норм позволяет сделать вывод о наличии
специфических форм их реализации. Совершенно
верна позиция Л. А. Морозовой, что ":реализация
конституционных норм имеет много общего
с аналогичным процессом отраслевых норм,
но ей присущи и свои специфические черты,
определенная сложность, что обусловлено
особым положением конституционного законодательства
в: правовой системе, своеобразием содержания
и формы его предписаний, комплексным
характером конституционного воздействия
на общественные отношения" [18].
Таким образом, результаты проведенных
исследований показывают, что специальными
формами реализации конституционных норм
(ввиду их особенностей) могут являться
соблюдение и применение Конституции
Российской Федерации.
Заключение.
Российская система права включает в себя множество отраслей права. Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в своих нормах основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционно-правовых нормах, а тем более противоречит им. Исходя их этого, необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют определяющую роль в жизни общества и государства.
Давая характеристику
конституционно-правовых норм необходимо
отметить, что ряд этих норм представляют
собой нормы-декларации. Но большинство
из них содержит конкретные общеобязательные
правила поведения и предполагает или
прямо указывает на возможность принудительного
обеспечения. В них часто можно выделить
обычные структурные элементы всякой
правовой нормы: гипотезу, диспозицию
и санкцию. Но во многих нормах санкция
отсутствует, в иных же нет и гипотезы.
Это затрудняет технико-нормативистский
анализ многих конституционных правоотношений,
заставляя юристов логически выводить
или искать скрытые средства правового
обеспечения таких норм. Впрочем, часто
этого не требуется, так как порождаемые
этими нормами правоотношения не приводят
к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются
нормами политической морали.
Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают :
1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство
Российской
Федерации слагает свои полномочия»;
2) диапозитивными, в которых субъекту
предоставляется возможность воспользоваться
или не воспользоваться своим правом,
выбрать одно из действий, предусмотренных
в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции
РФ): «Президент Российской федерации
может использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации..». Или (ч. 1 ст. 117
Конституции РФ): «Правительство Российской
Федерации может подать в отставку, которая
принимается или отклоняется Президентом
Российской Федерации».
Некоторые авторы работ по конституционному
праву рассматривают обязывание и дозволение
как проявление различных приемов и способов
правового воздействия на общественные
отношения, совокупность которых образует
метод конституционно-правового регулирования.
Но для такого вывода нет достаточных
оснований, поскольку обязывание и дозволение
свойственны нормам практически всех
отраслей права и, следовательно, никакой
специфики конституционного права не
выражают. А это лишает смысла и вывод
о якобы специальном методе конституционно-правового
регулирования.
Список
литературы
I. Нормативные акты
1.
Конституция Российской
2.
Федеральный конституционный
3.
Федеральный закон «О
II. Литература
4.
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А.
Конституционное право
5. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2004.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2005.
7. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2001.
8. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права// Государство и право. 2003. № 4.
9. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2004. № 4.
10. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2000.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004.
12. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
13. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
14. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.
15. Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001.
16. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003.
17. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.
18. Теория государства и права. Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.
19. http://www.consultant.ru/
Информация о работе Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав